Железные дороги на старинной почтовой открытке. (5)

Jan 19, 2017 11:59

Сегодня в этой рубрике будут представлены Курско-Нижегородский вокзал Москвы и Ромодановский вокзал в Нижнем Новгороде.

Начнем с Курско-Нижегородского (сейчас Курский) вокзала.



На цветной открытке начала двадцатого века, запечатлено здание 1896 года постройки. Архитектор Н.И. Орлов. У этого вокзала сложилась нелегкая судьба.
Изначально линия Москва-Нижний Новгород строилась частной компанией под громким названием "Главное Общество Российских железных дорог" (ГОРЖД). Организаторы ГОРЖД, были величайшими железнодорожными аферистами в нашей истории. Изобретателями принципа приватизации доходов и национализации убытков. (А вы думали, что в нашей новейшей истории что-то новое изобрели?). Но это отдельная история, а сейчас только о том, как это повлияло на судьбу вокзала. Частные владельцы, построили деревянное здание Нижегородского вокзала, явно не справлявшееся с потоком пассажиров, да и вообще располагавшееся за городом. Деятельность общества, владельцами которого были преимущественно иностранные банкиры, а управляющими французские инженеры, декларировавшее поистине наполеоновские планы, привело к колоссальным убыткам предприятия и личному финансовому благосостоянию владельцев. Ибо благосостояние владельцев гарантировалось государственной казной. Так что никаких денег на строительство нового вокзала у ГОРЖД не было. У них вообще все было "прекрасно", включая аферы с подрядными паровозами еще на стадии строительства. В общем, кончилась эта история выкупом государством этой дороги. Соответственно вопрос о строительстве нового вокзала плавно перекочевал на государственные плечи. В качестве решения было предложено Нижегородский вокзал объединить с Курским, новым вокзалом, что уже строился на Садовом кольце. С 1 января 1894 года была создана “Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога”, она-то и взяла на себя все заботы этих направлений. Здание вокзала было достроено в 1896 году В газетах тех дней было помещено объявление, что Нижегородский вокзал, у Покровской заставы, с 14 июня 1896 г. закрывается для приема и отправления пассажиров, и с этого времени все московско-нижегородские поезда будут отходить от нового Курского вокзала.
Но видно "место это все-таки было проклятое", так как на этом злоключения вокзала не закончились. Вокзал пережил две реконструкции. Первую в 1938 году, а вот вторая пришлась на не самый лучший период нашей архитектурной истории, на 1972 год. В результате здание вокзала было закрыто хоть и оригинальной, по своему, конструкцией сохранивший старые интерьеры, но убившей внешний вид этого архитектурного шедевра.

Перейдем к Ромодановскому вокзалу.



На данной открытке фотография 1916 года. Проект вокзала был одобрен в 1900 году. Построен он был в 1904 году. Кто архитектор вокзала доподлинно не известно. Московско-Казанская железная дорога была весьма не бедной, и могла позволить себе содержать отдельное архитектурное бюро. Один из положительных примеров частной железной дороги в Российской Империи.

На фото, облигация 1914 года, купленной мною по случаю, и украшающая стену моего кабинета.



Обратная сторона.



Вокзал проработал до 1974 года, но т.к. он, к сожалению, был еще и примером отрицательной стороны частных железных дорог, Российской Империи, а именно дублированием функций, которые можно было бы свести к единой составляющей при организации системы железных дорог общего пользования (идея хоть и родилась у будущего академика Образцова, еще до Революции, но принята была только при СССР). В результате оползня на идущей к вокзалу ветке ж.д. вокзал был отрезан от сети, а так как его функции можно было передать на другой вокзал, ветку решили разобрать и вокзал закрыть. Здание вокзала дошло до наших дней, им и сейчас можно полюбоваться, как памятником архитектуры.

железная дорога, архитектура, история, старая открытка

Previous post Next post
Up