Василий Макарович Шукшин: жизнь и творчество. Ч. 4

Oct 27, 2022 03:36


Продолжение. Начало тут:  Ч. 3 -  https://jurii45.livejournal.com/497574.html

Ч. 2 -  https://jurii45.livejournal.com/496747.html

Ч. 1 -   https://jurii45.livejournal.com/496618.html





Все лето 1970 г. Шукшин вместе с основными членами съемочной группы "Степана Разина" колесили по стране, подбирая натуру. На целый месяц пришлось застрять в Астрахани, где в августе началась эпидемия холеры. Съемочная группа "профилактировалась" водкой и осетриной, которая стоила 1 рубль за 1 кг. У Высоцкого, кстати, есть песня об этой холере, очень созвучная с недавним ковидом.

image Click to view



А вот таким Шукшин был во время этой поездки. Отпустил себе бороду, готовился осенью играть Степана Разина.



Но, наверное, только он на студии не знал, что вся эта подготовительная работа впустую. Фильм и не собирались запускать. Если в первый раз фильм тормознули для переделки якобы сцен жестокости, насилия и "садизма", в этот раз дирекция заявила, что для съемок фильма такого масштаба потребуется не менее 10 миллионов рублей, а Госкино дало только 3. И один "Степан Разин" "съест" значительную часть бюджета скромной Киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького.

Но опять взамен Василию Макаровичу разрешили снимать сценарий "Печки-лавочки", который ранее был отвергнут студией. Выражаясь по современному "роуд-муви" о том, как колхозник-тракторист Иван Расторгуев и его жена Нюра поехали в Крым к Черному морю отдохнуть. И что из этого вышло, когда сибирская деревня познакомилась с городской жизнью.

Шукшин писал роль Ивана Расторгуева для Куравлева, но тот в это время решил изменить амплуа. От "чудиков" - Пашки Колокольникова и Шуры Балабанова он решил перейти к Робинзону Крузо и гестаповцу Айсману. Встретив Куравлева в коридоре студии Шукшин выговаривал ему:"Что же ты, бл...дь, делаешь, под самый дых бьешь". Испугавшись, что Шукшин может и врезать, Куравлев предложил ему самому сыграть Расторгуева. Шукшин заинтересовался:"А может, Нонну Мордюкову уговорю, и я с ней в паре попробую. Если ей одеяло на себя не давать тащить... Мой скелет с ее телом - убедительная ячейка семейная?!"

Пришлось Шукшину снимать "семейный фильм", кроме него еще играли жена Лидия Федосеева и две дочки Маша и Оля. И нет-нет, да и прорывались в Иване Расторгуеве заготовки роли для Степана Разина. Крепкий кулак, режущий взгляд, нервно-весомое, опасно-убийственное слово.



Есть у меня деньги, есть! - не подговаривайся! Только попробуй, возьми хоть один рубль - вот, видел? Быка-трехлетка с ног сшибаю…!!

Замечаний к готовому фильму было столько,что две трети фильма надо было переснимать. Пришлось Шукшину убирать практически все эпизоды с плотогоном, которого играл минский скульптор Борис Марков, убрал эпизоды с местным алтайским балалаечником Федей Телелецких, уж больно забористые частушки он с Ваней Расторгуевым исполнял, некоторые сцены похождений Вани и Нюры по Москве.

Премьера фильма прошла незаметно, так же незаметно фильм прошел по стране. Но сам Шукшин оценивал его гораздо выше трех своих предыдущих фильмов. Впоследствии он оценивал их, как снятые для денег. А вот настоящими считал ""Печки-лавочки" и "Калину красную".

И вновь Шукшин стал ходить по инстанциям, чтобы осуществить постановку "Степана Разина". Тут директор "Мосфильма" Сизов предложил снять "Разина" на его студии. Но перед этим он попросил Шукшина снять фильм на современную тему. Сизову понравилась ранее опубликованная в 1972 г. в журнале "Наш современник" киноповесть Шукшина "Калина красная" . Вот он и попросил Шукшина ее для начала экранизировать.

Так Шукшин перешел с Киностудии им. Горького на "Мосфильм". В начале фильм предполагалось снимать в Экспериментальном творческом объединении у Григория Чухрая. Но тому не понравилось, что главный герой фильма, вор-рецидивист, представлен положительным героем. В итоге фильм начал сниматься в Первом объединении у Сергея Бондарчука, который пообещал, что после "Калины красной" поможет Шукшину наконец-то снять "Степана Разина".

1 марта 1973 года вышел приказ о запуске лирико-драматической комедии, как в подготовительный период попросили Шукшина именовать свое будущее творение. С таким определением согласился и Бондарчук, полагая, что оно "поможет вернее выдержать атмосферу фильма, не усугублять излишне трагических интонаций. А Шукшин, некогда бившийся за "чистоту жанра", жил теперь наученный горьким опытом по принципу "хоть горшком назови, только дай снимать".

Съемки "Калины красной" проходили в 1973 г., а весной 1974 г. картина вышла на экраны. В прокате фильм собрал 62,5 млн. зрителей, чуть-чуть уступив занявшему первое место в прокате с 63 млн. штатовскому "Золоту Маккенны". А за всю историю советского кино "Калина красная" по числу зрителей заняла 14 место.

Не в первый раз советское кино обращалось к теме нелегкой доле вора-рецидивиста, пытающегося встать на путь исправления. Это и "Жизнь прошла мимо", "Цепная реакция", "Верьте мне, люди".



"Жизнь прошла мимо".1958г.- о трудной "воровской" доле в СССР.



"Верьте мне люди".1964 г



"Цепная реакция",1962 г.-романтическая история о советских "ворах в законе"

Но ни один из фильмов на эту тему не вызвал такого отклика у зрителей, как "Калина красная".

Так что же нам представил Шукшин в виде так называемой лирико-драматической комедии "Калина красная"? А такое, что переплюнул всех "диссидентов" по количеству даже не фиг, а таких качественных болтов на метр пленки, которые Шукшин положил в отношении властей. И ведь надо же было так все это снять, что фильм не закинули "на полку", а наоборот - дали главный приз за лучший фильм на Всесоюзном кинофестивале 1974 г. и признали лучшим фильмом года по итогам опроса журнала "Советский экран" в 1975 г.

Уже в самом начале фильма зрителя начинают накрывать вот эти самые "болты". Знаменитая сцена исполнения самодеятельным хором "Вологодского пятака" песни "Вечерний звон", где группу, исполняющую "Бом-бом", составляют воры-рецидивисты, которые выходят на волю. Это такая традиция и зэки ее берегут. Очень колоритный ведущий.



Его играет заместитель директора съемочной группы "Калины Красной" Жаров. Вот он слева. Такой упитанный. Однозначно завхоз отряда и стучит куму.



Заместитель директора Жаров был только что принят на "Мосфильм", до того он работал, как заявлял Шукшину, в «министерстве». В экспедиции с утра он садился рядом с шофером и уезжал доставать реквизит, а Шукшину рекомендовал жизнь изучать пешком - город не велик. Ох, и попил он кровушки у Шукшина, пока его не убрали в Москву на строительство декораций.

Была у Жарова страсть самому сняться в кино. Шукшин предложил ему быть «объявляющим конферансье» в тюремном хоре, поющем «Вечерний звон» (начало фильма), при условии, что он пострижётся наголо, под машинку. Жаров согласился. «Такой окраски пропитого голоса не отыскать, и место- то ему в колонии, а голос - дорогого стоит», - объяснял помощникам Шукшин.

А вот в группе "Бом-бом" стоит Егор Прокудин. Стоит, закатывая глаза, ухмыляется, невпопад давит из себя этот самый "бом-бом", всем своим видом показывая, что видал он все это "пение" на одном предмете.



А что же видит понимающий зритель? А то же самое, что и автор. Загнали народ за решетку, одели в арестантские робы и дали попеть. Жить стало лучше, жить стало веселей в нашем социалистическом лагере. А дальше пошло по нарастающей.

Но об этом в следующей части.

https://dzen.ru/a/Y1gYegBBbSsnooAM?&

Кино, Шукшин Василий

Previous post Next post
Up