Завершаю публикацию отрывков очень для меня важной книги, которая должна выйти вот-вот. Надеюсь, что скоро смогу позвать вас на свидание с ней в московский Дом Балтрушайтиса или ещё куда-нибудь. Хочется, чтобы её узнали и оценили историки, литераторы, богословы... И вообще те, кому небезразлично, откуда мы взялись именно здесь, в таком соседстве и почему говорим, пишем и поступаем так, как мы говорим, пишем и поступаем.
Альгимантас Бучис - Algimantas Bučys
"ИСТОРИЯ ПРИ СВЕТЕ ПИСЬМЕННОСТИ"
Жестокое убийство Войшелка в монастыре св. Михаила (г. Владимир-Волынский), безусловно, должно было потрясти современников. Трагическая смерть могла придать и, как увидим, придала интонацию мученичества поздним редакциям Жития Богоизбранного Войшелка, сохранившимся в разных сводах русских летописей...
...Понимаю, что для нынешних историков вся эта средневековая мистика - пустой звук: «Дьявол, искони не хотящий добра человеческому роду» как подлинный виновник убийства. Ладно. Хотя лично я более склонен доверять летописцу и его современнику Фоме Аквинскому, едва ли не главному авторитету средневековья после св. Августина. Эти мужи наедине беседовали с Дьяволом и немало написали о происхождении чертей, их целях, специализации и великой роли в истории человечества. Мне тоже повезло. Я своими глазами видел солидное чернильное пятно на стене кельи удивительного замка в Вартбурге - здесь Мартин Лютер запустил чернильницей в Чёрта, когда тот всяческими способами мешал ему переводить Священное Писание на немецкий язык... Будь моя воля, дипломы литературоведам и историкам-медиевистам выдавались бы только после успешной сдачи экзаменов по демонологии и ангелознанию, по алхимии и магии (белой и чёрной), астрологии и немецкому средневековому мистицизму. Возможно, и по каббаллистике, хотя тут следовало бы проконсультироваться со специалистами по вопросам политкорректности. Без знания упомянутых предметов нечего делать в средневековье…