Краткая история ухода за оружием: материалы и средства

May 14, 2017 16:50



Сегодня владельцы оружия не особо заботятся о том, чем же его чистить и смазывать. Рынок предлагает огромное количество масел, причем как именитых производителей (Ballistol-Klever, Brunox, Kroil…) так и менее известных. Неплохой продукт, как по мне, производит и украинский концерн ХАДО, но есть варианты, производимые и для менее взыскательных граждан, к примеру неплохи смазки «Ружес», недорогие смазки «Терен» также вполне выполняют свою роль. Кроме того, смазка оружия машинными маслами и составами для чистки и борьбы с ржавчиной тоже вполне допустима, и это - самый экономный вариант. К примеру, ничего плохого нет в чистке оружия WD-40 и аналогами, в смазке обычным моторным маслом. Вариант для экономных, что в наше время немаловажно.
Болеть голова начинает только у владельцев оружия под дымный порох, поскольку продукты сгорания дымного пороха, и так достаточно «грязные», в смеси с остатками оружейного масла на нефтяной основе, образовывают смолообразный нагар, который очень тяжело очистить и растворить. Тут приходится возвращаться к истокам», или же применять иные составы, не склонные к реакции с пороховым нагаром.
Но что же это за истоки?

Не имея доступа к синтетическим маслам, наши предки искали материалы, пригодные для смазки и чистки оружия, в живой природе.
Еще каких-то 120-150 лет тому назад животные и растительные масла занимали пальму первенства в перечне средств ухода за оружием. Увы, далеко не все они обладали достаточными антикоррозионными свойствами, промышленность не знала нержавеющих сталей, а оксидные покрытия не всегда спасали металл от воздействия пороховых и капсюльных газов. Потому чистка оружия была делом ответственным, а пропуски сроков чистки или небрежная чистка быстро приводили к порче оружия.




Костяное масло, костное масло- высококачественное органическое смазочное масло животного происхождения. Прозрачная, светло-желтого оттенка маслянистая жидкость. Использовалось в прошлом для смазки точных механизмов - например, часов и в медицине. Вырабатывается из животного костного жира, содержащегося в крупных костях животных. В отличие от костного жира, застывающего при низких положительных температурах, костяное масло остается жидким до −2 °C, а высокоочищенное до −18 °C.
Его минус - сравнительная дороговизна. Если обеспеченные стрелки могли покупать это масло, вполне подходящее даже для смазки часов, то армия не всегда могла себе позволить его широкое использование. Тем не менее, это масло - едва ли не лучший в то время вариант для ухода за механикой оружия. Прежде всего по причине неплохих антифрикционных свойств и низкой кислотностью.
Кроме того, это отличное средство для ухода за кожей и кожаными изделиями. Применяется до сих пор



Гораздо шире в армии применялся костный жир - смесь различных животных жиров, извлекаемых из трубчатых и губчатых костей сельскохозяйственных животных, в основном свиней и крупного рогатого скота.
По внешнему виду костный жир высшего сорта напоминает топленое коровье масло, хотя у жира низших сортов консистенция может быть жидкая или мазеобразная. Цвет костного жира высшего сорта - от белого до желтого (в расплавленном состоянии прозрачный), у первого и второго сорта допускается сероватый и зеленоватый оттенок (в расплавленном состоянии мутный). Вкус и запах приятные, в 1-м сорте допускается легкий привкус поджаренной шквары или вкус бульона.
Кислотное число костного жира не превышает 1,2 мг КОН. Массовая доля влаги в жире высшего сорта не более 0,25 %, 1-го сорта не более 0,30 %.



Кроме того, для чистки и смазки широко применяли дешевое и доступное сало. Но сало, как правило, баранье. Причем не в состоянии «как есть», а топленое. Изготавливали его особым способом на подразделение, причем наука состояла не только в том, как его топить, но и в том, как подбирать исходный компонент.
Проблема в том, что примеси, имеющиеся в сале, могли вызывать ржавление оружия ввиду кислотной или, наоборот, щелочной реакции. Потому применение «какого попало» сала или неумелое пользование этой смазкой могли принести больше вреда, чем пользы.
Сало играло важную роль и в патронном производстве. Им (в смеси с другими веществами) осаливали пули и обертки пуль, причем как в эпоху дульнозарядных ружей, так и при переходе к заряжанию с казны. Обертки пуль и смазка, заложенная в канавки на пулях, размягчали пороховой нагар, уменьшали освинцовку, способствовали поддержанию чистоты ствола при стрельбе.
Смесь сала с воском применялась не только для осалки пуль и патронов, но и для замазки камор на капсюльных револьверах, помогая избежать одновременной инициации зарядов нескольких камор от пламени выстрела. До сих пор стрелки из капсюльных револьверов спорят, что лучше для замазки камор: маргарин с воском, баранье сало с воском или туда еще скипидара добавить? :)
По сути, от осалки отказались только после введения патронов с оболочечными пулями, а там, где свинцовые пули применяются, осалка присутствует в той или иной мере, пусть уже и в виде синтетического состава. К примеру, патроны Тарасова к винтовке Мосина, револьверные патроны со свинцовыми пулями, пули к малокалиберным винтовкам и пистолетам.



Деревянное масло, оно же лампадное масло (не путать с современным - нынче оно на основе вазелинового масла) - самое недорогое оливковое масло с низкой степенью очистки. Об оливковом масле, наверное, говорить просто не имеет смысла, т.к. оно известно всем. В отличии от подсолнечного, которым оружие смазывать категорически недопустимо, деревянное масло входило в перечень средств, которыми обеспечивались войска, вооруженные 6-ти линейными винтовками и переделками из них, в частности, системами Крнка, Карле, Баранова.



Скипидар (терпентин). Скипидар - продукт перегонки древесного сырья. Скипидар рекомендовали применять для снятия освинцовки и ржавчины, однако смазывать им оружие невозможно, т.к. состав скорее, подойдет для промывки от жиров и грязи.

Зола. Да, обычная зола, очищенная от песка и посторонних примесей. Зола, взятая из походного костра, отлично нейтрализовала кислотное действие продуктов сгорания и работала как мягкий абразив, не опасный для деталей оружия. Кстати, это стоит помнить и теперь: если нечем нейтрализовать кислое действие продуктов выстрела, поможет зола и вода. Вода горячая, чтобы легче сохло оружие, где присутствие воды долгое время однозначно приведет к появлению ржавчины.
Если не помогала зола, в эпоху дульнозарядок и первых казнозарядок на их основе применяли трипел. Трипел это минерал кремнистой породы, идущий на полировку металлических вещей и на огранку стекла. Осадочная горная порода, рыхлая, мучнистая или твердая, пористая, состоящая из микроскопических округлых зерен опалового кремнезема.
Применялся в виде порошка, достаточно мелкого, но в то же время эффективного «мягкого» абразива, в виде кашицы с водой или квасом (!). Кашица растиралась по поверхности тряпкой или деревянными палочками.
Следует отметить, что это было уже не столько штатное средство для чистки, сколько средство для избавления от особо «прилипчивого» нагара или следов ржавчины. Просто так тереть трипелом оружие не поощрялось. Опять же, сорт материала играл немалое значение: слишком крупная фракция мало чем отличалась от толченого кирпича, и потому могла принести больше вреда, чем пользы. Потому уже в наставлении к винтовкам Крнка трипел предписывалось применять только для чистки частей из цветного металла. Далее применение трипела и вовсе сходит на нет…
Не даром лесковский Левша даже на смертном одре повторял, что «англичане ружъя кирпичом не чистют!»

Толченый кирпич был плохой заменой трипелу. Более острые и крупные частицы делали его слишком сильным абразивом. По нужде кирпич, тщательно истолченный, применялся для очистки внешних поверхностей оружия, если иным способом вычистить следы ржавчины уже не получалось. Категорический запрет чистить стволы кирпичом существовал практически всегда и везде, но нередко нарушался. Причины просты: доступность кирпича, строгий спрос за внешний вид оружия, требования к блеску оного.
Поскольку стреляли солдаты очень мало (не более 10 выстрелов в год в мирное время), а уровень грамотности был практически нулевым, объяснить, что уничтожение ствола оружия страшнее, чем «втык» от унтера за недостаточное сверкание, было невозможно. Как результат, к концу назначенного 20-30-ти летнего срока службы ружье нередко приходило в негодность по причине растертого ствола. Такие стволы в годы Крымской войны нередко имели даже относительно новые, переделочные из кремневых, ружья. Понятно, что точности не было и в помине, страдала дальность, а при стрельбе пулями Нейслера (они чуть тяжелее круглых и обтюрация там лучше) такие стволы просто разрывало.
Более того, еще Федоров писал, что для того, чтобы строевые приемы «звучали» лучше, солдаты нередко разжигали каналы для шомполов, не докручивали винты, в общем, делали ружье бряцающей и сверкающей конструкцией. Оно и понятно: за стрельбу не спрашивали, а вот шагистика и ружейные приемы были основным показателем боеготовности бойца и в целом части.

Наконец, чистка «чернопороховых» винтовок была немыслима без воды. Вода отлично смывала нагар, а поскольку применялся почти кипяток, то вода без вреда испарялась с оружия, и не требовала особого способа ее удаления.
Впрочем, так было до тех пор, пока ствол представлял из себя простую трубу. Несъёмные стволы винтовок Крка и, тем более, новых Бердана и им подобных такой способ чистки исключили или, как минимум, сильно ограничили. Даже горячая вода, попадая в отверстия для винтов, пазы, полости ствольной коробки, не успевала испариться, и вытеснить ее оттуда было уже труднее. «Проливать» стволы перестали, иногда применяя только чистку ствола смоченной щеткой.
Вскоре вода и вовсе уступила место керосину, как более эффективному средству для снятия нагара. Впрочем, процесс это был достаточно небыстрый.

К примеру, так чистили винтовки Крнка







А так - уже Мосинки.




Наконец, для чистки как применялась простая пакля, очищенная от кострики.


Ветошь была только обтирочным материалом и применялась не слишком широко. Ствол же чистился только и только паклей, которая, кстати, и до сих пор едва ли не лучшее средство чистки оружия, намного лучше ветоши.

По сути, к 1870-м в армии сложились те же правила чистки, что и теперь. Применялись деревянные палочки, пакля, очищенная от кострики, ветошь, деревянные палочки. Только вместо нефтяных масел применялись еще растительные и животные.
Уже начинались эксперименты с нефтяным маслом..у немцев появился уже «Баллистол», другие армии применяли нейтральные масла на вазелиновой основе для смазки и чистки, начал применяться обезвоженный керосин, прекрасно помогавший при снятии нагара.Животные жиры еще применялись на рубеже веков, однако уже к концу Русско-японской войны они стали уступать позиции нефтяным смазкам, а после ПМВ так и вовсе оказались вытесненными в "гражданскую" сферу, где понемногу изживали себя окончательно.
В общем, до нынешнего положения веще оставалось только несколько шагов и изобретение раствора РЧС… Впрочем, относительно недавно появились модные пены для снятия нагара и омеднения, особые составы десятка наименований. За крайне редким исключением, покупка такого ультрамодного средства - не более чем победа маркетинга над здравым смыслом.

Думаю, интересно также и понимать, как чистили и чем чистили оружие.




.наконечник шомпола Крнка









набор для чистки Бердана-2



Набор для чистки винтовки Мосина

Некоторые винтовки и вовсе не имели шомпола, чистка осуществлялась в полевых уловиях протяжками



а в казарменных - шомполами, которые к отдельным винтовкам не придавались.

Понятно, что появление масленок и замена ими жировниц - прямое следствие того, что жидкое масло стало использоваться вместо сала, а сало осталось продуктом питания, а не средством ухода за оружием.

История, Оружие

Previous post Next post
Up