По следам былых баталий: субъективные заметки о термине "фотография"

Mar 24, 2013 20:21

Захотелось собрать в одном месте реплики из зала, услышанные от многих участников неожиданно оживлённой дискуссии (см. здесь, здесь и здесь) о том, что мы понимаем под термином "фотография" и где та граница, до пересечения которой фотография остаётся таковой, а после - становится продуктом смешанных техник. Предупреждаю сразу, что эта выборка очень субъективна, поскольку не смотря ни на что я остаюсь пуристом, полагающим, что:

  • Следует разделять техническую фотографию и фотографию, как предмет искусства. Под первой подразумевается только способ записи изображения посредством воздействия света на светочувствительную эмульсию. Вторая является первой, но с привнесенной художественной и/или духовной (некоторые говорят о энергетической) составляющей, коей её наделяет фотограф, воплощая в ней свой творческий замысел.
  • Имеет значение как сделана фотография. Существует огромная разница между удачно пойманным моментом, хорошо схваченным природным светом, мастерски созданной в натуре композицией, уловленном "в живую"сюжете и тем же, но созданным искусственно посредством современных цифровых методов обработки изображения. Только первое имеет право именоваться настоящей фотографией, тогда как второе - суть фотоколлаж, иллюстрация, продукт полиграфии, рендеринг и т.д. Первое свидетельствует о мастерстве фотографа, второе - иллюстратора/дизайнера/рендериста/художника.
  • Назовём метод получения фотоизображения без последующего привнесения/удаления его элементов, меняющих композицию и сюжет прямым или первичным. Когда такие фотографии выполнены мастерски (по всем или комбинации критериев, которыми мы привыкли оценивать качество фотографии), они становятся уникальными произведениями искусства. Вторичным или комбинированным будет любой метод сюжетно-композиционного "обогащения" изображения.
  • Говоря о художественных качествах неэтично называть фотографией комбинированное изображение - правильно называвать его фотоколлажом, иллюстрацией. Тем не менее с технической точки зрения оно может оставаться фотографией, как изображение полученное путем воздействия света на светочувствительный состав.
  • Негатив первичен, а отпечаток с него - вторичен. Именно негатив несет в себе квинтэссенцию эмоционального состояния автора-фотографа, а печать с него - это всего лишь прочтение оригинала.
  • Авторская печать с негатива, выполненная автором фотографии (т.е. фотографом, произведшим негатив) должна иметь наибольшую ценность, так как несет в себе двойной заряд творческой энергии автора. Неавторская печать может быть очень удачной и здесь нужно указывать и имя фотографа, и имя принтера (печатника). Но в любом случае неавторская печать должна иметь меньшую ценность в сравнении с авторской.
  • Аналоговая печать имеет существенные ограничения и "держит" фотографа-плёночника в рамках. Цифровая печать, вкупе с предворяющими её методами постобработки цифрового изображения, предоставляет слишком много возможностей при чрезмерном увлечении которыми смысл фотографии выхолащивается, а сама она становится фотоиллюстрацией или фотоколлажом.
  • Фотоколлаж и сродние ему техники является родом искусства, но не этично выдавать их за прямую/первичную фотографию.
[Итак, далее идут цитаты (с некоторыми купюрами)...]Итак, далее идут цитаты (с некоторыми купюрами):

...формирование платиновой печати с цифронегатива и подача его на рынке как некоторого уникального артефакта согласно ожиданиям публики - это в значительной степени смахивает на мошенничество. Если при этом автор честно пишет - печать с цифрового промежуточного негатива - нет никаких проблем! Если не пишет, то есть определенные проблемы. Но они не в изображениии самом, а в отношении к изображению. (remiphoto)

...фотография, это имеено фотография, а не пленкография, камерография или темнокомнатография. Честность автора заключается исключительно в отношении к зрителю, а не в том, какие техники он при этом использовал (1greywind)

...самое главное это содержание фотографии. То есть смысл в заложенном изображении. Дальше можно выбрать чем можно усилить или подчеркнуть смысл, а вот тут способов много и печать с цифронегатива в том числе... Скажем голодная проявка, ретушь негатива, маскирование при печати - это по сути аналоговый фотошоп. Просто нужно чувствовать меру, перейдя которую, смысл фотографии теряется и выпирает неестественная обработка. Я не против фотошопа, но должно быть чувство меры.(shinanim)

...коллаж-фотошоп... - это на совести фотографа. Если он позволяет себе так делать, а люди для кого предназначена фотография в восторге, то ничего смертельного в этом нет. Да он обманул момент и сам его придумал подсовывая или убирая предметы и т.д.. Как говорится победителей не судят. Но я бы такое не назвал настоящей фотографией, но это мое сугубо личное мнение. Это что-то другое, может не совсем фотография, но вполне имеющее право на жизнь направление.(shinanim)

Всякие типии именно так и печатаются. Другое дело со всяктми альтернативными техниками легко заиграться и уйти от фотографии к полиграфии.(4ernblj)

...в сущности, все это спор о дефинициях. ...В случае же, если рукотворное вмешательство видно зрителю, вне зависимости имеет ли это под собой художественное обоснование или нет, наверное это можно называть как-то по-иному, например "фотоколлаж".(remiphoto)

...предпочитаю фотографию, которая использует образы, по форме представления имеющие иллюзию слепка с реальности.(remiphoto)

...по поводу техники и прочего - могу привести ссылку на мой пост в сообществе почти пятилетней давности AADD, ADAD и другие - про необходимость уточнять технологии... Вообще, конечно, очень хотелось бы по максимуму ограничить вмешательство цифры - ну то есть были бы материалы и материальные возможности - снимал бы на форматный Polaroid и радовался бы жизни (weissigel)

...мне кажется, вы совершаете распространенную ошибку: вменяете художественным средствам то, что определяется не ими, а исключительно намерением и мастерством автора. То, что цифровая обработка своей кажущейся простотой подталкивает плохого фотографа к неубедительным отступлениям от реальности, не должно внушать нам подозрений в отношении ее инструментов (swilf)

...большая часть очарования классических платиновых принтов заключается в том, что их печатают контактом с большеформатного (реально БОЛЬШОГО) негатива. Большеформатность негатива это не только "все очень резко и видно много деталей" это еще и весьма специфический рисунок , который невозможно получить на DSLR и который как раз и отвечает за характерную для Pt/Pd картинку. Поэтому печать Pt/Pd с DSLR это не более, чем перевод дорогостоящего металла. На мой взгляд, и c более крупного формата оно, при наличии хорошего сканера и хорошего принтера, не имеет особого смысла - ну нет в самом способе формирования изображения никакого волшебства, все волшебство в оптическом рисунке. С другой стороны, цифровая обработка дает возможность легко и незаметно уйти в треш - неестественно выкрутить кривые, задрать контраст/микроконтраст, перешарпить и т.п. Аналоговый процесс все таки держит фотографа в рамках разумного и не дает слишком увлечься "усовершенствованием" картинки (asuilin)

...не существует Истинной Фотографии и "псевдофотографии", любая картинка имеет право на жизнь. Весь вопрос в вашем личном восприятии - что вам близко, а что нет. (asuilin)

...настоящие плёночники всегда сверяют выставляемые цифровые сканы с печатным пробником или оригиналом, чтобы примерно видеть соответствие. Только многое не передаётся, в т.ч. пластика, фирменный рисунок на некоторых диафрагмах оптики и харизма каждой фото-киноплёнки.(first_film)

...вот партитура это заготовка или нет? А нотнаязапись без арранжировки к конкретному инструменту? Тоже и негатив, без технических средств не может быть нормально воспринят, "невооруженным взглядом". Или вон цифровой файл - не важно сырец или обработанный - без компьютера не актуален. Или вот чертеж дома. (q_w_z)

...дело не в реальности, а в том, фотограф ты или иллюстратор... можно же и книжку цианотипией отпечтать. но будешь ли ты после этого писателем? (Dima Skobelev via Facebook)

...негатив это такой полуфабрикат, который допускает множественные прочтения. В смысле, что с него иногда возможно сделать несколько совсем _разных_ фотографий. Разных по настроению, акцентам, и даже идее. Это означает, что в этом смысле негатив воспринимается сугубо как полуфабрикат. Который в момент проявки может не иметь прочтения. А прочтение формируется в тишине мокрой комнаты, уже впоследстви. Уже после того, как снято. А точнее, в процессе отборов, рассматриваний контролек... И концепция отпечатка может быть уже иной,нежели при съемке. Не должна быть, но может...(remiphoto)


photography diary, credo, thoughts, digital negative, pho-phi

Previous post Next post
Up