Мои принты: Ночной Чикаго

May 10, 2012 22:51



Цианотипия по методу Сомервилля
Следующей ступенькой в овладении искусством фотопечати для меня стала работа над ночным видом Чикаго, выполнить который я задумал в технике цианотипии по достаточно редко встречающемуся рецепту Сомервилля (C. Winthrope Somerville). Этот двухванный способ тонирования классического серебрянного ч/б снимка берлинской лазурью даёт красивые глубокие синие тона оттенков воронёной стали:



Олег Моисеенко. "Ночной Чикаго", 2009 (7¾ x 7¾", 2012)
Фотобумага Oriental New Seagull Select VC-FB 11x14", печать с 6х6 негатива Ilford Delta 100 Pro, съёмка камерой Rolleiflex 6008 AF c объктивом Schneider Xenotar 80mm, цианотипия по формуле Сомервилля.


На первое упоминание этой формулы я набрел в книге Ларри Бартлетта (Larry Bartlett's) Black & White: Photographic Printing Workshop (Silver Pixel Press, 1999), а чуть позже Google подсказал и первоисточник - монографию Toning Bromides and Lantern Slides вышеупомянутого Сомервилля, изданную в 1904-ом году в Англии. Примечательно, что сейчас она хранится в библиотеке... Чикагского университета.

Цианотипия, наряду с иными способами монохромной печати, является одним из старейших, а когда-то и одним из самых распространенных методов фотографии. Более чем за полуторовековую историю этого процесса человечество изобрело множество его технологий и рецептур. Каждый из них привносит в итоговое изображение что-то своё. В эпоху интернета не составит особого труда ознакомиться с тонкостями цианотипии, но для общего представления об одном из наиболее распространённых, т.н. прямом методе рекомендую вот эту ссылку. Как видите, изображение здесь формируется путём нанесения на бумагу специальной фотоэмульсии с последующей контактной печатью посредством экспозиции источником ультрафиолетового излучения. При всей относительной простоте, одним из главных недостатков такого способа является частое возникновение пятен в светах будущего изображения, чему способствуют длительные обработки из желания получить более интенсивные тона. Цианотипы полученные прямым методом зачастую имеют интенсивный "электрический" голубой цвет, что зачастую компенсируется тонированием таннино-содержащими веществами, самым доступным из которых является чай. Такие цианотипы зачастую имеют малоэстетичные грязноватые тона, поскольку сильно зависят от качеств бумаги, эмульсий, тонеров и даже от щелочных свойств воды при промывке. Технология изготовления цианотипов по методу Сомервилля более предсказуема, не требует наличия широкоформатных негативов, даёт очень благородные тона и потому показалась мне предпочтительнее.

За основу я взял негатив плёнки Ilford Delta 100 Pro формата 120, который отснял летом 2009-го года с обзорной площадки одного из самых высокий небоскрёбов Чикаго, о чём уже как-то рассказывал. В той записи, правда, фигурировал снимок иного, более выигрышного ракурса, но с чистым, безоблачным небом. Из-за последнего обстоятельства в этот раз мой выбор пал на иной, предпоследний кадр той же серии, с легкой облачностью, подсвеченной ночными огнями мегаполиса:



Далее я расскажу о рецептуре приготовляемых растворов и технологии тонирования ч/б снимков берлинской лазурью по методу Сомервилля, что многие читатели этого блога могут спокойно опустить. Итак...

Рецептура растворов
(т.к. я пользовался английским источниками, то наименования химических соединений привожу на двух языках - пишите если обнаружите несоответствия в терминах, формулах и переводах):

Отбеливатель:
Potassium Ferricyanide / красная кровяная соль / K3[Fe(CN)6] ................................... 20 гр.
Ammonia solution, 10% / раствор аммиака, 10% / NH3 ..............................................100 мл.
Water / вода / H2O ....................................................................................................1000 мл.

Тонер:
Ferrous Sulphate / сульфат железа (II) / FeSO4 ........................................................... 20 гр.
Hydrochloric acid, 10% / соляная кислота, 10% / HCl ...............................................100 мл.
Water / вода / H2O ....................................................................................................1000 мл.

Здесь будет не лишним напоминание о требованиях ТБ при обращении с едкими химическими веществами! После полного растворения в воде оба раствора следует отфильтровать. Готовый отбеливатель выглядит как маслянистая жидкость интенсивно желтого цвета, помимо резкого запаха нашатыря, наделённая к тому же ещё и флюорисцирующими свойствами. Готовый тонер - это почти прозрачная жидкость легкого аквамаринового оттенка. И тот, и другой следует хранить плотно закупоренными в темноте.

Технология тонирования:
  1. Подготовить ч/б снимок примерно на 1-2 стопа выше (темнее) нормального. Это особенно важно для светлых участков изображения, которые существенно осветляются отбеливателем по ходу процесса (см. далее)
  2. Если снимок высох - размочить в воде в течении не менее 10 мин. Сразу оговорюсь, что я тонировал свежие отпечатки на барито-картоне, тщательно промытые в бегущей воде по часу. Это существенно снижает вероятность образования пятен в последствии, равно как и повышает архивные свойства будущего цианотипа. Полиэтилен, вероятно, потребует меньших временных затрат.
  3. Мокрый снимок в ванночке заливается готовым раствором отбеливателя и немедленно начинается отсчет времени. Ваш замечательный, тёмный и контрастный отпечаток буквально на глазах начнёт "линять", превращаясь в рыжеватый и блеклый - не пугайтесь, это нормально. Отбеливание идёт очень быстро и в моём случае составило 2 мин., включая время слива раствора. Степень отбеливания следует судить по едва заметным деталям в светах - пока они видны, можно продолжать.
  4. Промежуточная промывка водой - ключавая фаза всего процесса, поскольку малейшие следы отбеливателя в бумаге при тонировании проявят себя тем самым "электрическим" голубым цветом, зачастую с жестко-очерченными контурами. Рекомендованное время промывки в бегущей воде - 45-60 мин.
  5. Промытый отпечаток бледно-рыжего цвета заливается тонером и начинается отсчёт времени. Он опять начнет претерпевать глубокую трансформацию, стремительно синея и набирая утерянный было контраст. Степень тонирования - вещь субъективная и единственным критерием успеха здесь является только общая эстетика финального отпечатка. Следует, однако, учитывать, что при завершающей промывке (см. далее) с последующей сушкой цианотипы существенно бледнеют. После многих экспериментов мои растворы были не свежими и, вероятно, поэтому данный этап в моём случае длился 15 мин., включая слив.
  6. Как отмечалось ранее, щелочные свойства воды в этом процессе играют не последнею роль и, чтобы придать стойкости только что созданному цианотипу, на этом этапе рекомендуется в течении 1 мин. промыть его слабым раствором уксусной кислоты (~ 0.5мл 99% укс.кислоты на 1 л. воды). Важно: свежая берлинская лазурь очень нежное соединение - НЕ следует лить воду непосредственно на изображение!
  7. Финальная промывка: 10 мин. в бегущей воде и опять, не лейте воду на изображение! Как показывает практика, каждая последующая (после десятой) минута ведет к существенной утере контраста и общему осветлению тонов цианотипа.
  8. Сушка.
Оставшиеся растворы (отбеливатель и тонер), при условии, что они не были загрязнены, можно продолжать использовать до наступления истощения. Точный срок хранения обоих не назову, но наверняка это не более 1-2 мес. Любопытно, что некоторые цианотипы от воздействия света и влаги светлеют, но легко восстанавливаются после непродолжительного пребывания в темноте - через год будет ясно насколько подвержен подобному влиянию и цианотип по процессу Сомервилля. До наших дней, однако, дошло достаточно много цианотипов, возраст которых приближается к сотне лет и даже более. Таким образом в архивных свойствах этого фотографического метода не приходится сомневаться.

P.S. Забыл отметить любопытные свойства полученного по формуле Сомервилля отпечатка - его индиго-тона меняются в зависимости от освещения. Больше всего мне нравится как он смотрится при нормальном дневном освещении (но вне прямого солнечного света, дождливый день - идеально!) - стальной серо-синий. Под лампами-же дневного освещения он существенно сдвигается в голубую зону спектра.

Ссылка на все принты: в Livejournal, на Flickr

schneider xenotar 80mm, rollei6008af, oriental seagull, cyanotype, darkroom, chicago, night, b&w, print, ilford delta 100 pro

Previous post Next post
Up