«Когда неожиданно на тебя хлынет дождь, ты попытаешься не промокнуть и свернешь с дороги.
Стараясь укрыться под навесом крыши, ты все равно промокнешь.
Если же изначально признать, что ты так или иначе промокнешь, ты не будешь удручен.
И это касается всего остального в жизни».
Фильм 1999 года. Режиссер Джим Джармуш.
Когда смотришь фильм, совсем нет ощущения, что смотришь какое-то «старье», как это часто бывает с фильмами, которым 10-20 лет. Здесь да, картинка старая, но фильм актуальности не утратил, и не думаю, что утратит ее.
Фильм выглядит как боевик, Пес-призрак темнокожий парень, ставший наемным убийцей.
И все бы было банально, не имей главный герой настольной книгой «Путь самурая». Но он имеет ее, читает и применяет и так фильм превращается из боевика в философскую притчу.
Пес-призрак и книга
Сам Пес-призрак выглядит не как традиционный киношный бандит, хотя в своем деле он весьма проворен и эффективен, Пес добрый.
Добрый, потому, что сильный и способный «видеть» вещи «как есть», то есть в состоянии определить, куда применить силу.
Он умен, но умен не книжным умом, а практическим, способность его ума связана не с запоминанием чужих мыслей, а в восприятии нового как нового.
Совершенно не важно, чем занимается главный герой.
Не важно, что он наемный убийца, да и все остальные персонажи
кроме продавца мороженого и девочки, те еще говнюки.
Важно, что он на своем месте, среди тех обстоятельств, которые есть.
Как идеальное решение задачи в заданных условиях.
В общем, этот фильм мог быть про кого угодно, про школьного учителя, про продавца мороженного, про бухгалтера или менеджера, то есть про обычного человека.
То есть любой, даже наемный убийца может быть человеком.
Но эта мысль не нова. Много где уже было подобное.
Может ли любой человек быть самураем или применять философию пути самурая?
В фильме есть цитаты из книги. Они режут слух нормальному западному и российскому человеку.
Чего стоит это служение хозяину? Что еще за бред?
Здесь вроде бы все просто с хозяином-гангстером. Этот человек спас в свое время Пса-призрака.
Так то он и не требовал никакой платы от спасенного. Это уже инициатива Пса-призрака - отблагодарить.
Нормальная же инициатива?
Обстоятельства таковы, что это становится работой Пса-призрака. И он относится к ней с должным старанием, а к своему спасителю и работодателю с уважением.
«Если одной фразой выразить, что значит быть самураем,
то скажем так: полностью посвятить свое тело и душу своему хозяину.
Никогда не забывать, что самое главное для слуги - это его хозяин».
Не было бы этих слов и особенно слов «слуга» и «хозяин», все бы было нормально.
Ну как нормально. Не так часто встречается безупречное отношение к своим трудовым обязанностям и уважение к другим, но все же встречается.
Что-то похожее есть у Кастанеды, который устами Дона Хуана говорит про безупречность. И про контролируемую глупость.
Избранный хозяин это и есть контролируемая глупость и при этом еще и уважение?
Абсолютно невозможное сочетание?
Однако следование избранному пути позволяет Псу-призраку быть самому хозяином ситуаций даже в отношениях со своим «хозяином».
Пес-призрак и его "хозяин"
В фильме герой умирает, так как смерть неизбежна, а «конец важен во всем».
Мы понимаем, что это выбор Пса-призрака.
Какая разница, когда он сделает этот выбор, через час с небольшим, от начала фильма, или через 100 лет?
«Наше тело получает жизнь из ничего. Существование телесной оболочки в том, что есть "ничто". Форма - это пустота. Происхождение всех вещей из ничего есть суть прописной истины: пустота - это форма».
«Даже с отрубленной головой самурай способен еще на одно решающее действие. Если самурай, как призрак мщения выказывает свою решительность, даже с отрубленной головой, он никогда не умрет».
Вторая идея фильма - как складываются отношения Пса-призрака с его другом продавцом мороженного. Пес не говорит по-французски, а мороженщик не знает ни слова по-английски, но это нисколько не мешает им находить полное взаимопонимание и быть лучшими друзьями.
«- На каком языке он говорит?
- На французском. Он говорит только по-французски.
- Вы знаете французский?
- Нет, только английский. Я его никогда не понимаю.
- И он Ваш лучший друг?
- Да»
Для взаимопонимания не нужны слова. Неужели достаточно все только того же уважения?
Уважения к кому к себе? К другому?
А возможно ли уважение к себе, без уважения к другому, и наоборот?
В фильме много представителей животного мира: голуби, собака, медведь. Возможно, они имеют символическое значение, а может быть нет.
Голуби свободно летают, но в то же время могут служить своему хозяину и переносить сообщения.
Собака - известна своей преданностью человеку, нередки случаи, когда собака погибала, спасая хозяина.
Медведь одинокое животное, которое может жить в любом климате и в любых условиях. Медведь может быть крайне опасен, если он напуган или ранен, но, в общем-то, это миролюбивый зверь.
Скорее всего, Пес-призрак больше медведь, чем пес. «Этот парень - мой лучший друг. Он похож на большого медведя».
Но сам, тем не менее, он избрал себе имя Пес.
Это тоже вопрос. В фильме много вопросов, но если не хочется ими задаваться, углубляться в размышления - режиссер предлагает нам законченную версию, оставляя выбор за нами, зрителями.
Возможно, в этом есть проявление уважения.