Кольский полуостров 2014. Часть 1

Oct 15, 2014 00:14

18-25 июля 2014 г.
Москва-Кировск-Полярные Зори-Белое море-Кировск-Москва

В этот раз мы добирались до Кировска нетрадиционным способом, а именно самолетом. С билетами на поезд мы немного опоздали, и на интересующий нас поезд их уже не было, поэтому пришлось переориентироваться на самолет и стартовать на день раньше.



Часть 1. Подход.
День 0. Дорога, акклиматизация
Перелет авиакомпанией Северсталь обошелся нам в 6400. Обратно мы ехали поездом («Арктика» за 4500 плацкарт). Вылет был из Домодедово в 8.30 утра. Было жарко. Мы надеялись на суровую северную погоду и радовались прогнозам, обещавшим не выше 20 градусов в начале нашего пребывания и не выше 15 в конце. Ха-ха.
Я никогда не летала по России. Тем разительнее для меня был контраст между публикой в международном терминале и во внутреннем. Зал ожидания внутреннего терминала был похож на зал ожидания автовокзала какого-нибудь областного центра. Люди вроде как не на отдых, а по делам летят, но дела эти не связаны с работой, поэтому и одеты они в домашнее. Хотя встречались и командировочные, но их было мало.
Очень хотелось спать…. Объявили нашу посадку, все прошли в автобус. Автобус долго не отправлялся. Народ в автобусе разбился на кучки и общался. В основном люди летели с отдыха домой и рассказывали где были и как отдохнули. Рядом со мной двое солидных мужчин обсуждали гоголевские «Мертвые души». На полном серьезе. Вы когда-нибудь слышали, чтобы в автобусе к самолету люди обсуждали произведения классической литературы? Вот и я нет.
Наконец, в автобус запрыгнули два человека и он тронулся. Оказалось, что это были люди с транзита и их ждали.
Самолетик наш был маленький, всего на 50 мест, ехали мы к нему долго. Внутри самолета все компактно, даже тесновато. Лететь нам надо было около 2,5 часов. И вот самое большое отличие от всех моих предыдущих полетов - самолет летит очень медленно. Конечно, это только так кажется, цифры говорят, что скорость у него как полагается, 800-850 км/ч, но из-за небольшой высоты все предметы внизу тянутся и тянутся, тянутся и тянутся. Но лететь, пожалуй, поинтереснее. Когда мы стали оставлять позади Петрозаводск, картинка внизу очень поменялась. До этого что я видела в окно самолета? Правильно, города, дороги, обработанные поля, немного лесов, озер, рек. И везде чувствовалось присутствие цивилизации. После Петрозаводска картинка стала такая - леса, леса, озера, озера, леса, болота, озера, болота, озера, леса. Никаких дорог, никаких ЛЭПов, никаких поселений и полей. Чем дальше на север, тем воды становилось больше, а суши меньше. На редких участках суши стояли редкие чахлые деревья. И никогда, никогда не было тут человека. И наверно и не будет. Тундра.



Когда самолет заходил на посадку, открылись горы в снежных шапках. Даже не верилось, что всего два часа лета и вот они. И вот они уже так близко. Древние суровые горы в снежных шапках.
Выйдя из самолета, мы ощутили прохладу, свежий вольный ветер, не зажатый между домами, трубами, небоскребами Сити дунул легко и свободно. Из самолета в здание аэропорта надо идти пешком. Аэродром пуст, только один вертолет стоял на поле.
Здание аэропорта крошечное, народу тоже мало. Одна багажная лента, до поры зашторенная. Минут через 15 за шторкой послышалось какое-то движение, из-за шторки просунулась рука в перчатке, подняла шторку вверх, к руке присоединилась вторая рука, и они вместе стали выбрасывать на ленту чемоданы и рюкзаки. Мы взяли свои и пошли на выход, но оказалось, что так просто тут не выпускают. Тетя на выходе сверяет номера багажных бирок!
В зале ожидания мы не обнаружили Игоря и пошли на улицу. Там его тоже не обнаружили, но увидели его машину. До этого я ее не видела ни разу, но сразу как-то поняла, что именно эта машина может быть только его. Однако, самого Игоря мы не увидели. Оказалось, что каким-то образом мы прошли мимо него в зале ожидания (хотя я очень внимательно всех рассматривала), он нас ждал внутри. Наконец встретились, закинули вещи в машину и поехали. Погода была солнечная, дорога хорошая, Игорь рассказывал разные факты из краеведения и современной реальности, словом, ехалось очень хорошо и приятно. По дороге заехали к старому аэропорту, который находился между Кировском и Апатитами. Теперь здание почти разрушено, но взлетка еще есть, не заросла.
При подъезде к Кировску я заметила стрелы кранов где-то в районе центра. Это было очень необычно для этого города. Ладно бы где-то на окраине, а тут практически в центре. Оказалось, череповецкое руководство строит себе какие-то хоромы напротив Верхнего озера. На том месте, где стояли два маленьких старых домика. Вообще череповецких тут много и их не любят.
В этот день у Игоря были дела, поэтому мы пошли по своей программе. Сначала по его совету пошли в музей минералов. Он переехал в новое здание около Биг Бена и почему-то был бесплатный. Даже экскурсии. По сравнению со старым мне показалось, что экспонатов стало меньше, но экспозиция в целом понятнее для людей непосвященных. Больше всего понравилась модель обогащения руды на фабрике.



После музея мы пошли прогуляться по городу. Костя тут впервые и мне хотелось показать ему все, что мне нравится в этом городе. Конечно, дворец культуры. Вид  на него и вид от него прекрасны. Дальше Верхнее озеро. С осени 2011, когда мне так и не удалось оценить его переделку, мне было очень интересно, насколько превращение озера в пруд пошло городу на пользу. Видимо, пошло. Вокруг него на лавочках сидели мамы с колясками, пенсионеры, дети катались на велосипедах. Чисто, красиво.
Дальше парк. В парке нас встретило отсутствие асфальта. Я даже удивилась, ведь в 2011 году весь парк выкладывали асфальтом и ставили освещение, и ребята рассказывали, что зимой там была лыжня. А тут - голые камни. Мы пошли вверх. Через некоторое время камни закончились и начался асфальт. Мы дошли до конца парка и повернули к Олимпийской улице через горнолыжку. Посмотрели как строят гондольный подъемник. Спускались по крутому пыльному склону. В который раз я вспомнила свое давнишнее наблюдение, что тут даже в магазин за хлебом стоит выходить в ботинках пожестче, мало ли куда занесет )



Вечером наконец встретились со всеми ребятами. Обсудили планы на следующий день. Утром был праздник по случаю 85-тилетия поселка Кукисвумчорр (25-й километр) и Игорь и Макс принимали участие в спортивной его части. Мы собирались посмотреть, а потом все вместе под руководством Игоря пойти наверх.
Разошлись засветло. Оно и понятно, остатки полярного дня.

День 1. Праздник поселка Кукисвумчорр, прогулка над городом по Вудъяврчорру.
Утром Игорь нас разбудил в 10. Мы собрались и все поехали на 25-й километр на поле Умецкого. Там проходили соревнования по бегу и по кросс-кантри. Сколько была в Кировске, а где именно находится поле Умецкого и что это вообще такое, не подозревала. Оказалось, это довольно большое пространство на окраине поселка, с проложенными дорожками, лавочками, даже озерцом. На нем есть волейбольная, футбольная и детская площадки (довольно странно смотрится посреди поля). Но поле есть поле, деревьев очень мало и на жаре, которая установилась в Кировске на радость местным и на оболом нам, было довольно некомфортно.
На этом поле, когда мы пришли, надували сцену и разворачивали полевую кухню. Соревнования велосипедистов были в самом разгаре, ехали женщины и дети. Бегуны уже отбегали. Игорь вернулся к машине за велосипедом, а мы пошли на старт.
На старте финишировали радостные дети (еще бы, за первые три места давали деньги). Спортивные функционеры отправляли их домой за свидетельствами о рождении, иначе приз было не получить. На своих скрипящих великах дети помчались домой.
В это время строились взрослые. Игоря не было. Началась перекличка. Он успел в самый последний момент, на ходу натягивая на себя номер, и встал во вторую линию. Глядя на спортсменов у меня сомнений не было, что Игорь выиграет хоть со второй, хоть с третьей линии. Ехать предстояло три круга. Первые два он спокойно шел вторым. Болельщики нервничали. Однако лидер шел очень нервно, а Игорь очень спокойно, поэтому исход был очевиден. Мастер на то и мастер.
В это время шла рубка в волейбол. Суровые горняки рубились не на жизнь, а на смерть.



Мы ждали, когда вернется Игорь, чтобы пойти наверх. Изначально собирались все, но в итоге пошли вчетвером - Игорь, Женя и мы с Костей. Пока ждали награждения Игоря (которого так и не было) у Макса и Наташи образовались дела. Со сцены в это время награждали почетных жителей поселка. Наконец, все собрались к выходу.
Маршрут предполагался через Ботсад к кресту на Вудъяврчорре, оттуда выше траверсом вокруг озера и спуститься к мосту через реку Белая к помойкам за гаражами. К тем помойкам, откуда начинается маршрут в ущелье Скальное.
Стартовали бодро по асфальту, ведущему к Ботсаду. На территорию, которая была закрыта, еще надо было как-то попасть. Сам сад нам был не нужен, нужна была тропа, выводящая наверх. Игорь договорился со сторожем, сказал, что мы специалисты лавинной службы из Москвы, идем смотреть лавинные очаги, и нас пропустили.
Дорога по ровному кончилась, начали подниматься. Традиционно Тихон и остальные ребята практикуют очень быстрые резкие подъемы, чтобы тратить  меньше времени на подготовительный этап и больше на прогулку по верху. Для меня это выглядит так, что нужно час-полтора перетерпеть, будет очень тяжело, но зато потом станет намного легче, когда закончится основной набор высоты. В это время особенно трепетно относишься к сбросу даже метра,  когда приходится идти траверсом ) Понимаешь, что потом этот метр придется добирать.
Первое время мы лезли довольно быстро, и мне даже удавалось не отставать, но сил хватило только на лесную зону, дальше уже стало тяжеловато и скорость упала. Но и идти стало проще - деревьев нет, все видно. С тропы мы ушли, поэтому ориентироваться надо было на Игоря. Он останавливался в точках с красивыми видами и все фотографировали(сь). Так мы дошли до креста. Он уже другой, не такой как был в 2008. От него открывается прекрасный вид на Кировск, 25-й километр,  Вудъявр и поле Умецкого, на котором продолжался праздник.



Небольшой привал и мы идем еще выше. Игорь хотел дойти до карнизов, но потом, трезво оценив возможности «офисного планктона», решил так высоко не забираться. Мы шли траверсом по склону горы, держа путь к водопаду. Наверху таял снег и ручьи спешили влиться в Вудъявр. По дороге к водопаду мы нашли две ракеты, которыми тут когда-то сбивали лавины.
У водопада сделали большой привал, с чаем из термоса, с растаявшей шоколадкой, но все равно это было очень вкусно, и даже с частичным купанием. Температура воды была около 5 градусов. Игорь рассказал, как в Швейцарии практикуют погружение ног в ледяную воду, потом ходьбу по щебню и песку. После этого ноги как новые. Щебня и песка у нас не было, а ледяная вода в изобилии. Вещь, скажу я вам! Ноги действительно становятся как новые, в условиях жары и палящего солнца, после нескольких километров  в ботинках, такая процедура очень бодрит. После этого раза мы окунались в каждом ручье, если позволяло время. Это называлось у нас «делать новые ноги».



После водопада маршрут уже пошел на спуск. Вышли к озерам, Игорь померил температуру - +15 градусов. Ребята решили купаться. Мне вручили фотоаппарат, чтобы запечатлеть это событие. Я сделала новые ноги, уселась на камне, приготовилась. Но запечатлеть не удалось. Едва зайдя в озеро и сделав пару гребков, парни мигом выскочили на берег. Оказалось, что 15 градусов это температура только верхнего слоя воды, а под ним все те же 5. В общем, получились у ребят не только новые ноги, но и руки, и все остальное.
Продолжили спуск с обновленным составом. Спуск был крутой. Давали о себе знать колени, шлось тяжеловато. Впереди шел Женя, видимо тоже страдал от постоянного уклона. «Когда же мы уже пойдем по ровному или вверх» - тоже стало часто цитироваться в дальнейшем.
Наконец спустились к железной дороге. Обычно дальше нужно лезть по насыпи из помойки вверх к гаражам, но в этот раз решили идти по шпалам до вокзала. Прошли мимо фабрики, ее разбирают и выглядит она уже не так готичненько как раньше. Вышли к вокзалу и дальше через опять какие-то свалки вышли к Никафе. Там и зависли. В ожидании пива листали местную библиотеку, попадались довольно забавные вещи.
Итого за день было пройдено 14,5 км. Неплохая разминка ) Трек тут.

День 2. Хребет Тахтарвумчорр-Перевал Географов.
В этот день нас вел Макс. Маршрут планировался к молибденовым штольням, оттуда на хребет Тахтравумчорр и обратно через перевал Географов вниз к Малому Вудъявру.
Заброска была на машине до границы леса у Малого Вудъявра. Въезд в лес был запрещен из-за пожароопасности, поэтому дальше пошли пешком. Горизонтальные участки подходов проскакиваются быстро, это не часть маршрута, поэтому нечего на них тратить время. Быстро проскочили остатки Тиэтты. Тиэтта - это научная горная станция, стоявшая на берегу Малого Вудъявра. Сгорела во время войны. Мы перешли посуху первый брод, потом второй. Для него Максу пришлось покидать несколько камней. Начали подъем к буровой. Макс с Наташей шли быстро, для них это всего лишь подход, а для нас уже начало маршрута, мы отставали. Сначала шли по дороге, потом с нее свернули в заросли мелкого кустарничка (довольно колючего) и кривых березок, потом выбрались  на тропу выше леса, потом надо было пройти траверсом овражек и пришлось опять спуститься в колючки и прочую растительность. Тут начались для меня мучения - мало того, что сбрасывали с таким трудом набранную высоту, так еще и по каким-то колючкам надо ломиться азимутом. Еще и комары не дремлют. Еще и опять вверх идти. В общем, странный для меня оказался подход, но потом я поняла, что довольно логичный.



Наконец мы забрались к штольням.  Чтобы добраться до них, нужно было перелезть небольшой, но крутой снежник. Макс с Наташей перелезли, мы с Костей остались на этом берегу. Я в этих штольнях уже была, молибдена там нет, сыро, темно и страшно. Ребята на том берегу снежника надевали куртки и налобные фонари. Костя решил к ним присоединиться. Осторожно перелез снежник, надел фонарь. Я приготовилась их ждать, нашла камень поудобнее, как вдруг буквально через 5 минут все вышли, сняли куртки, убрали фонари и стали перелезать снежник обратно. В штольню решили не лезть, говорят, увидели свежий скол. Так что отдых мой был непродолжительный.



Дальше наш путь шел все время вверх, на гребень. Выше нас мы видели маленькую фигурку в желтой курточке, которая двигалась тоже на гребень. Потом она попалась нам навстречу - парень сгонял наверх и спускался.
Наконец и мы вылезли на гребень, идти стало проще и шире, можно было не шагать друг за другом, а идти всем рядом. Уклон хоть и был, но небольшой, а вскоре и вовсе прекратился. Мы шли по большому лунному полю. После долгого подъема идти по горизонтальной плоскости нравилось. Но через некоторое время однообразность этой плоскости утомила и захотелось опять спецучастков, поэтому когда на нашем пути попался снежник все с радостью решили сделать на нем новые ноги. Однако, снежник это вам не ручей. Во-первых, на нем очень скользко. Во-вторых, на его поверхности живет куча всякой жизни, которая естественно оказалась на ногах и ноги стали грязные. И в-третьих стоять на снежнике голыми ногами это мало того, что холодно, так еще и безальтернативно холодно. Из ручья можно быстро вылезти на теплый камень, а со снежника только на мох, до которого еще по этому самому снежнику надо добраться (все же искали снег почище и заходили от края подальше). В общем, впечатления так себе.
С мокрыми ногами мы пошли дальше. Около креста на вершине Тахтара сделали небольшой привал. Крест, судя по всему, срывало ветрами, он был сломан, и после укреплен камнями. В этот раз почему-то не стали его фотографировать, но в 2007 году он выглядел так:



А теперь представьте, какие там ветра.

Надо было идти дальше, к перевалу Географов. Туда мы должны были спуститься с хребта Тахтарвумчорра. Этот маршрут я уже ходила в 2007, но в обратном направлении, и тогда с перевала мы лезли на хребет.  Особых трудностей мне не запомнилось, видимо потому, что вверх лезть проще, чем вниз. В этот раз предстояло слезать, и участок был очень интересный в плане траекторий. Местами приходилось буквально сползать с камней. Макс с Наташей в это время бодро прыгали с камня на камень и были уже сильно внизу, пока наша группа коленочников тщательно изображала нелепые фигуры как в игре «Море волнуется раз».



Наконец мы спустились к ущелью. Лежал снег. Идти по нему было страшновато, так как около камней он был сильно подтаявшим и неизвестно сколько там была его толщина. На одном участке был сплошной навал огромных камней, которые пришлось обползать. Как будто кто-то сверху сыпанул пару горстей камушков, только камушки эти размером со шкаф. Фотографировать у нас совсем не получалось, так как мы были постоянно сосредоточены на спуске, а Макс был далеко внизу. Останавливаться было не очень приятно, ибо несмотря на снег и высоту, комары с радостью начинали кусать во все доступные места. Поэтому верьте на слово, камни были большие )
Вышли мы в цирк Ганешина, справа были так называемые «унитазы» - два озера, названные так Мамаем. Когда мы только стартовали, думали зайти еще и туда, но теперь понимали, что не получится, времени совсем не было. Поэтому мы двинули по тропе вниз, в лесок, потом в лес, потом вышли к речке Вудъяврйок, которую надо было бродить. Да-да, тот самый брод, в котором меня смыло в 2008, но который удалось перейти с низкой водой осенью 2011. Теперь вода была высокая. Но радовало, что это была уже дорога обратно, даже если будет опять неудача, я не нарушу ничьих планов. На всякий случай отдала ботинки и рюкзак Максу, он перенес их на другой берег. Сама надела неопреновые носки (так как брожу я медленно, а вода около 6 градусов, ноги у меня сводит еще в начале пути, и 3 мм неопрена весьма кстати), взяла в руки палки и пошла по камням. Вначале было ничего, я даже выдохнула и чуть было не расслабилась. Оказалось, что это так легко только у берега, а дальше те самые горные потоки, которые выбивают палку, чуть только ты замешкаешься. Собственно, палку у меня чуть и не выбило. Но удалось вовремя собраться и брод-таки одолеть. На том берегу ждали тучи комаров, мы все быстро обулись и побежали к машине. В середине дороги стоял загадочный знак «купаться запрещено 100м». Там как бы и негде…



Итого за день 17 км. Трек тут.

День 3. Ущелье Гакмана-гора Юкспорр.
В этот день нам предстоял один из красивейших маршрутов, которые мне удалось ходить в Хибинах. Пошли втроем - Игорь и мы с Костей. Остальные пошли на работу.
Сам маршрут начинается в ущелье Гакмана, проходит его до самого верха, поднимается по стене на гору Юкспорр, проходит в обратном направлении по ее хребту до старой метеостанции и резко спускается вниз к началу ущелья Гакмана. Однако подход к маршруту довольно долог. Нам повезло, до старта идти пришлось совсем немного, Макс Дедов подвез нас до ворот Расвумчоррского рудника и дальше мы мелкими перебежками, дабы не попасть на СБ рудника, двинули к дамбе через речку Юкспоррйок, к месту начала маршрута. А вот выход из маршрута был очень долгий. Все же в первую очередь это рудники, а не место для прогулок.



Итак, начали мы по ущелью довольно бодро, шли по тропе плавно вверх вдоль ручья Гакмана, через некоторое время  уперлись в большую сошедшую зимой лавину. Зрелище, скажу я вам. Как представишь, что можно оказаться там внутри - прям ужас. Снег настолько плотный, что напоминает бетон. Везде на этом снегу камни, земля, корни, ветки, в общем, все, что лавине удалось зацепить на склоне, то есть все, что на этом самом склоне было. Под лавиной течет ручей, проторил себе дорожку, жизнь и лето никто не отменял, и в теле лавины образуются причудливые гроты, арки и прочие формы малой архитектуры. От лавины веет холодом и каким-то легким стремом. Мы полазили под образовавшимися  снежными мостами, толщина пласта огромна. Потом походили по верху, снег просел и покрылся глубокими трещинами. Подобные (только в больших масштабах) я видела на леднике в Австрии. Наконец, к моей радости, оставили лавину и пошли дальше. И услышали глухой звук обрушения одного из снежных мостов. Стреманулись все.
Вышли на остатки старой дороги, которая вела к рудоспускам. Остатки самих рудоспусков можно было увидеть на левой стене ущелья, там же видны были штольни, из которых эту самую руду спускали вниз. По пути попадалось множество следов пребывания здесь человека - огромные сани, сваренные из рельсов, колеса, бочки, буровые головки, какие-то непознаваемые железки. Тут же стоит неплохо сохранившийся домик геологов , за которым спрятался от ветров и непогоды куст черной смородины. Удивительное, что называется, рядом.



Мы продолжили плавный подъем вверх по ущелью. Было жарко, поэтому при первой же возможности в ручье все стали делать новые ноги. Вода очень бодрит, пальцы сводит моментально, зато потом так приятно идти дальше и ощущать в ботинках новые ноги.
На правой стене ущелья мы видели уходящие наверх по сыпухе следы, то ли медведя, то ли человека. Следы шли небольшими дугами по очень крутой стене. Конечно, все подумали, что это человек так пер, медведь-то не дурак по вертикальной стене фигачить. Но на всякий случай прибавили хода. Вскоре мы вышли на снежник. Снежник оказался длиннее, чем ожидалось, километра полтора. Он выводил на плато и хребет Юкспорра, поэтому угол у него уже был ощутимый. Идти по снегу было тяжело и жарко, мы шли друг за другом, я наступала в следы Игоря, чтобы хотя бы не скользить вниз. Игорь в это время был сииильно впереди и выше и с тоской смотрел на наше вялое движение вверх.
Наконец, снежник кончился, мы вышли на плато. Куда ни глянь, везде был ровный каменно-мшистый пейзаж. Ни одного бугорка, ни одного торчащего или хотя бы выступающего выше остальных камушка. Представляете, какие здесь ветра, что смогли все это сровнять?
Наш путь лежал к краю хребта. Там установлена триангула, тур и открывается прекрасный вид на долину реки Тулийок.



Посидели мы там на краю обрыва, сфоткались, и пошли дальше по хребту уже над ущельем Гакмана в обратном направлении.  Вскоре вышли на настоящую дорогу. Прям хайвей (high way - высокий путь) - выложен камнями, четко читается среди каменной пустыни. Игорь заметил в этой пустыне что-то красное, сбегал, принес, оказалось, что это сдувшийся воздушный шарик в виде акулы, видимо улетел вчера на празднике и теперь лежал тут, на высоте. Мусор сверху мы всегда по возможности забираем с собой вниз, вот и в этот раз Игорь засунул эту красную тряпочку в карман рюкзака и мы пошли дальше.
Не буду долго описывать дорогу, скажу только, что идти было очень интересно. Внизу лежало ущелье, по которому мы пришли, лавина, по которой мы лазили, по пути попадались островки цветущих растений, очень красиво. С дороги мы свернули (или она от нас свернула) и шли по тропе. Постепенно стали набирать высоту, хребет неплоский, и вышли к брошенной буровой. Издалека она напоминает одного из зверей голландского конструктора, забыла фамилию, который делал их из деревянных реек и выпускал гулять на пляж. Под действием ветра животные натурально гуляли по пляжу, переставляя свои конечности и шевеля головой. Тут буровая, конечно, не гуляла, но скелет ее очень напоминал тех животных. Как будто это одно из них замерло.
Вокруг буровой валялись следы того, что здесь когда-то была жизнь - стекла, бытовой хлам,  ящики с кернами. Керн это образец породы, взятый с определенной глубины, выглядит как длинный узкий цилиндр из камня. Их тут было очень много. Даже странно, зачем их выбросили, такой труд пропал.
Недалеко от буровой находилась метеостанция. Тут даже клумба сохранилась. Люди ушли, все разрушилось, а клумба с цветами осталась, и цветы продолжают каждый год цвести.



Недалеко от места, где стоял домик метеорологов, находилась площадка с наблюдательными приборами. Все как фильме «Как я провел этим летом». Мы погуляли среди этого прошлого, среди оставшихся еще шестов, между которыми была натянута веревка, по которой метеорологи передвигались по своей площадке и ходили вниз. А то ветер, туман, снег, можно и с обрыва сорваться.
Кстати об обрывах. С метеостанции прекрасно виден рудник, Лопарская долина, занятая рудниковскими делами (причем ребята рассказывали, что несколько лет назад эта долина была вполне себе ходибельная и они часто ходили через перевал Лопарский в долину Тулийока) и 25й километр. Причем с каждым годом он виден все лучше и лучше - гора сползает вниз. На краю видны огромные отломы, медленно ползущие к руднику. Глядя на все это - заваленную долину, уступы рудника, сползающую гору, - думаешь о том, что вот жили тут лопари со своими оленями, никого не трогали, но пришел прогресс, намотал на свои колеса и лопарей, и их оленей, и горы и теперь мы видим как гора сползает в рудник. Монументально.



На относительном краю горы стоит триангула, на нее мы решили привязать нашу красную акулу, чтобы ее было видно с 25го километра. Игорь полез привязывать. Привязал. Но акула была против, первый же сильный порыв ветра освободил ее. Пришлось опять взять с собой.
Мы пошли в сторону спуска, ориентируясь по шестам. Над ущельем Гакмана стояла еще одна триангула и была предпринята вторая попытка сделать из акулы маяк. Вновь неудачная. Так акула осталась с нами и мы стали не просто гуляющими по горам, а тур.клубом имени Красной Акулы.



Вниз мы буквально скатились как горох. Линия спуска идет тупо по прямой вниз. Вначале получалось ей следовать, но потом потребовался траверс. Игорь померил уклон - 33 градуса. На лыжах я бы тут не поехала. Так что каждый спускался своим траверсом, и если нам требовались небольшие перерывы, так как сильно забивались мышцы ног, то Игорь добежал до низа в два прыжка. Ждал нас на речке. Погода портилась, заходили тучи, поэтому мы сразу пошли вниз по ущелью к выходу. На этом основной маршрут  был закончен, нас ожидал выход с него. И он оказался очень нудным. Через рудник, как зашли, идти было нельзя, поэтому по кустам, тропам и долгостроям мы пошли обходить Юкспорр по низу. Мне кажется, мы шли около часа. Чувствовалась усталость. Вышли к монастырю, оттуда нас забрал Макс.
Итого за день 23 км. Даже не подозревала, что могу столько пройти, да еще по рельефу. Трек тут.

День 4. Отдых. Полярные Зори-Белое море
В этот день у нас было запланировано посещение инфо-центра Кольской Атомной станции (ходить уже никто не мог). Игорь решил ехать тоже, и рано утром мы погрузились в его автобус и поехали в город Полярные Зори. Ехали, можно сказать, в свет, поэтому оделись в гражданскую одежду и обувь.
Дорога очень красивая, Игорь много рассказывал про окрестности. По пути заехали на горнолыжный комплекс Салма недалеко от Полярных Зорей. Летом он выглядел пустовато, но зимой, по словам Игоря, народу тут достаточно.
В инфо-центре Кольской АЭС нам показали очень патриотический фильм о городе и самой станции, настолько патриотический, что мне сразу же захотелось здесь жить.
Потом мы смотрели экспозицию, которая на доступном простым смертным языке объясняла суть ядерной реакции и некоторых физических явлений. Также был представлен макет самой станции и некоторые части реактора, которые делают в Электростали (Лена, привет). После этого жить и работать на Кольской АЭС захотелось еще больше.



Вся экспозиция не очень большая, мы посмотрели все примерно за час. Так как мы уже заехали в такую даль, что решили дальше поехать на море. Лето же, все едут на море, мы не хуже.
Доехали до Кандалакши и свернули на Лувеньгу, но до самого села не поехали, остановились в сосновом лесу на берегу моря почти сразу за перевалом. Перешли вброд небольшую речку, нашли свободные камушки (несмотря на рабочий полдень, народ отдыхал) и сели. Комары были и тут. А также слепни. Ребята скорее побежали в воду. Я прогулялась по берегу и лесочку. Очень красивое место (но конечно не без помоек под кустами).



На обратном пути заехали на смотровую площадку, с которой открывается красивый вид на море и вертикально спускающуюся с перевала дорогу. Без помойки и тут не обошлось.
И поехали обратно. Дорога, кстати, довольно хорошего качества.
На следующие два дня у нас был запланирован поход.

Часть 2
Все фото

Хибины, путешествия, отчеты, Кольский полуостров, горы, Кировск, Север

Previous post Next post
Up