...Ну вот и позади целая серия рассказов про Аргентину. Конечно же, страна намного больше, чем мне довелось её увидеть на бегу и на лету. Я не залез на самый север страны, в провинцию Хухуй. Именно Хухуй, а не Жужуй, как у нас деликатно переводят её название с испанского. Я на скорости проехал мимо Кордобы с многочисленными уютными эстансиями в её окрестностях, этой Меккой для вальяжно и праздно слоняющихся по стране туристов. Я не остановился на пару дней у винных погребов Мендосы, проехал мимо Аконкагуа и парка Талампайя, не заехал в древнюю патагонскую пещеру с отпечатками рук лос Манос… На всё на это нужен был ещё примерно месяц, которого у меня не было. Увы. Оставим это на следующий раз.
А в завершении этого цикла постов я хотел бы написать о правилах и обычаях этой страны, насколько они стали известны мне за месяц пребывания в ней. Это для тех, кто соберется ехать в Аргентину.
1. О дорогах Аргентины.
Прямая ровная уходящая за горизонт дорога - это чисто аргентинский пейзаж.
Собираясь в Аргентину, обязательно начните с себя. Представьте себе очень вдумчиво, как бы вы хотели передвигаться по стране, на чем, как часто, как далеко и т.п. Аргентина - немаленькая страна, и её дороги имеют ряд очень специфичных особенностей. Любители пляжного отдыха дальше этого абзаца в принципе могут не читать - им нужно прилететь в Байрес и пересесть на местный самолет (или автобус) до Мар дель Платы, там взять такси и доехать до отеля, собственно вот и вся инструкция. Так что оставшаяся часть поста посвящается желающим познакомиться со страной из окна автомобиля. Примерно так же, как это удалось сделать мне.
В Аргентине нет железных дорог. Проведенная неудачно пару десятков лет назад приватизация железных дорог привела к разделу железнодорожной инфраструктуры, в результате чего никто из новых собственников оказался не заинтересован в её содержании. Вот так огромная страна за пару-тройку лет осталась без железных дорог.
Зато автодороги в стране в основном хорошие. Очень развито автобусное сообщение. Проехать всю страну на вполне комфортабельных рейсовых автобусах - это тоже вариант. Правда, заезд по вашему желанию в какие-то особые точки на карте, как вы понимаете, на рейсовых автобусах невозможен. Для этого надо оказываться каким-то образом в близлежащем населенном пункте, откуда брать экскурсию.
В большинстве крупных населенных пунктах есть аэропорты. Авиасообщение по стране тоже весьма развито, причем цена авиабилетов в целом ниже европейской, не говоря уж о наших, внутрироссийских ценниках. Так что можно передвигаться по стране и на самолетах, что, кстати, предлагают нашим согражданам российские туроператоры. Но всё равно я остаюсь с убеждением в том, что так страну изнутри не посмотришь. Всё-таки для «полного погружения» самый лучший вариант - аренда машины, или же, вояж с рюкзаками за спиной с передвижением от пункта до пункта на автобусах или попутном транспорте. Сразу оговорюсь - всю руту 40 на автобусах и попутках проехать нереально, там есть места, куда не поедет ни один автобус и не повезет ни одна попутка.
С арендой машины в Аргентине есть определенные проблемы. Здесь практически нет фирм, которые дают машины в аренду с безлимитным пробегом. Есть только пресловутая фирма «Аламо», с которой, как оказалось, не один я поимел всяческие проблемы на ровном месте. Можно и с ней, но осторожно. А что до меня, я уж думаю, если соберусь ещё в это края, то не долететь ли мне до Сантьяго, может там с арендой авто попроще будет, да и аргентинская граница совсем рядом?
Ну, так или иначе, вернемся к «Аламо». Вот несколько правил поведения с ней и ей подобными «рент а карами» в Аргентине.
1) Если вы забронировали (и оплатили) машину заранее в аэропорту Байреса, приготовьтесь к дополнительному платежу в 300 баксов. Это, как мне объяснили, «аэропортовый сбор», т.е. плата за стоянку машины на территории аэропорта. Так что лучше бронировать в городе, а по прилету брать такси за 100 песо и ехать забирать машину в конторе, расположенной в городе.
2) Если вы собираетесь на арендованной машине пересекать границу, требуйте «белый лист», или формуляр для адуаны (таможни). Иначе вас через границу на этой машине не пропустят.
3) Если вы решили ехать по грунтовкам, страхуйте лобовое стекло. Платить за его замену будет вряд ли дешевле.
4) Перед тем как возьмете машину, обязательно составьте дефектную ведомость - список повреждений на машине, при этом сядьте сами за руль и проверьте все функции самостоятельно. И проверьте наличие запаски и инструментов для замены колеса.
Итак, формальности выполнены, и вы за рулем. Что дальше? А дальше тоже есть несколько несложных правил, при соблюдении которых вы можете спокойно передвигаться по аргентинским просторам.
1) В Аргентине надо пристегиваться ремешком. Ну, или хотя бы как у нас, перед полицейскими постами. Говорят, за это даже штрафуют. Мне пару раз делали строгое замечание.
2) Также говорят (сам не нарывался), что пьянка за рулем вообще запрещена. То есть ноль промилле. Правда, я ни разу не видел, чтобы кого-то заставляли дуть в трубочку, но это не повод расслабляться.
3) Надо приготовиться к многочисленным и повсеместным встречам с полицией на дороге.
Обычный полицейский кордон на дороге.
Карабинеры, полиция, жандармерия, какая-то муниципальная полиция и даже фитоконтроль стоят через каждые 5 км, особенно в пригородах Байреса. Любимые места - в тени под мостами и при въезде в населенные пункты. Считайте их своими друзьями - подъезжайте медленно, останавливайтесь, даже если они не останавливают, махайте рукой, улыбайтесь и желайте доброго времени суток. Это самое лучшее поведение. И не перевозите продукты и фрукты из одной провинции страны в другую - у них это тоже запрещено.
4) Не вздумайте, подъехав к заправке, вылезти из машины, взять заправочный пистолет и засунуть его в бак. Это не ваши функции.
Ждите. К вам подойдет заправщик, сам заправит вашу машину, может помыть вам стекла, и сам возьмет с вас деньги. Можете постоять рядом и дать ему ещё пару песо на чай. По кредитке можно заправиться только в Байресе и в его ближайших пригородах, и то не на всех заправках. Дальше - только наличные, можно и долларами.
5) Если выехали из города и «встали на трассу», заправляйтесь чаще, лучше при первой возможности. Заправки есть далеко не везде, машин на дорогах крайне мало, связь в основном отсутствует. Если обсохнете, можете простоять очень долго. Вам это надо? А ещё лучше купить на той же заправке пару полиэтиленовых пустых канистр и сделать себе топливный НЗ.
6) Не удивляйтесь, если встречные машины будут моргать вам, а их водители помахивать рукой и бибикать. Это они так вас приветствуют. Отвечайте им тем же. Это правила хорошего аргентинского тона. И вообще, нервничать и торопиться на дорогах там не принято. Кстати, приветствовать вас могут даже обычные прохожие на тротуарах и обочинах, и ничего удивительного в этом нет.
7) На дорогах очень много знаков. Почти постоянно висят знаки ограничения скорости. Если бы я ехал, соблюдая эти знаки, я бы наверно был ещё в Аргентине. В лучшем случае, смотрите, как едут другие, и спокойно следуйте их примеру. Скорость полиция нигде не измеряет. К слову, пусть меня осудят, но, признаюсь, знаки я не соблюдал нигде, включая не только скорость, но и обгон через двойную сплошную. Пару раз обогнал перед носом у стоявшей полиции, и ничего, обошлось. Да, кстати, опасный обгон, т.е. обгон перед носом встречки, так развитый на наших дорогах, у них считается грубым нарушением.
8) Около Байреса практически все дороги платные. Платить по кредитке нельзя, поэтому с собой надо иметь наличные. Плата за дороги невелика. Максимальные деньги я платил на «двойке» - из Мар дель Платы в Байрес - не больше 30 песо за всю дорогу. Остальные дешевле.
У меня есть ещё масса наблюдений за аргентинскими дорогами, но, пожалуй, я сочту их не существенными для потенциальных путешественников. Когда поедете - сами увидите. Так интересней.
2. О границах Аргентины и Чили.
Если вы внимательно прочитали мои предыдущие истории, то в принципе почти всё поняли. И всё же позволю себе отдельно остановиться на пограничной специфике. После шести преодолений этих границ у меня появилось некоторое понятие о царящих на них порядках. У меня сложилось впечатление, что чилийцы с аргентинцами не очень-то любят друг друга. Чтобы полностью разобраться в этом, надо глубоко залезать в их непростую историю, на этом континенте тоже неоднократно вспыхивали войны и конфликты. Вот, например, кто бы мог подумать, что у Чили с Боливией даже нет дипломатических отношений? А что у них с Аргентиной, сам черт не разберет. Но, самое главное, ни те, ни другие физически не могут жить друг без друга: в южную часть Чили можно проехать на машине только по территории Аргентины, а в Ушуайу и южную провинцию Аргентины - только через территорию Чили. Вот такой парадокс.
Справа очередь из машин, внутри здания - толчея. Это граница.
1) Границы очень похожи на наши. Те же очереди, та же сутолока и кажущаяся неразбериха. Подъезжая к границе, надо остановиться в автомобильной очереди, выйти из машины и пройти в пограничное здание. Там внутри вы сначала находите первую очередь на пограничный контроль, где вам ставят штамп в паспорте, а потом вас ждет вторая очередь в адуану (таможню), где штампуют «белый лист» (т.н. автомобильный паспорт). Выезжая из страны, вы ничего не заполняете, а въезжая - пишите для таможни декларацию. Она проста и понятна - не был, не участвовал, ничего с собой не везу. И ещё: въезжая в Чили, заполняете пограничный квиток - кто такой, откуда родом, куда едешь, ну и т.п.
2) Если очередь большая, у дверей может стоять погранец, не пускающий вас вовнутрь и настоятельно рекомендующий вернуться и ждать в машине. Не поддавайтесь на провокацию. Так можно прождать полдня. Стойте рядом в очереди на улице. Увидите, таких как вы будет много.
3) Не перевозите через границу фрукты-овощи и еду. Нельзя. Могут залезть в машину и проверить. Вам же не нужны неприятности? А ещё имейте в виду, что чилийцы могут заставить вытащить все ваши вещи из машины и поставить на просветку. Это я так, на всякий случай. Вы же не потащите через чилийскую границу оружие?
4) Не умничайте на границе и не старайтесь вести диалоги на испанском. Они уважают иностранцев, а к русским относятся очень даже неплохо, примерно как мы к аргентинцам в Верхнеужопинске. Помолчав, пару раз улыбнувшись и важно покивав, вы имеете все шансы быстро и без дополнительных проблем миновать границу.
Ну, и о визах. Как известно, с некоторых пор аргентинская виза не нужна, если вы туда едете не больше чем на 90 дней. А вот чилийскую придется брать. Особых проблем в этом нет, за исключением того, что, во-первых, чилийское консульство у нас в России только в Москве, а во-вторых, вам для визы потребуется подтверждение вашего местонахождения на территории Чили. Сделать это лучше всего через подтверждения бронирования отелей через сайты, это самое простое.
Чилийская виза вам может потребоваться, чтобы проехать через территорию Чили на автомобиле в Ушуайу, чтобы посмотреть кое-что в южном Чили, например, национальный парк Торрес дель Пейн, чтобы - если вы, конечно, надумаете - пройти из Ушуайи на яхте на мыс Горн, и, вполне вероятно, для посещения Антарктиды. И если Ваши планы грандиозны, старайтесь брать её сразу многократкой где-то на месяц. В любом случае консульская секретарша даст вам более-менее сносную консультацию.
Отдельный вопрос о посещении Антарктиды. Все решают его по-своему. Долететь до неё на самолете можно из многих мест: ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, Аргентины и Чили. Дойти на корабле - тоже есть много вариантов. На яхте - пожалуй, только из Аргентины и Чили. Всё имеет свою стоимость, зачастую немалую. Я выбрал путь через Чили, местной авиакомпанией DAP полет из Пунта Аренас на антарктический остров Кинг Джордж. Знаю, что летает (по-моему, на базу Марамбио) аргентинская компания LADE, но мне лететь на Марамбио было не интересно. При мне немцы пошли на яхте на месяц, не знаю к каким антарктическим берегам. Кто-то придумает что-то ещё. Придумывайте, пишите.
3. О покупках.
Одна из центральных торговых улочек Байреса.
Покупать в стране особо нечего. Прежде чем что-то купить, не забудьте детально представить себе, как вы повезете это назад, как будете с остервенением паковать чемоданы, надрывно тащить всё это в аэропорт, платить за перевес багажа… И только если вещь стоит того - покупайте на здоровье. И вот вам несколько ц.у.
1) Кредитки работают только в Байресе, ну и, может быть, кое-где в Мар дель Плате, Кордобе и Мендосе. В остальных местах нужны наличные. И только наличные. Если вы думаете, что очень просто найдете банкомат и набьете карманы наличными, вы ошибаетесь. То есть, это возможно, но далеко не всегда очень просто. Банкоматы есть только при банках. Снимать деньги (т.е. проводить операции) они позволяют только не больше трех раз в день (в банкоматах одного банка). За раз можно снять не больше 1000 песо, а то и меньше, иногда сумма уменьшена до 300 песо. Из кредитных систем без проблем действует только VISA. Остальные - с теми или иными проблемами.
2) Большинство магазинов и заправок на трассах принимают наличные доллары. Так что берите с собой в Аргентину наличные доллары, и многие денежные проблемы для вас будут решены автоматически. Кстати, евро тоже в ходу, но далеко не везде. Ещё не привыкли. Всё-таки доллары лучше.
3) Ходить по магазинам нужно с расчетом на сиесту. С часа дня до шести всё закрыто. Правда, сиеста не распространяется на Байрес, который старается жить в нормальном мировом ритме без всяких там сиест. А вот в остальных местах - извините, подождите…
4) Ну, и, собственно, главное. Покупать в Аргентине, кроме сувениров и вина особо нечего. Миланской модой там и не пахло, так что любителям шопинга можно расслабиться. Если вы отдыхаете на курорте, то обязательно купите себе ещё шлепанцы и (мужчины) купальные шорты. Шлепанцы - потому что они все ходят только в шлепанцах, а шорты - потому что у них не принято мужикам загорать и купаться в плавках. Ага, только в шортах, вот так! Хотя я пару дней на пляжах Мар дель Платы был в плавках и без шлепанцев, и никто мне замечаний не делал.
Расскажу отдельно - купил я по дороге назад перед вылетом в Duty-free красного вина. Моего любимого Боска. Бутылочек восемь. Вроде можно. Но дорога в Россию была с пересадкой в Хитроу, а там для транзитников ещё один контроль. И вот, англичанин, такой самоуверенный чувак на галстуке, вынимает из моей ручной клади вино и деловито отставляет на столик с запрещенными товарами…
- Стоп! Стоп!!! - ору я ему.
- Нет, - почти нагло отвечает он и хватается за вторую бутылку.
Он же не понимает, что за любимое вино я могу и убить ненароком.
В общем, мы сцепились. Я тоже схватил бутылку, другой рукой его за грудки, и очень так ласково попытался объяснить, что вино из Дьютика. Сбежалась охрана. Я им чек в нос сую, что куплено по правилам, имею право. Они мне - в Англии нельзя. Я им в ответ - имел я вашу Англию (причем очень образно), я тут транзитом, вас в первый и последний раз вижу. Тогда этот чувачок начинает понимать, что разборка может вылезти на другой уровень и изрекает:
- У нас есть услуга для Вас: упаковка в специальный баг и отправка его в багаж, но это будет стоить 90 фунтов.
Видать, думал сучонок, что зажмусь. Но не тут-то было.
- Йес - отвечаю я, - давай пакуй. Дал ему даже свой рюкзак, чтоб туда паковал.
И что вы думаете? Кряхтел минут десять, сложил туда все бутылки, проложил их бумажкой, на рюкзак наклеил значок «стекло», вот и вся упаковка. Потом пошел со мной на сервисную стойку и совершенно бесплатно сдал рюкзак в багаж. Здравствуй, гуммозная Европа… А бутылочки-то долетели, не разбились.
4. О еде и питье в Аргентине.
Есть такая пословица - о вкусах не спорят. И всё же, позвольте…
В Аргентине надо есть мясо. Это аксиома, которая не требует доказательств. Вегетарианцы могут сразу пропустить эту главу. Думаю, они очень много потеряли, если были в Аргентине и не пробовали мясо. Оно в Аргентине действительно изумительное. Начиная от известнейшего байресовского ресторана «Сига ля Вака»
и заканчивая маленькими провинциальными ресторанами - все они мастерски сделают вам кусочек мяса размером с целую тарелку и в два пальца толщиной.
Самое вкусное мясо - это, конечно же, говяжий стейк. Но на севере в патагонских пустынях очень часто встречаются стада полудиких баранов.
Там существует есть традиция делать баранину на углях на специальной приспособе.
Это, конечно же, не самая вкусная в мире исландская баранина, но очень приличное на вкус мясо.
И всё же, баранина - это, скорее, исключение из правил. Примерно такое же, как и морепродукты. Они тоже кое-где имеются, особенно в городах, расположенных на берегу океана. Например, в Мар дель Плате есть целый микрорайон морских ресторанов. Прямо на берегу океана в одном месте располагаются около двадцати ресторанов с морепродуктами, приезжай и выбирай, что и где тебе по душе.
За месяц, проведенный в Аргентине, у меня выработалась привычка - утром обычный завтрак в отеле или на заправке, днем - перекус чем-то прикупленным в гипермаркетах, а ещё лучше - просто фруктами из ближайшей придорожной фруктовой палатки, а совсем хорошо - панадосами,
то есть национальными аргентинскими мясными пирожками с изумительным вкусом. К вечеру же лучше немного подготовиться: выяснить (как правило, в отеле на ресепшене) где повкуснее и забронировать местечко к открытию ресторана. Открываются все рестораны в восемь вечера. Опять же - раньше никак, сиеста.
Ресторн "Ла Марка" в Мар дель Плате. Все известные в Аргентине виды клеймений коров.
Ну и про вино. Знаете, мне как-то раньше не удавалось попробовать вкусного аргентинского вина. А здесь появилась возможность испробовать всю линейку продукта на себе, и, скажу честно, я её не упустил.
Линейка продукции. В левом верхнем углу - Луиджи Боска сингл, в России к сожалению не представленное.
В Аргентине всего 3 небольших региона виноделия - Кафайяте, Мендоса и Патагония. Кафайяте в России вообще не представлен, вина этого региона сюда не везут. А очень жаль.
Quara шардонне. Альпак на бутылке - фирменный значок марки.
Лидер региона - марка «Quara», под которой выпускается замечательное как красное Мальбек и Каберне Совиньон, так и белое Шардонне.
Регион Мендоса нам наиболее знаком, там есть достаточно много неплохих вин, типа семьи Zapatta. Хорошие вина, но я ни Катаной, ни Анхеликой Запаттой как-то не проникся. И даже легендарным мендосским Торронтесом, всё-таки белые вина для меня так и остались делиться на «Шардонне» и «не Шардонне». Зато меня обаял Мальбек от Luidgi Bosca.
Я раньше как-то напряженно относился к Мальбеку, наверно не удавалось попробовать достойное вино этого сорта. Но Боска меня сразил, и, похоже, навсегда. Скажу честно, по приезду я уже заказал себе несколько коробочек этого вина.
О третьем регионе не могу сказать ничего хорошего. Я честно пытался, но ничего там хорошего не нашел. Да и есть этому вполне разумное объяснение. Всё-таки нельзя в таком экстремальном климатическом районе, как Патагония, вырастить достойную лозу.
5. Об аргентинской природе. И вообще об Аргентине.
Ну, и в заключение пару слов о стране.
Мне показалось, что вся страна стоит на песке. Песчаники - это преобладающие грунты практически на всей территории страны. Много вулканической породы, которая со временем превращается в песчаники. Отсюда вывод: практически везде засушливые земли, очень часто к тому же покрытые солончаками. Лесов нет. Есть на всю страну один небольшой лесной анклав, возле Барилоче, так это супер-охраняемый национальный парк, не меньше. Вся южная часть страны, именуемая Патагонией - сплошная пустыня, расположенная ниже условной границы от Мендосы до Антонио сент Оэсте, а это практически полстраны!
Типичный аргентинский пейзаж.
Прибавим к этому высокогорные регионы Анд, где фактически та же пустыня, северные засушливые области, поросшие двухметровым кустарником, и что остается для нормальной жизни? Только земли в радиусе 500 км вокруг Байреса, и не более. Особенно плодородна местная Месопотамия - пространство между реками Парана и Уругваяна. Остальные земли тоже возделаны и приносят пользу.
И вот на этом, по сути, крошечном пространстве они выращивают виноградники, которые дают такое офигительное вино, выпасают скот, мясо которого поставляют по всему миру, а ещё выращивают зерновые, которыми питаются латиноамериканские страны. Представляете? Всё для жизни!
Я ехал среди этих бескрайних пустынных просторов, вспоминал Россию и думал - какими же дебилами надо быть, чтобы вот так бездарно распоряжаться нашими богатствами. Не буду продолжать, иначе опять скачусь к нашей бандитской шайке и клоунам во главе государства, выстроившим эту воровскую систему, ну и всё такое совсем не позитивное…
А вот Аргентина победнее нашей страны будет, это точно. Тяжелой промышленности я не видел. Полезные ископаемые добывают, но без фанатизма, так, кое-где и кое-что. Держится страна на сельском хозяйстве и на нефти. Причем, такое впечатление, что на нефти - далеко не в первую очередь. Но всё там построено разумно и рационально. Нет, налоги, например, они не любят платить. Во многих отелях можно услышать два ценника - официальный и за кэш, т.е. процентов на 20 дешевле. Но это скорее такая безобидная забава, чем наше глобальное воровство. Здесь сама экономическая система выстроена не для воровства, а для развития. И это очень заметно, особенно в контрасте с нами.
И ещё: у меня сложилось устойчивое убеждение, что сегодняшняя Аргентина - это страна возможностей, и прежде всего в бизнесе. Я, к сожалению, пока не знаком с её правовой системой и режимом защиты собственности, но чего-то начал в последнее время задумываться, где бы об этом поподробнее почитать… Нет, ну так не бывает: Мар дель Плата, мировой курорт, берег океана, и масса свободной земли. И таких примеров несметное множество.
В общем, об этой стране я могу говорить ещё очень долго. Но всему есть предел. Как гласит старая пословица, лучше один раз увидеть, чем сто услышать. Собирайтесь, приезжайте, открывайте дверь в этот замечательный мир - Аргентину.