Суздаль в 1812 году

Feb 13, 2015 12:34

В Суздале на старом Знаменском кладбище среди памятников значится одно удивительное и совершенно непонятное место - могилы участников Бородинского сражения 1812г., умерших от ран в Суздале.
Казалось бы, по тем временам где Бородино, а где Суздаль.
Однако на восток от Москвы, туда, куда французы далеко соваться не рискнули, осенью 1812 года тянулись обозы не только с беженцами, но и с ранеными. Во Владимире и уездных городках Владимирской губернии были открыты госпиталя для лечения раненых солдат и офицеров. Был ли такой госпитать в Суздале на самом деле - неизвестно. Вполне мог и быть, почему нет. Но вот с братскими могилами получается как-то странно...
Историки утверждают, что в тыловых условиях такие анонимные братские захоронения, да еще и не только солдатские, но и офицерские, практически были невозможны. Уж офицеров-то как-нибудь назвали бы поименно.
Так же нелепо предположение, что в Суздале после Бородинской битвы остановился целый некий полк с большим количеством тяжелораненых, которые и были потом похоронены на Знаменском кладбище, - есть такая городская легенда. Мне вот кажется, что легенда родилась из названия Суздальского пехотного полка, который действительно принимал участие в войне 1812 года, но его название не связано, пардон, с тем, что все его солдаты и офицеры прятались в Суздале ))
Конечно, провинциально-российское раздолбайство, чисто теоретически, могло привести и к тому, что действительно сколько-то умерших от ран военных (причем необязательно только после Бородина, будто бы не было других сражений) были похоронены в Суздале без нормальных записей. Либо записи за 200 лет просто сгинули. 200 лет, и даже 150, - это ведь очень много.
Как бы то ни было, в ХХ веке на Знаменском кладбище суздальские краеведы и музейщики установили памятники на двух братских могилах.
Мне, разумеется, было необходимо их найти...

Это на карте Знаменское кладбище - такое небольшое.
А когда подходишь к воротам заросшего деревьями старого кладбища, понимаешь, что искать тут придется долго...
Мы побрели по центральной дорожке, по бокам которой стояли памятники с самыми разными датами - от XIX века до наших дней. Нашли могилу Варганова, поклонились ему, посмотрели вокруг и поняли, что шансов найти эту братскую могилу 1812 года очень немного...
Мне вспомнилась история, рассказанная Н.И.Ивановым, изумительным бородинским краеведом, о том, как он искал братские могилы на Бородинском поле (в статье "Братские могилы и другие воинские захоронения 1812 года на Бородинском поле"):

Осенью 1963 и весной 1964 года я исходил подозреваемый участок Утицкого леса и по азимутам, и без них, «змейкой» и по прямой, но безрезультатно. И лишь много позже, 8 июля 1966 года, очень устав от этих бесплодных поисков, я внутренне сосредоточился более чем обычно, и просто взмолился: «Где же вы, ребята, лежите, откликнитесь!» И тут же споткнулся, как о сучок, на совершенно ровном месте и упал при выходе из леса на небольшую полянку с роскошным старым дубом посреди нее, дубом, возможно, двухсотлетним, с огромным дуплом. Еще лежа, с поверхности земли, я увидел небольшое, не более 20 см, повышение грунта в виде прямоугольника, напоминающее обрамление могилы №1, но в меньших размерах по длине, ширине и высоте.

Вспомнив это, я безнадежно сказала вслух: "Да, впору, как Иванов, звать: "Ребята, где вы?"...
Повернула голову - и увидела... черный чугунный Георгиевский крест вдалеке между деревьев.
Отозвались.



Широкая бетонная плита с крестом стоит не так уж и далеко от края кладбища.
Кто лежит под ней - неизвестно, и пока не изобретут машину времени, так и останется тайной.



Но пока что те, кто ее находят - случайно или специально - считают, что это герои Бородинской битвы. Или не герои - героем на войне быть не так просто. Не так это плохо, если еще помнят.


Путешествия

Previous post Next post
Up