Название города Тутаева звучит так по-старинному патриархально (Одоев, Порхов... и Тутаев тоже), что если не знать предыстории, никогда не догадаешься, что Илья Тутаев - это красноармеец, погибший в 1918 году в Ярославле при подавлении белогвардейского восстания (раньше писали - мятежа), в честь него-то и переименовали древний Романов-Борисоглебск с его неблагонадежным названием. Надо думать, не один красноармеец тогда погиб, но выбрали для нового имени почему-то этого.
У города две стороны, соединенные не мостами и даже не одним мостом, а паромом и множеством частных лодочек-перевозчиков. Паром с машинами ходит раз в час туда и обратно, а лодочки мотаются без всякого расписания.
До сих пор толком неясно, какая же сторона древнее - Романовская (левая) или Борисоглебская (правая)... По одним сведениям, в 1238 году здесь на правом берегу обосновались люди, скрывшиеся от монголо-татарского нашествия в глухих непроходимых лесах. А примерно в 1280 году угличский князь Роман Владимирович то ли здесь, то ли на другой стороне поставил город. Наиболее точные сведения есть в летописях, но уже под 1345 годом - тогда князь Роман Васильевич, сын ярославского князя Василия, поставил на левом берегу "Романов-городок во имя свое". Борисоглебская слобода на другом берегу упоминается уже лишь под XV веком.
Но от всего этого времени в городе остались лишь валы Романова городища, да берега Волги, которые, может быть, и помнят все, но молчат.
Мы ехали из Рыбинска в Ростов Великий через Тутаев. Давно хотели посмотреть на этот город, и не зря.
Начали с Борисоглебской стороны - там нас ждал огромный Воскресенский собор с его уникальными росписями. Уже снаружи видно, что там есть на что посмотреть. Сам собор - почти 50 метров высотой, площадью 35х30 метров... Это просто цифры, а вот вблизи очень впечатляет.
Вход в храм тоже впечатляет.
Нас встретил настоятель храма (он же - Романово-Борисоглебский благочинный), которого мы заранее попросили разрешить поснимать в храме, и он разрешил, и даже выделил нам служительницу, которой предстояло нас везде водить и обо всем рассказывать. Взамен я обещала статью о соборе, но по не зависящим от меня обстоятельствам, увы, не вышло. Так что отчасти исправляю это - здесь.
Сначала должен был пройти крестный ход с уникальной иконой Николая Чудотворца, которая сама по себе не могла не привлечь внимание...
Погода, как нарочно, испортилась, да еще кругом тусовался целый автобус школьников, позировавших "на фоне" в самых разнообразных позах. К счастью, автобус скоро увезли. Крестный ход начался...
...продолжился...
...и закончился достаточно быстро.
Николая Чудотворца внесли в храм и укрепили на месте. На стене храма он тоже впечатляет, но только на руках у людей видно, какой он на самом деле...
В самом Воскресенском соборе чувствуешь себя совершенно растерявшейся - не знаешь, куда сначала идти, на что смотреть, хочется увидеть все и сразу, и все время кажется, что что-то главное впереди. Наверняка, я думаю, если туда приехать снова, все будет опять как в первый раз.
И огромный золоченый иконостас...
И ангелы с рипидами в руках...
И росписи, которым нет числа и на которые можно любоваться не отрываясь - до того они живые, яркие, динамичные - что сонм святых, что прославленная "Вавилонская башня", что невероятные грешники в аду.
Еще две иконы есть в соборе, мимо которых пройти просто нереально.
Это - да-да, тот самый! - Спас Оплечный трех метров в высоту и бесподобное деревянное распятие XVII века.
Спас был, судя по всему, потолочной иконой более древнего храма. Считается, что автор ее - преподобный Дионисий Глушицкий, всю жизнь проведший в вологодской глухомани, в пустыни. Согласна с теми, кто пишет - будь икона с дробным сюжетом, ее размеры бы так не впечатляли. Под иконой, установленной в соборе, есть проем. Считается, что если в него пролезть, загадав желание, оно сбудется. Я не пробовала.
Распятие со Страстями Христовыми произвело на меня очень сильное впечатление. Черный крест с черной фигурой Христа почему-то четко проассоциировался с той сценой из "Андрея Рублева", где, помните, распятие на снегу?
А часы над одной из икон неустанно напоминали нам о времени и о том, что впереди еще длинный день...
Поблагодарив благочинного и нашу провожатую, мы двинулись к парому через Волгу.
Он был насыщен колоритными сценами...
Но я быстро от этих сцен отвлеклась и обратилась к берегу, который ждал нас впереди...
Лучшее украшение Романовской стороны - конечно, Казанская церковь. Это своего рода "визитная карточка" Тутаева. Из этого храма "родом" Казанская икона, положившая в конце концов начало Ярославскому Казанскому женскому монастырю. Сама церковь как бы "ступенями" спускается к Волге - высокая красавица с шатровой колокольней...
А если посмотреть с парома чуть правее - там будут те самые валы Романова городища, в кольце которых стоит древний Крестовоздвиженский собор, а рядом красуется усадьба Зацепиных, ныне музей и гостиница. О ней отдельно.
От парома надо немного подняться вверх, чтобы по живописному мосту перейти речушку Медведку (ну да, ярославщина все-таки).
Тогда, пройдя улицу со старинными домами, попадете через аллею с военным мемориалом прямо к городищу.
С валов открывается вид на собор Воздвижения Креста Господня, начатый при Иване Грозном, а позднее обстроенный галереей с характерными ярославскими шатровыми приделами.
Внутрь - увы и ах! - мы не попали, а ведь там росписи работы Гурия Никитина... Нет, я не могу пожаловаться, что мало видела фресок Гурия Никитина, но от этих бы не отказалась.
Пройдя через валы, мы оказались около стилизованной ограды-тына. Над калиткой висел звонок с надписью:
Мы позвонили. Через некоторое время к нам вышел дяденька, который запустил нас на территорию усадьбы, которая является одновременно и музеем, и гостиницей. Это очень живой музей во всех смыслах. Во-первых, здесь живут овцы знаменитой романовской породы. Эти овцы - дальние потомки голландских овец, завезенных сюда при Петре I. Из этих голландок местные жители вывели новую породу, дававшую особо легкие и в то же время теплые овчины. В советское время порода, говорят, захирела совсем и только сейчас стала понемногу возрождаться.
Надеюсь, этих симпатичных экспонатов минует судьба многих овец и они в овчины не превратятся...
В музее все можно брать в руки, рассматривать и фотографировать без ограничений.
Можно даже встретить царевну. Лягушку.
Вокруг усадьбы Зацепиных разбиты аккуратные грядки, урожаем с которых угощают и гостей музея, и постояльцев гостиницы. Вид отсюда на Волгу и на Борисоглебскую сторону просто великолепный, так что мы даже записали телефон гостиницы с целью как-нибудь обязательно здесь остановиться.
Да и в другую сторону от усадьбы вид не хуже.
В ухоженном саду в это время буйно цвели вишни и яблони, воздух с Волги был такой, что хотелось дышать полной грудью, и даже облачность в это время отступила куда-то, сменившись ярким солнцем.
Таким и запомнился мне Тутаев, особенно Романовская его сторона. Конечно, мы там увидели далеко не все. Но тем лучше - еще увидим.
Фотографии Романовской стороны:
http://biz.msk.ru/album/rustowns/090521tr/page.htmlФотографии Борисоглебской стороны:
http://biz.msk.ru/album/rustowns/090521tb/page.html