На берегу пруда есть место, куда люди приходят кормить уток. Там же пасутся и голуби. Им тоже кое-что достаётся.
Но уточкам - в первую очередь! Голубям завидно. Они подбираются поближе к воде, пытаясь схватить те крошки, до которых могут дотянуться. Но в воду, понятное дело, не лезут. Опасаются. Такой порядок. Водоплавающие - в воде, а сухопутные - на суше.
Вдруг смотрю - голубь какой-то ненормальный прямо в пруд залез.
Разгуливает по травинкам и корешкам, которые виднеются под водой. Да так легко и непринуждённо разгуливает, куда там толстым увальням!
Да голубь ли это? Лапы и клюв и всё остальное скорее голубиное, ноги значительно длиннее и жёлтые.
Стоп. Где это вообще видано, чтобы голубь взял и поплыл, как маленькая изящная уточка?
Оказалось, не голубь. И не уточка. Водяная курочка или камышница - вот кто это. Из семейства Пастушковых, отряда Журавлеобразных (кто бы мог подумать, что у такой крохи такие высокие родственники!).
Вид совсем даже не редкий, живёт по всему миру в пресных водоёмах, неважно проточных или со стоячей водой.
Главное, чтобы берега были правильные - с зарослями. В них она и гнездится, и питается и прячется от любопытных глаз, "лишь в сумерках выплывает на открытую воду," - сообщает Википедия. Там же сказано: "На большей части ареала камышницы ведут оседлый образ жизни, и только на севере являются частично либо полностью перелётными". Значит, у нас север. Не думаю, что при наших-то зимах такая птичка найдёт себе укрытие и пропитание.
Тот, кого я чуть не приняла за голубя, был птенец. А взрослая особь выглядит вот так.
На зимовке образуются постоянные (моногамные) пары, причём во время брачного периода не самцы добиваются расположения самки, а наоборот - самки соревнуются между собой за право обладания самцом. Как бы то ни было, прилетают они уже супругами. Так и летят- парой, в стаи не собираются. Максимум - в компанию до десяти "клювов". Но общительными этих птичек не назовёшь. Прилетели - и всё, снова по парам и как можно дальше друг от друга. Иначе конфликты.
"Нередко доходит до драки, в которой маленькая и тихая птичка иногда проявляет неожиданный боевой пыл, вступая в сражение с гораздо более крупными и сильными птицами", - пишет знаменитый русский орнитолог Сергей Александрович Бутурлин.
За лето камышницы могут сделать две (особенно если первая была утрачена) кладки яиц. В насиживании участвуют оба родителя, но самка всё-таки больше (А как же иначе? Самец - добытчик!). Есть даже данные, что птенцы первого выводка участвуют в насиживании повторной кладки и впоследствии помогают кормить младших птенцов.
Как следует из таблички выше, маленькие птенчики довольно тёмные (тут самец кряквы в летнем наряде в кадр влез).
Подрастая, светлеют.
По сравнению с кряквами, камышницы очень пугливые создания.
Прячутся всё время в своих зарослях, так что снимать их довольно трудно.