взято тут
http://utro-vecher.livejournal.com/1376681.html В последнее время приходится раз за разом то с клиентами прорабатывать их страдания по поводу испытываемого ими чувства вины. То созерцать то там то сям переживания разнообразных альтруистов, заебавшихся быть альтруистами, но хотя бы чуть-чуть стать эгоистами которым якобы совесть не позволяет.
Обоснований таким вот подлым действиям якобы совести можно услышать просто массу, вплоть до самых замысловатых.
При попытке работы с этим клиент любит углубиться в исторический экскурс - это его хорошо развлекает, а если терапевт поддастся на провокацию, то и терапевта занимает. И два кадра начинают вдумчиво обсуждать трагедию не получившего в 4-летнем возрасте мороженки дитяти. Вместо того, чтобы заниматься делом.
А дело в данном случае может выглядеть примерно вот так.
Сначала выносим моск страдальцу, выковыривая его с уютненькой позиции. Клиент, понятно, обычно трепыхается и вообще против, поэтому делать надо с умом, бодро, ловко и быстро. Ну, например, вот так.
Да, ты ахуительный альтруист и вообще заботливый человек. У человека есть свой интерес, и у тебя есть свой интерес. И чем больше ты альтруист, тем больше удовлетворение интереса камрада стремится к 100 %, а твоего интереса - к нулю. И коль скоро ты это делаешь регулярно, то ты, дорогой альтруист, воспитываешь из ближнего своего разбалованную суку, которая привыкает к такой сладкой жизни. Чем оказываешь ему медвежью услугу, потому что другие прочие церемониться не будут, а выебут его за такие дела по самые помидоры. И поэтому ты, дорогой альтруист, на самом деле являешься не заботливым человеком, а порядочной скотиной, портящей жизнь ближнему своему.
А потом, пока клиент ошарашенно взирает на дымящееся поле в воронках, куем железо пока горячо, и вправляем мозг на место.
Есть стандартная процедура урабатывания нездорового чувства вины. Ничего сложного.
Пункт адын. Побуждаем пассажира задуматься о том, насколько серьезны последствия тех действий, за которые он испытывает чувство якобы вины. Например, помрет ли некто, если он наорет на этого некто. Или, другой пример, рухнет ли небо на землю, если виноватый будет недостаточно усердно, по его мнению, работать. И так далее. К слову, например, практика показывает, что когда ты на кого-нить наорал, в результате обычно и тебе от этого лучшеет, и объекту в общем-то похуй. Хотя бы потому что еще пока ты орал, он уже соорудил в голове концепцию о том, что он-то, объект, заебат собой, а вот набежали тут всякие припиздженные...
Пункт два. Оценка личной ответственности. Люди почему-то норовят забыть о том, что у любого расклада всегда множество причин. Даже до того доходит, что если речь идет, например, об отношениях в паре, забывают, что пара - это двое. Ну и, продолжая пример, если уж ты орешь на ближнего своего, так этот ближний, например, не потрудился сделать так, чтоб ты на него не орала. А мама с папой не потрудились сделать так, чтоб тебя вообще на белом свете не было и некому было орать. Ну и так далее. Делегирование ответственности, короче - наше все.
Далее переходим, после попускания, к разбиранию завалов. Следующий шаг - прерывание молчания. Обычно ж как? Обычно насюпятся и молчат как рыба об лед. Тока пыхтят, как два паровозика. Давайте уже двигать куда-то ситуацию? Потрындите, еще потрындите, подвигайте ее уже куда-нибудь: вперед, вбок, назад, чего на месте-то стоять? Жизнь - динамичная штука. Когда все стоит на месте, это называется смерть.
Четвертый полезный шаг - после произведенного делегирования ответственности - повиниться за то, что делегировать не удалось. Возместить причиненный ущерб.
Ну и пятый полезный шаг, это сказать самому себе "Ай да я! Я сделал все, что мог! А теперь - ебись оно все конем!", и радоваться жизни.