ребенок и деньги

Mar 26, 2015 13:46

у меня нет образца, как выстраивать отношение ребенка с деньгами, заработками. в моем детстве считалось, что никаких таких отношений быть не может. но даже тогда это было не так - мы тайком сдавали бутылки, страстно мечтали найти монетки на дороге (и находили), проводили всякие манипуляции с 10 копейками на школьную булочку.

у Мити совсем иные источники дохода.
- карманные деньги мы пробовали давать раза три в разном Митином возрасте. я не знаю, как правильно, но идея просто вдруг начать давать ребенку деньги показалась странной. оплачивать домашнюю работу тоже не хотелось. попробовали сделать это этапом взросления - Митя берет на себя обязанности по дому, а мы берем на себя обязанность давать ему 50 руб в неделю. в итоге договоренности держались месяц-полтора, а потом мы (и Митя тоже) забывали про это. сейчас я просто прошу что-то сделать по дому - Митя делает. постоянных обязанностей нет, но есть у него любимые дела, которые в итоге и делает только он (например, моет ванну-раковину-полочку в ванной).

- подарки и награды деньгами. в последнее время не помню такого, но раньше было. и в чем-то даже это удобно, если нет другого приза под рукой. но я не злоупотребляю. из наград самым весомым были выплаты за успешно сданные экзамены. мне было важно мотивировать Митю, чтобы он вдруг не встал и не ушел во время экзаменов. так что в первом и во втором классах мы платили около 1000 руб за экзамен. а потом стали сворачивать это, в третьем была какая-то награда за все сразу. в четвертом уже ничего не обещаем (хотя на окончание началки, наверное, какой-то подарок купим).

- детский гараж-сейл. прибыль на последних трех меропприятиях впечатлила. хотя важнее заработка то, что ребенок сильно продвигается в понимании денег. заодно учится не покупать лишнее.

- походы в магазин. Митя регулярно ходит за продуктами по нашей просьбе и это дает ему две возможности. во-первых, покупать что-то себе (он не злоупотребляет, поэтому никаких специальных указаний здесь не даем). во-вторых, естественным образом обретать карманные деньги. сдачу я забираю редко, поэтому сотня-две у Мити всегда есть. он с радостью дает их нам когда не хватает налички (и вообще не считает своими), но при этом и тратит сам при необходимости. и это как-то все очень естественно, что у ребенка хранится какая-то часть семейных денег и он может ими распоряжаться. а, еще третий бонус - Митя знает про продукты, что сколько стоит, думает про цену, не слишком ли дорого, сравнивает цены в магазинах. не всегда, но понимание всего этого есть.

- собиратель мелочи. это дело прошлого, но был такой период, когда Митя ходил и собирал рассыпанную по квартире мелочь (у мужа из брюк все время рассыпается). а потом вдруг это как-кто прошло, теперь с энторопией денег борюсь я.

- работа в Празднике в коробке. когда проект только начинался, я пообещала Мите 1 процент с прибыли, если он будет помогать.  но как-то почти сразу мне не понравился его подход и небрежность, а ему быстро надоело. так что на работу его взять не получилось. но сейчас он всегда приходит помогать, бесплатно. отказывается от какой-то неприятной работы, но задания для него всегда есть. он любит, когда мы все вместе работаем, бросает ради этого свои дела. и вникает в работу на всех этапах, начиная от придумывания, интерсуется доходами и дальнейшими планами. при этом никаких финансовых претензий у него нет, разве что лишний реквизит выпрашивает.

- квесты. вот это самый интеерсный опыт. если сейчас обсуждают работу для подростков (причем даже не 11, а 14-16 лет), обычно говорят о низкоквалифицированном труде. а тут я предложила Мите творческую и очень интересную работу. при этом работу, которая ему по силам. тут сразу обнаружилась его незрелость. ему хочется заниматься квестами и есть идеи. но времени на работу в его детской жизни не предусмотрено. причем как я понимаю это не время жизни, а какое-то место в голове, которое должно постоянно быть занято размышлениями. по крайней мере у меня так. у Мити нет, ему нужно сесть, освободиться от игр, уроков, чтобы начать думать в нужном направлении. видимо это все-таки степень развития нервной системы, мышления. а освободиться и сесть трудно, приоритет у этой деятельности пока невысок. инертность входа в работу огромная (но справедливости ради - и для меня самое трудное начать). есть и технические трудности  - оформить работу, представить ее в том формате, который я требую. Митя генерит массу интересных идей, но отбрасывать лишнее, отказываться от куска сделанной работы не умеет. но мне кажется, весь этот опыт, как бы он не протекал и сколько бы не продлился - бесценен.  а про деньги - тут я стараюсь, чтобы не было легких заработков. из 50 рублей, которые стоит квест, вычитаются налоги, оплата магазина, процент робокассы, моя доля и остается меньше половины. о первых покупках я сыну сообщала и отзывы обязательно зачитываю (и мы очень ждем отзывов на первый Митин квест), но в остальном разговоров о заработках не поддерживаю. так что Митя ждет с нетерпением окончиания месяца, когда я ему сообщу, сколько он заработал. но он уже высчитал, что ничего существенного там не будет. поэтому делает новый квест. тут тоже трудности. у него есть собственная задумка и еще я ему отдала свою идею (и поскольку мне хочется поскорее ей поделиться, теперь тороплю работу). но тоже интересно, что из этого выйдет.

на всякий случай напишу, вдруг это непонятно из всего вышесказанного. мы не считаем, что ребенок в 11 лет должен работать. но при этом способность работать не появится вдруг в 18 лет. и какие-то навыки, как и просто умение обращаться с деньгами и понимать, откуда они берутся и куда уходят, можно формировать и сейчас, пока есть время экспериментировать, играть в работу, брать отпуск любой продолжительности и вместе с тем учиться чему-то важному. и еще это те достижения, которые сами по себе поднимают самооценку ребенка, делают всю его учебу (умение писать и читать, математику, знания о мире) настоящей и полезной, обеспечивают связку с реальным миром.

Митя 11, размышления

Previous post Next post
Up