На Карибском побережье Венесуэлы, в маленьком, но очень колоритном городке Чорони (Choroni), а если быть более точной, то в его прибрежной части, называемой Порт Коломбиа (Puerto Colombia)
мне посчастливилось встретиться с одним замечательным человеком, который родившись и получив образование в большом городе, предпочел уйти подальше от цивилизации, материального мира и денег на дикие пляжи Карибского моря. И стал частью Природы.
Его жизнь настолько проста, потребности естественны, а эмоции чисты и искренни, что остается только восхищаться. 44-летний мужчина с сердцем шестилетнего ребенка и здоровьем, энергией и выносливостью 23-летнего юноши. Зовут его Орландо, он прекрасно видит в темноте, одним ударом мачете раскалывает кокосы, как обезьяна забирается на высокие деревья и пальмы, голыми руками вытягивает огромные рыбины из сетей и может, просто подкинув вверх топор, сбить одно-единственное поспевшее манго.
Есть у Орландо одна большая страсть - народная, афро-венесуэльская музыка. Музыка, которая много лет назад появилась на Карибском побережье вместе с африканскими рабами и со временем смешалась с мелодиями и ритмами европейского происхождения. Однако и поныне сохраняются ритмические формулы, манера пения, слова и названия (часто утратившие смысл для самих певцов) чисто африканского корня. Для нее характерны ритмическое многоголосие, господство ударных инструментов, чередование пения солиста и хора, и повышенно эмоциональная, «возбужденная» манера исполнения.
Основу негритянской музыки Венесуэлы составляют многочисленные барабаны - тамборы разных размеров, различной формы и конструкции. Как правило, эти тамборы объединяются в группы, включающие от трех до шести и более инструментов. Играют на них, попеременно чередуя удары руками, специальной колотушкой или барабанными палочками.
Корпус тамбора изготавливают из выдолбленного обрезка древесного ствола. Как я поняла, лучше всего для этих целей подходят стволы умерших деревьев авокадо, выеденных изнутри термитами. Сам Орландо за свою жизнь сделал несколько десятков тамборов, от самых маленьких до огромных. Самый большой вид тамбора называется «кумако», высота его корпуса достигает 1,5 м, во время процессий его несут два человека, а третий отбивает ритм.
А вот и сам Мастер, в окружении своих творений:
Вообще к тамборам в Венесуэле относятся, как к живым существам. У каждого есть орган речи, которым он разговаривает, - boca («рот», т.е. мембрана, в качестве которой используют лоскут толстой кожи), есть свое имя, свой хозяин, своя биография. Мне рассказали, что где-то в глубинке тамбор по имени «Бурро негро» («Черный осел»), по неосторожности был раздавлен грузовым автомобилем, так вот - женщины долго оплакивали всеобщего любимца, а мужчины погребли тамбор.
Вот процесс рождения очередного тамбора:
И я тоже приложила свою руку:
Теперь этот тамбор носит имя Юлия :)
Вот уже много лет, каждую субботнюю ночь, Орландо приносит свои тамборы на главную площадь Чорони - и вокруг памятника местного католического святого-покровителя начинается языческое действо. Сначала мембраны тамборов настраиваются до нужного тона при помощи огня:
А потом на площадь обрушивается грохот ансамбля тамборов и воздух наполняют такие плотные вибрации, что ты тоже начинаешь вибрировать во всеобщем потоке и кажется, что само твое тело становится ритмом, звуком, вибрацией - оно больше не материя, а лишь комбинация звуковых волн. Наверное что-то подобное ощущает звонарь в звоннице православной церкви. Звук, идущий далеко в подсознание и будоражащий что-то первозданное, что-то изначальное, что-то, что гораздо древнее тебя самого...
У меня есть несколько дисков с записью венесуэльских тамборов. В записи эта трансовая вибрация, естественно, не передается, но все же, хочу поделиться парой треков:
А вот фотографии Малекона (главной площади Чорони), во время игры на тамборах:
Все действо сопровождается специфическими танцами, конвульсивными по хореографии, которые восходят своими корнями к древним языческим танцам негров. Вот тут можно посмотреть (это еще "легкий" вариант):
Click to view
И такое танцуют даже маленькие дети. Вот поэтому, наверное, здесь столько беременных девочек-подростков вокруг :)
Вот такая она - народная культура Венесуэлы - гремучая смесь негритянских, индейских и европейских (католических) традиции. Вот такой вот он, венесуэлец Орландо, с той же гремучей смесью африканской, индейской и испанской крови в жилах.
Приезжайте в Чорони!!!