Парижские контрасты. Часть 2. «Классика и модерн»

Feb 10, 2010 12:54

Центр Жоржа Помпиду (одного из президентов Франции) был построен в 1977 году в самом центре Парижа на месте продуктового рынка. Горожане очень долго возмущались по поводу внешнего вида здания, которое представляет собой нагромождение стекла и железа. Оно как бы вывернуто наизнанку - все технические конструкции, трубопроводы, лифты и экскалаторы выставлены снаружи этого странного сооружения:




В Центре Помпиду, помимо огромной библиотеки, кинотеатра и концертных залов находится Музей современного искусства. Вот он-то и был нашей целью.

Собрание современного искусства Центра считается самым полным в мире. Площади здания хватает, чтобы разместить только 3% коллекции! Один из этажей занимает экспозиция Art Moderne (1905-1960), от фовизма до абстрактного экспрессионизма: Матисс, Пикассо, Брак, Леже, Кандинский, Поллок. Этажом ниже - современное искусство (Art Contemporain, 1960-2000) от поп-арта до наших дней: Уорхол, Кляйн, Тенгели, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов.

Но сначала мы поднялись на последний этаж в большой выстовочный зал, где в это время проходила выставка французского художника-абстракциониста Пьера Сулажа.

Дедушке уже 91 год, а он до сих пор творит и выставляется в лучших музея мира. Основа его творчества - черный цвет. Большая часть работ выполнены только в нем. Я была удивлена, каким разнообразным может быть простой черный цвет - идеально матовый и ослепляюще глянцевый, шершавый и скользкий, холодный и теплый, рубцеватый, мятый, поцарапанный, резкий и нежный... А какие чудесные комбинации можно создавать из всего этого черного многообразия!

Жаль, что фотографировать было строжайше запрещено. Но я нашла пару фотографий в интернете, чтобы у вас было хоть приблизительное представление:




После погружения в мир черного цвета мы приступили к осмотру основной экспозиции. О, чего тут только не было! Движущиеся мешки с мусором, огромные дышащие легкие, лежащие прямо на полу в центре зала, невообразимые конструкции из самых разнообразных материалов и предметов, видеоинсталляции, предметы домашнего обихода, причудливо видоизмененные дизайнерской фантазией, странные картины и скульптуры. В некоторых залах просто невозможно было долго находиться - да того неприятными были экспозиции. Мне кажется, это самый простой способ произвести впечатление - показать что-то абсурдно жестокое или же откровенно порнографичное. Гораздо сложнее сделать что-то, пусть на первый взгляд совершенно несуразное или наоборот предельно простое, но уходящее глубоко внутрь зрителя и пробущдающее в нем желание исследовать этот мир с разных сторон, воспринимать его всеми органами чувств, неустанно менять свой угол зрения, смотреть на простые, знакомые вещи как на что-то грандиозное.

Фотографировать опять же было запрещено, и я слишком поздно поняла, что в принципе делать это можно, но только чтобы не очень заметно :) Но все же в самом конце я сделала несколько снимков:







Ну а больше всего меня впечатлила одна маленькая комнатка. Чтобы попасть туда, нужно пройти сквозь узкий, темный, спиралевидный коридор. В самой комнатке выключен свет и у одной из стен стоит лавочка, на которую можно присесть. А в дальнем правом углу - два больших куба с круглыми отверстиями, из которых вырываются наружу лучи, которые постоянно меняют свой цвет, интенсивность и скорость. А вместе с ними - какие-то странные электронные звуки. Завораживающий танец света, цвета и звука. Фотография бессильна его передать, но все же для наглядности:



В общем, музей Помпиду меня очень впечатлил и стал одной из главных составляющих «моего Парижа».

А на следующий день мы уехали в Версаль, чтобы окунуться в мир времен французской монархии, побродить по залам и паркам, где много лет назад гуляли короли и королевы, почуствовать запах истории.

Версальский дворцово-парковый ансамбль - бывшая резиденция французских королей в пригороде Парижа Версале. С конца XVII века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. В их числе и Большие дворцы в Петергофе и Гатчине.

На входе в дворец выдавали аудиогиды - и, о чудо, среди них были русскоязычные! Приятный мужской голос за полтора часа нашей экскурсии рассказал мне большой кусок французской истории, подробности жизни членов королевских семей, сюжеты преставленных в залах живописных полотен и многое другое.

Портили впечатление только вездесущие японско-китайско-корейские туристы, которые непрестанно шумели и на каждом шагу фотографировались. И их было ну ооочень много. Но кое-какие снимки удалось сделать и нам:











После дворцовых залов мы переместились в огромный парк. К сожалению, с погодой нам не повезло, поэтому прогулка была не долгой. Уверена, что здесь очень красиво летом. Вот, например чудесное лебединое озеро:




с голодными и наглыми лебедями, которые даже пытались съесть мою ногу :)




Вот тоже милая картинка:



Хочу сказать, что модерн Помпиду и классика Версаля очень органично соединились в моем восприятии Франции. И мне кажется, я стала лучше понимать французев :)

Помпиду, Париж, Версаль, Пьер Сулаж

Previous post Next post
Up