Минусы "оптимизации" школ

Aug 16, 2015 15:16



В Туле больше нет школ. Росчерком пера в июне 2015 года они превратились в "Центры образования", нумерация по таинственным правилам установлена произвольная. Так, Химический лицей, объединенный со школой № 60 и двумя детскими садиками, теперь именуется "Образовательный центр № 38".

О минусах уничтожения школ ("оптимизации") подробно рассказал на 2-м съезде РВС Михаил Тишков, директор школы, зам. председателя Союза православных школ России (Московское региональное отделение РВС):

Еще одна трагическая страница реформы образования - это всем хорошо известная, прежде всего по Москве, история, связанная с объединением школ в образовательные комплексы [получившая название "оптимизация" - из-за предполагаемой финансовой выгоды такого объединения]. Автором этой идеи стал московский министр образования Исаак Калина. Чтобы понять масштаб произошедшей катастрофы, нужно хорошо себе представлять, что такое школа вообще и особенно, что такое хорошая школа. Процесс создания такой школы - это не простой механический процесс, а очень сложный органический. Она не собирается, как конструктор, а вырастает. Хорошая школа всегда в той или иной степени - авторская. У ее основания стоит, как правило, какая-то, по-своему неординарная личность, со своей концепцией, вкусами, опытом. На протяжении многих лет такой руководитель собирает коллектив единомышленников, создает с коллегами особый и неповторимый облик школы, ее уклад, то есть то, что на профессиональном языке называется образовательной средой. В школе появляются свои традиции, у сотрудников формируются глубокие личные связи, они сдруживаются, складываясь в уникальную микросоциальную личность. В это пространство попадают дети, которые всегда очень тонко воспринимают особую ментальную атмосферу школы. Если педагогический коллектив дружный, объединен общими идеалами, то эту дружелюбность и искреннюю заинтересованность в его личности ребенок обязательно чувствует, и школьная среда, транслируя эту тонкую духовную энергию на ребенка, правильным образом формирует его личность. Правильно организованная образовательная среда, понимаемая интегрально, обладает гигантским воспитательным потенциалом. А отсутствие такой среды, отчуждая ребенка от процесса воспитания, превращает его в социопата. И вот, всё многообразие таких разных, не похожих друг на друга школ, простых и специализированных, с математическим, гуманитарным, естественно-научным профилем и прочими своими особенностями, то, что складывалось десятилетиями и составляло неоценимое богатство Москвы, оказалось в один момент перемешано безжалостной рукой жестоковыйного варяга. Уникальные коллективы, заточенные на решение самых сложных и разнообразных образовательных задач, среди которых каждая семья могла найти себе необходимое, провернуты в мясорубке реформы и превращены в однородный фарш.

И сделано было это, как всегда, под крайне благовидным предлогом - якобы для борьбы с элитарностью. Мол, не должно быть элитных спецшкол, у всех должны быть одинаковые условия. Но ведь эти школы были точками роста, куда поступали дети после очень серьезных вступительных испытаний и где готовились будущие кадры для нашей науки, культуры и высокотехнологичных областей народного хозяйства. Причем тезис антиэлитарности оказался насквозь лживым, так как именно сейчас хорошее продвинутое образование стало поистине элитарным, наглухо перекрывая каналы вертикальной мобильности для семей малообеспеченных и со средним достатком, поскольку дети элиты имеют возможность получать качественное образование в частных коммерческих школах, куда прочим путь закрыт из-за материального ценза. Таким образом, происходит уже отчуждение ребенка от его возможного развития, то есть от его будущего. Очевидно, в том числе, и таким образом элита намерена обеспечить свою несменяемость в рамках осуществления проекта «многоэтажное человечество», пытаясь по возможности сделать непроходимыми сословные перегородки.

Есть в объединении школ и еще один аспект. Это масштаб. Нормальная, гуманная, управляемая школа должна иметь соразмерный человеку масштаб. Директор должен более или менее знать всех учеников в школе, их родителей, иметь возможность регулярно посещать уроки, проектировать и контролировать образовательный процесс, общаться с коллегами, проводить педсоветы, встречаться с родителями. Эти задачи более или менее эффективно можно осуществлять при числе учащихся до 500 человек, чуть хуже, - когда их 700-800. Гораздо сложнее, но еще хоть как-то возможно до 1000 чел. А в современных образовательных комплексах бывает и до 3, а то и более, тысяч учащихся. И кто-то после этого будет нам рассказывать про необходимость личностно-ориентированного подхода к обучению в этаком человейнике? В большинстве подобных образовательных комплексов директора превращены в эффективных менеджеров, которые занимаются только финансово-хозяйственной деятельностью, а к учебному и воспитательному процессу даже не прикасаются. И это уже приводит к дистанцированию и отчуждению друг от друга руководства и трудового коллектива.

К сказанному добавлю, что объединение школ преследовало исключительно бухгалтерские цели и связано с экономией денежных средств. Экономия в том числе включает подушевое финансирование и выделение средств исключительно на освоение программы. Всё, что вне программы, финансироваться не будет и перекладывается на плечи родителей. Таким образом, уничтожаются лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Previous post Next post
Up