Меня спрашивают: чего вы приехали на Украину, чего в своей Сибири не сиделось? Что, есть было нечего?
Ну, во первых, я была младенцем и ни на что не влияла. А в целом да, Сибирь жила во времена Союза гораздо хуже Украины. С питанием было плохо, с фруктами, овощами. Не знаю, как в городе, но в сельском магазине (мы жили в селе) не было самой обыкновенной вареной колбасы. А на Украине - несколько видов, с салом и без, с языком, а еще сухая, полусухая, сырокопченая, домашняя, сосиски, сардельки, зельц. Не говоря уже о базаре, где ведро огурцов продавалось за рубль. Поскольку у меня папа украинец, мы поехали жить на юг.
При этом непонятно, почему Украина считалась «кормилицей». Кормила она разве что саму себя. Мама рассказывала, что в юности работала на молокозаводе (в Сибири), так вот они производили тонны масла, молока и творога. Каждому работнику раз в неделю выдавали бидон молока, и сколько-то масла (не помню, но хватало на семью из 9-ти человек). Пастеризовали молоко еще тем, древним способом. В плите раскаленной печи, которую топили дровами, был вырезан большой круг, туда погружали бидон с молоком на строго определенное к-во минут, так чтобы оно не успело закипеть, и сразу же вытаскивали. Все эти тонны молока, масла и творога ежедневно куда-то уходили. Было продукции столько, что, казалось, на весь Союз хватит. А лес, а пушнина, а нефть? Драгоценнейшие продукты земли - всё шло из Сибири. Никто не спорит, что на Украине подсолнухи и кукуруза росли хорошо, но ведь это еще не всё.
В самом этом вопросе «Чего приехали на Украину?» содержится зерно сегодняшней трагедии. Мелкое, собственническое, загребущее «Цэ мое!». Южную окраину большой страны живущие там люди воспринимали и продолжают воспринимать как частный огородик, куда нельзя допускать чужих. «Чего приехали»? - можно спросить у марсиан, которые вдруг приземлились на твоем дворе, но никак не у своих сограждан.
Только если во времена Союза вокруг огородика пытались городить тын, то после Перестройки они решили обнести его двухметровым забором, а на ворота повесить замок.
«Цэ мое» - один из краеугольных камней украинского менталитета. Жителю Урала не придет в голову спрашивать у жителя Полтавы: чего приехал? А от жителя Украины это естественный вопрос. Такое отношение к окружающему миру свойственно детям до 3-5 лет. Как только ребенок подрастает, он перестает считать все вокруг своим. К сожалению, не все народы благополучно переживают период детской инфантильности, некоторые застревают в нем до старости.