Найти нового Пушкина

Jun 10, 2014 13:49


Религия всех поэтов совсем не любовь или экстаз. Это идеализм, некий особенный канал, который совершенно не нужен в реальной жизни. Поэтому их действия кажутся пафосными. Странными. Неуместными.В понедельник днем в Национальной библиотеке презентовали презентацию "Как создать поэтический кластер" проекта "Гул".

Два совершенных и очень красивых идеалиста приехали в Чувашскую республику рассказать как создавать поэтические кластеры. В комфортном зале сидели двадцать суровых библиотекарш 40+, два блогера, фотограф и несколько журналистов.
Что такое "Гул"?
Люди которые любят поэзию и решительно наступают по двум фронтам: печатают поэтов с одной стороны, "начитывают" им аудиторию через библиотеки - с другой. Виталий Кальпиди и Марина Волкова создали на Урале новое поэтическое течение. Сами. Никто не просил. Проект привязывает крылья тяжелой системе библиотек, тонкие, стрекозиные. На танк.Что это? Разве не идеализм?
Но у них получилось...
Можно долго рассуждать почему. Основной ответ -- потому что хотели. Не лезли на баррикады, не писали учебники, просто искали поэтов и печатали их книжки, ибо "...литература учит медленно". И вот, группе библиотекарей звонкий Кальпиди рассказывает как надо зарабатывать, чтобы тратить на культуру. И грустные глаза этих женщин за толстыми линзами становятся еще печальнее. Здесь, в Че, это вообще никому не интересно. На встречу ни один поэт не пришел. Хотя, подозреваю, и не звали. Или они заблудились в огромном здании библиотеки, где я сама плутала десять минут.
А еще эти два идеалиста говорят, что не надо пытаться заработать на культуре, и что локальная поэтическая ситуация на Урале уникальная.
И все кивают, и никому это не нужно, потому что никто не хочет воевать с бюрократической машиной, никто не хочет тратить на это личное время. И проще сказать - да у нас и поэтов-то нет. Какие поэты, так, слезы...
А эти, такие счастливые и одухотворенные говорят: " Жизнь есть там, где работает хоть один человек, мы едем в любую деревню, поддержать, послушать, дать аудиторию", делаем автопробег: Курганская, Свердловская, Челябинская, ищем единомышленников. А мы сидим, и нам мучительно стыдно, что все проекты в родном городе провалились, потому что всем было скучно слушать стихи. И вот Виталий говорит: 1 февраля проект родился, 15 февраля выпустили презентацию, в марте издали первую книгу. Через нас прошло 50 тыс человек, все они слушали стихи! Сами! Хотели...
А Марина говорит: я часто фотографирую на наших встречах, потому что люди, которые слушают стихи становятся очень красивыми, расцветают.
Мы, с работниками библиотек (все с высшим образованием, семьями, комплексами, близорукостью и целлюлитом), тоже тихо млеем, когда Кадьпиди начинает громко читать с листа уральских гениев. А моя подруга Лека, приехавшая из Москвы погостить, мирно решающая свои рабочие вопросы в коридоре, неожиданно заглядывает в зал -- надо же, какой голос! Что читает?Идеалисты!
Культура не призвана создать рай на земле, она призвана не создать в ней ада, говорит Кальпиди. Мы доверчиво киваем, потому что в рай никто из нас не верит.

Кстати, о более приземленных вещах! 24-25 сентября в Екатеринбурге пройдет конференция "Анализ уральской поэтической школы, перспективы ее развития", которую готовят три университета. На сайте Кальпиди можно найти варианты как туда попасть.
Мы с библиотекарями сидим грустные и спокойные. Слушаем стихотворение Евгения Ройзмана 1989 года. Очень идейное, не изменился Ройзман. И вот, кто-то из безымянных уральцев кричит нам с листочка: ...Вот парус, вот Дантес, а Пушкина все нет...
И мне начинает казаться, что они, эти сумасшедше прекрасные идеалисты, ищут этого самого нового Пушкина. Или растят. Или предвкушают его появление. А мы, с суровыми библиотекарями, очень им завидуем. Потому что мы не умеем летать на таких тонких и нежных крыльях, в нас нет такой веры и такой идеи, мы уверены, что все социальные проекты обречены на провал (о, Боже, сколько я таких предлагала, и они благополучно сдохли в коммерческих отделах многочисленных компаний, спасибо, Романе, хоть с детскими библиотеками получилось!
А они найдут.



чебоксары, поэзия, проект Гул, заметочки

Previous post Next post
Up