Я очень давно собиралась написать об этом. Это описание достаточно трудоёмкого процесса изготовления керамики в условиях маленькой мастерской, на примере чайной чашки. Без использования в процессе гипсовых форм и гончарного круга, исключительно способом ручного формования. Думаю, что любому человеку, не знакомому с технологическими процессами изготовления керамики это может быть интересно. Весь процесс изготовления, включающий в себя лепку, сушку, оправку, роспись, глазурование и два обжига занимает по времени минимум 5 дней.
Весь фотоматериал был выполнен прекрасным, горячо любимым мною фотографом Олей Яковлевой.
Итак, первое - это лепка.
Лепка.
Для этого требуется некоторое количество профессиональных инструментов - стеки, щетинная кисть для шликера (это жидко разведённая глина, которая используется как клей при соединении деталей), резак, губка, небольшой кусок плотной ткани, скалка, дощечка и турнетка, на которой изделие можно вращать во время лепки. Ну и, разумеется, сам материал для работы - глина.
Когда рабочее место подготовлено можно начинать. Обычно, при изготовлении изделий небольшого размера,я использую способ лепки из жгутов. В начале лепится донышко - нижняя часть кружки.
Перед тем как приклеить следующий жгутик на край изделия острым резаком наносятся насечки.
Место склейки промазывается шликером - разведённой до состояния сметаны глиной. Шликер используется для соединения деталей при лепке, и разводится из той же глины, из которой лепится изделие.
Объём набирается глиняными колбасками - жгутиками. Такой способ позволяет сохранить и передать пластику ручной лепки. Вещи слепленные в ручную сильно отличаются от выполненных на гончарном круге или при помощи гипсовых форм. Они сохраняют отпечатки пальцев, имеют немного не ровную фактуру, и неповторимую, чуть ассиметричную пластику. Я очень люблю именно ручную лепку, и обычно этим способом и работаю. Мне кажется, что вещи, выполненные таким способом "дышат".
Оправка.
После того как изделие слеплено, и как следует высушено (сушка, как правило, занимает несколько дней), его оправляют. То есть при помощи наждачной бумаги удаляют все нежелательные неровности. Таким способом поверхность можно довести до практически идеального состояния, доработать.. Но я считаю, что это лишнее. Тем не менее эта обработка необходима.
Замывка.
Следующий этап. При помощи влажной губки сглаживаются неровности и следы от наждачной бумаги. Выравнивается верхний край изделия.
После этих "водных процедур" изделие приобретает завершённый вид, и готово к первому, утельному обжигу. Утельный обжиг проводится перед покраской изделия, на более низких температурах чем окончательный политой, глазурный обжиг. Температура утельного обжига может быть в интервале 600-950 градусов. Проводится этот обжиг для придания изделию прочности перед глазурованием, что бы оно не разрушилось от влаги при покраске. Рисунок ангобами можно наносить как до утельного обжига, так и после.
Роспись ангобами.
Для работы с красками требуется палитра и хорошие беличьи, или колонковые кисти. Предварительно для всех керамических красок пред их использованием делаются "пробники", чтобы понять особенности их нанесения,и видеть какого цвета они становятся после обжига.
Ангобы - это цветная глина, окрашенная натуральными пигментами.
В данном случае роспись не особенно сложная, тем не менее работа с нанесением ангобов требует определённых навыков и времени.
Глазурование.
Глазурь - это тонко перемолотое стекло разведённое в водную суспензию. Цветная глазурь окрашивается оксидами металлов. Изделие покрытое глазурью не пропускает влагу.
Глазурование - это самый быстрый этап работы, по сравнению с остальными. Если изделие должно быть покрыто глазурью целиком то оно окунается в глазурь, или поливается ею, либо она наносится каким либо другим способом - кистью или аэрографом.
В моём случае глазурью должны быть покрыты только внутренние стенки чашки, так как мне нравится сочетание глянцевой и матовой поверхности. Поэтому я наливаю глазурь внутрь, и быстро выливаю её, чтобы слой не был слишком толстым.
Излишки и капли глазури удаляются с наружной стороны чашки при помощи влажной губки. После обжига этот цвет станет сочно бирюзовым.
Глазурование это последний этап обработки изделия перед окончательным, политым обжигом. После этого, последнего этапа оно ставится в печку, где подвергается обжигу при температуре от 1000 до 1100 градусов. Обжигать изделия на более высокие температуры я, к сожалению, не могу, моё оборудование этого не позволяет.
Вощение.
Итак, кружка готова!
Но и это ещё не всё. Чтобы не покрытые глазурью пористые терракотовые стенки изделия не пачкались и не пропускали воду на них наносится слой воска. Он закрывает поры, и пропитывает стенки водоотталкивающим слоем. Этот очень древний способ придания обожжённой глине водонепроницаемости.
Для вощения керамики я использую натуральный пчелиный воск. Он немного пахнет мёдом. Добываю я его, порой, из свечных огарков.
Пред нанесением воск разогревается до жидкого состояния. Само изделие тоже греется, для того, чтобы его стенки лучше впитывали воск. Наносится он быстро, пока состав не остыл, большой щетинной кистью. Излишки воска, который уже не впитывается в стенки кружки, удаляются бумагой.
Ну вот а теперь чашечка готова.
Можно и чайку попить.
Фото Ольги Яковлевой. Спасибо большое, Оленька!