Девочка со спичками. часть 1.

Dec 02, 2009 22:15

Печатается с сокращениями.

Разрабатывая обучающий семинар для специалистов, готовых работать с этим контингентом, я долго искала именно такую историю, которая могла бы ярко обозначить мутную категорию зависимой личности. Я нашла то, что искала в сказке, знакомой мне с раннего детства, трогательной новогодней истории о гибели ребенка, которая казалось бы, должна вызывать жалость и сочувствие. Я помню иллюстрацию из детской книжки: мертвая девочка с улыбкой на губах, грустные люди вокруг нее и падающие снежинки… Я видела, как умирают люди от передозировки. Это не такое красивое зрелище. Но в душе каждого зависимого живет образ прекрасной смерти тела, а также идея вечного блаженства. Теперь я вижу Девочку со спичками по-другому.


«Девочка со спичками» Х.-К. Андерсена это литературная история, а не сказка. Такая история могла бы произойти в реальности. Удивительно, что Андерсен невольно с высокой точностью описал постепенное сползание в иллюзорный мир, и внутреннее состояние зависимых. Для меня эта история и учебник, описывающий состояние зависимого, и предостережение от погружения в мир фантазий, и описание состояния, которое называют одержимостью.

Status premorbidi

То есть, история, предшествующая заболеванию. Существует великое множество факторов приводящих к зависимости. Вы наткнетесь на них в любых учебниках: биологические, то есть наследственность, как осложнение после другого заболевания, внутриутробные поражения; даже этническая принадлежность; социальные - семейная история, педагогические ошибки, отсутствие одного или обоих родителей; психологические, которым стоит уделить особое внимание - диффузность границ Эго, слабый контакт с реальностью, тревожность, отчужденность и т.д., в зависимости от концепции, которой придерживаются разные авторы.

Позволим себе вернуться к сказке. Героиня из неполной неблагополучной семьи - есть указания на жестокого отца и глубокое финансовое неблагополучие. История начинается с изложения ситуации, предшествующей зажиганию спичек, т.е. гибели. Когда в рамках семинара мы разыгрываем эту историю, то получаем возможность обратить внимание на мелочи, каждая из которых имеет свое значение. Первая сцена не описывается в тексте, но предполагается: отец отправляет из дома Девочку с требованием продать спички, при этом подчеркивается, что их жилище холодное и продуваемое, не способное согреть. Это неудивительно, ведь в доме нет матери, которая могла бы обеспечить тепло и заботу. Первая уличная утрата Девочки - потеря туфель, которые ей достались от покойной матери. Туфли - очень точный материнский символ, обозначающий и вместилище, и контакт с землей. Обувь в традиционных представлениях также связывается с индивидуальной формой и следом, который оставляет человек в своей жизни. Туфли - единственный материнский ресурс, который моментально утрачивается при первом контакте с реальностью: испугавшись двух карет, что удивительно для городского ребенка, она убегает, и туфли сваливаются с ног. Большие туфли не позволили ей бегать, но, выходя из дома, она надела именно эту неудобную обувь. Возможно, у ней не было других, возможно, она действовала необдуманно, в контексте нашего исследования это не имеет значения. Мы пробуем понять символический смысл первой неудачи героини сказки. Очень часто материнский ресурс оказывается для нас велик. Подчиняясь необоснованным иррациональным страхам, мы «выскакиваем» из него и, соответственно, утрачиваем навсегда. Участники семинара вспоминали про откладывание замужества, деторождения, обзаведения собственным домом, обо всех страхах, которые заставляли навсегда остаться босыми, то есть лишенными формы и структуры и беззащитными в своем контакте с земным. В нынешнее время торжества архетипа Пуэра, такие «босоногие» женщины - девочки, сопротивляющиеся взрослению, являются частыми гостьями психотерапевтических кабинетов (а иногда и хозяйками - легко уйти в грезы решения чужих проблем и, тем самым, уклониться от проживания собственной жизни). Вспоминаются также и современные увлечения психологическим перфомансом, целебными танцами, эзотерическими культами дают возможность оставаться в своей или совместной иллюзорной реальности, и при этом не взрослеть, то есть «не заземляться». В рамках наших семинаров мы также не обошли вниманием и бегство в виртуальную реальность, полную колдуний, фей, магии. Впрочем, последнее увлечение, скорее, ближе к уже развившемуся зависимому поведению.

Стремление к избеганию взросления (а значит и старения, и смерти) способны привести человека в иллюзорный мир, как психотерапии, так и наркотиков. Возможно, покажется некорректным, что здесь психотерапия встала в один ряд с наркотиками. Разумеется, нет речи про глобальное обобщение. Но для специалистов не секрет, что для очень большого количества клиентов психотерапия - способ погружения в возбуждающий мир бессознательного, откладывая решение земных вопросов на неопределенное время. В таком состоянии легко забыть об актуальных задачах настоящего времени. Так у нашей героини цель - продажа спичек. Антагонистом Девочки здесь является единственный живой и реальный персонаж - мальчик, отнявший одну из туфель, якобы для того, чтобы использовать ее как люльку для своих детей. Здесь автор, посредством своего бойкого героя, намекает на возможное будущее для тех, кто выбирает реальную жизнь. Но мы так и не узнаем, как отреагировала Девочка на вторжение будущего «многодетного папаши», скорее всего, покорно удалилась. Она предпочла избежать противостояния, как это делает большинство зависимых людей. Потеря материнских туфель оказалась потерей своей будущей женской судьбы.

Автор подчеркивает внешнюю привлекательность Девочки и, вместе с тем, ее равнодушие к этому, индифферентное к себе отношение. Она оказывается неспособной использовать свою трогательную красоту, чтобы привлечь внимание прохожих и все же продать спички. Ее личностный реальный ресурс был, таким образом, не активирован. Наблюдая за социодраматическим разыгрыванием сцены блужданий Девочки, без единой попытки привлечь к себе внимание, я впадала в удивительное состояние: какая-то важная часть меня оказывалась в рабочем кресле и вспоминала - год за годом прослушивание стереотипных жалоб на людей, события и обстоятельства. Порой казалось, что люди вступили в некий заговор, игнорируя или проявляя агрессию на определенную категорию клиентов. При этом прямой вопрос «А что именно Вы сделали для изменения или к кому обращались за помощью в этой ситуации?» вызывал у этих клиентов напряжение и растерянность. Не потому что они наслаждались ролью жертвы, просто в голову не приходило дать отпор. Привычная беспомощность, невозможность заботы о себе, неумение успешно использовать свои возможности - непривлекательные качества, порой вызывающие у психологов и психотерапевтов сильную злость.

Дальнейшее путешествие босой Девочки подернуто дымкой недоговоренностей, что вызывает невеселые зябкие фантазии. Мы не знаем, каким образом Девочка в канун Нового Года не смогла продать ни одной спички. Порой на неудачу приходиться приложить не меньше усилий, чем на успех. Психологам со студенческой скамьи известны понятия «мотивация достижения успеха» и «мотивация избегания неудачи». В психотерапии зависимых сталкиваешься с явлением, которое точнее всего назвать «мотивация к достижению неудачи». На первый взгляд, располагая всеми возможностями для развития, клиенты как будто целенаправленно стремятся разрушить достигнутое. Либо они просто пассивны. Причем эта мотивация имеет вид мощной энергии, черного потока, изливающегося из бессознательного. На сознательном уровне зависимые не осознают долгое время своих аутодеструктивных тенденций.

Прохожие Девочку просто не замечали. Сделав шаг к отрешению от земной жизни, она стала отчужденной. И пока она одиноко блуждает по холодным улицам, я порассуждаю о выборе.

Зависимость, статья

Previous post Next post
Up