AWACS по британски, или как дорого съесть кактус

Sep 16, 2015 10:53



Одним из наиболее завораживающих зрелищ в истории является падение великих империй - так, чтобы пылали города, орды варваров крушили статуи некогда могучих цезарей, а последние легионы обреченно обороняли Рим, объятый последним пиром во время последней чумы. Никакая империя не вечна, и это аксиома. Но одно дело уйти в вечность с мрачным достоинством, а совсем другое - дать потомкам и соседям нескончаемый повод для шуток и сарказма. ©

Британская империя на пике своего могущества производила отличную военную технику, но с «закатом империи» Англичане стали терять позиции в тех сферах, где они прописались, казалось, надолго.
Красноречивым примером стала история с британскими самолетами ДРЛО (правильнее ДРЛОиУ, но мне так писать лень), о которых мы сегодня и поговорим.


Для начала немного о самолетах ДРЛО - что за звери такие и откуда взялись?
[Самолеты системы ДРЛОиУ]Самолеты системы ДРЛОиУ (дальнего радиолокационного обнаружения и управления) появились, как средство раннего обнаружения бомбардировщиков и ракетоносцев и наведения на них истребителей, а так же как мобильные РЛС, выдвигаемые на нужное направление. Так же они могли выполнять функции летающих командных пунктов.
Зарубежное название этих систем AWACS - «Airborn Warning and Control System» (или AEW - «Airborne early Warning»).

Наиболее остро проблема раннего обнаружения атакующей авиации встала после появления на вооружении советской авиации противокорабельных ракет большой дальности. Это поставило вопрос о вынесении рубежа ПВО корабельных соединений за пределы рубежа пуска ПКР. Для этого, прежде всего, требовалось обеспечить раннее обнаружение самолетов-носителей. Решить эту задачу с помощью корабельных средств обнаружения было невозможно. Единственным выходом была разработка палубных самолетов ДРЛО.



Позже, с уходом военной авиации на малые и сверхмалые высоты - важность самолетов ДРЛО еще более возросла, ведь дальность действия наземных РЛС по низколетящим целям ограничена радиогоризонтом (дальше видеть не дает искривление земной поверхности), поэтому чтобы дальше видеть - надо выше поднимать локатор (если на высоте 1,5 метра дальность радиогоризонта - 7 километров, то на высоте 10км - радиогоризонт увеличивается уже до 400 км).

Палубный "Гэнит"

Первыми британскими самолетами ДРЛО стали палубные «Гэниты».
«Gannet AEW.3» был создан из палубного противолодочного самолета «Gannet». Работы потребовали коренной переделки всей конструкции машины и прежде всего - фюзеляжа. Вместо небольшого противолодочного радиолокатора с выдвижной антенной, под брюхом «Пеликана» появился здоровенный каплевидный нарост, под которым размещалась антенна мощной радиолокационной станции AN/APS-20E с дальностью обнаружения воздушных целей 260 км, а морских - 230 км.



С 1958 по 1960 годы было построено 44 самолета «Gannet AEW.3», поступивших в 849-ю эскадрилью, находящуюся в непосредственном подчинении главного штаба военно-морской авиации. Эскадрилья разбивалась на звенья по 4 машины, размещаемые на авианосцах и береговых базах. Эксплуатировались «Гэниты» до 1978 года.
К началу восьмидесятых Гэниты были списаны. Если в 1960 году Великобритания владела вторым после Соединённых Штатов авианосным флотом (пять эскадренных авианосцев), то, к 1980-му у «владычицы морей» с авианосцами стало туго… А у «Ганита» весьма ограниченный радиус действия и не слишком большое время полёта - за отсутствием авианосцев базироваться он может только на земле.
Тем временем Британии не мытьём так катаньем необходимо было хотя бы чисто символически обозначить своё воздушное присутствие в отдалённых уголках Мирового океана, где могут разгуливать эти ужасные русские! Вопрос престижа!

А между тем - и реальная нужда в самолетах ДРЛО не отпала, что красноречиво продемонстрировала война за Фолклендские острова.



Аргентинские А-4 "Скайхок"

В 60-х годах никому в Адмиралтействе или Военном министерстве в кошмарном сне не могло присниться, что в 1982 году случится феерическая история с отвоёвыванием Фолклендских островов с помощью «авианесущих контейнеровозов»…
Когда аргентинцы на стареньких штурмовиках А-4 «Скайхок» умудрялись на малых высотах вплотную подбираться к британским кораблям и бомбить их свободнопадающими фугасками. Более того аргентинцы умудрились потопить новейший эсминец «Шеффилд» (который кстати, создавался как флагман ПВО корабельного соединения).
Тогда-то британцы и прочувствовали всю «глубину глубин». Вот когда стало не хватать недавно списанных «Гэнитов».



HMS Atlantic Conveyor - авианесущий контейнеровоз Её Императорского Величества :)



Он же 25 мая 1982 года после попадания двух ракет. Через три дня Atlantic Conveyor затонет при буксировке

Базовый "Шеклтон"

К 1969 году в Британии было решено выводить из состава флота все уцелевшие к тому времени «нормальные» авианосцы. Но имперские понты престиж Британской империи никто не отменял и теперь уже на ВВС взвалили ответственность за контроль воздушного пространства на расстоянии 1300 км от побережья Британских островов (и метрополии, и «заморских» баз).
В связи с этим понадобился новый самолет ДРЛО, поскольку «Гэниты» (как мы уже выяснили выше) обладали слишком малыми и дальностью полета и временем пребывания в воздухе.



История умалчивает, в чью голову пришла гениальная идея оснастить древние, как экскременты мамонта, поршневые «Шеклтоны» … снятыми с вышеупомянутых «Гэнитов» радиолокационными станциями APS-20 разработки 40-х годов (заслуживающими место в музее, а не на борту боевого самолета). Сами патрульные «Шеклтоны» (родившиеся путем переделки из «Ланкастеров» - поршневых бомбардировщиков времен Второй мировой войны), были еще древнее, чем РЛС и уже несколько лет как сняты с производства. Тем не менее- «Shackleton AEW Mk.2» появился на свет.
В 1971-1972 гг. на заводе фирмы «Хаукер-Сиддли» прошли переоборудование в самолеты ДРЛО двенадцать «Шеклтонов».

Пикантная деталь:
В процессе эксплуатации англичане столкнулись с совершенно неожиданной проблемой - нехваткой топлива. В век реактивных двигателей высокооктановый авиационный бензин для поршневых моторов наследника «Ланкастера» оказался в дефиците. Проблемы с бензином особенно обострялись при базировании самолетов на «заморских» территориях - в Акротири на Кипре, Катании. Палермо и Вриндизи в Италии, на исландской базе Кефлавик.

В общем, американцы уже начали полноценный AWACS проектировать (в 1970 г. выдано задание на проектирование Е-3 «Сентри»), а британцы летающий музей на вооружение принимают.
Зато дешево! Берем корпуса старых «Шеклтонов», добавляем снятые со старичков «Гэнитов» APS-20 и вууля - новый ДРЛО практически на халяву. И плевать, что веяньям времени не соответствует (в СССР и США уже придумывают замену Ту-126 и EC-121), зато престиж соблюден.



Кто бы мог предположить тогда, что древние «Шeклтoны» AEW с РЛС фактически 40-х годов будут охранять Британские острова еще на протяжении почти 20 лет (сняты с вооружения они были только в 1991 году)…

Продолжение следует...

фарс, англосаксы, ДРЛО, Авиация

Previous post Next post
Up