Что подарил нам пароход "Челюскин"?

Feb 13, 2015 23:18



13 февраля 1934 года, раздавленный льдами в Чукотском море, затонул пароход "Челюскин", приписанный к порту Владивосток.
Несмотря на печальную судьбу парохода "Челюскин", экспедиция стала важным этапом в освоении Северного Ледовитого океана.

10 августа 1933 года пароход, провожаемый тысячной толпой, отошел от набережной Мурманска. "Челюскин" должен был повторить подвиг "Сибирякова", впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями.

Возглавил экспедицию знаменитый полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт. 110 человек, находившихся на борту "Челюскина", делились на три категории: собственно экипаж (52 человека), экспедиция (29 человек) и столько же полярников и строительных рабочих, направлявшихся на остров Врангеля. Возраст участников колебался в пределах от 20 до 51 года. Основной костяк экипажа составляла группа "сибиряковцев" из 19 моряков и научных работников во главе с капитаном В. Ворониным и штурманом М. Марковым. Около трети перечисленного персонала уже имели полярный опыт, хотя и в разной степени. Самым опытным полярником, не считая капитана, был радист Эрнст Кренкель (пионер применения коротких волн в арктических условиях). На борту "Челюскина" также находились 9 женщин, включая беременную жену геодезиста В. Васильева, направлявшегося на остров Врангеля. Начальник зимовки на острове Врангеля П. Буйко также ехал с женой и маленькой дочерью.

Поначалу плавание шло успешно. Пароход прошел весь маршрут, вошел в Берингов пролив и 7 ноября дал в Москву приветственную радиограмму. Но в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и "Челюскин" снова оказался в Чукотском море. Получив повреждения, пароход вмерз в большую льдину и несколько месяцев дрейфовал с ней. 13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, и "Челюскин" затонул. 104 человека сошли на дрейфующий лед. 8 человек покинули пароход до описанных событий возле мыса Челюскин по различным причинам, в основном по болезни. При высадке один человек погиб: завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе, придавило бочкой. В эфир ушла радиограмма: "13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен „Челюскин“ затонул, раздавленный сжатием льдов...".

На следующий день в Москве была создана правительственная комиссия по спасению терпящих бедствие. Мир не верил в успех операции по спасению челюскинцев. Западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Операция по спасению "героев-челюскинцев" разрабатывалась специальной комиссией, получившей от Сталина карт-бланш, и осуществлялась с поистине глобальным размахом. Возглавлял комиссию зам. председателя СНК В. В. Куйбышев.



На поиски экспедиции на Чукотку вылетели 3 самолета из Хабаровска, 5 - с мыса Олюторского, 2 - с Аляски. Из Владивостока со спасательными партиями, самолетами и дирижаблями вышли пароходы "Смоленск", "Сталинград" и "Совет". С запада, курсом на Чукотское море, шел ледокол "Красин". Массовая эвакуация людей началась в апреле. Всех участников экспедиции, показывая чудеса героизма, спасли семь отважных авиаторов - Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Иван Доронин, Михаил Водопьянов и командир отряда Николай Каманин. 13 апреля 1934 года ледовый лагерь был полностью эвакуирован. Мировая общественность, специалисты авиации и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. Такой хорошо организованной спасательной экспедиции мировая история еще не знала.

Два месяца, с 13 февраля по 13 апреля 1934 года, 104 человека боролись за жизнь, вели героическую работу по устройству организованной жизни и строительству аэродрома на льду океана, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом. Челюскинцы обустраивали свой лагерь, для женщин и детей построили деревянный барак, соорудили пекарню, стали выпускать стенгазету "Не сдаемся!". Душой лагеря был Отто Юльевич, несмотря на то, что у него начала прогрессировать застарелая легочная болезнь. Радиосвязь с материком обеспечивал знаменитый полярный радист Э. Кренкель.

В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза.
Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, М. Слепневу, В. Молокову, Н. Каманину, М. Водопьянову, И. Доронину. Получил звание Героя и Леваневский. Галышев и Пивенштейн были награждены орденом Красной Звезды. Были награждены и совершившие перелет бортмеханики.
Опыт "Челюскина" - как в техническом, так и в организационном плане - учли при постройке новых грузовых судов типа "Дежнев" и ледоколов типа "Сталин". Также очевидной стала необходимость создания особой полярной авиации, которая и была организована в системе ГУ СМП. Наконец, 2-месячное существование дрейфующего лагеря Шмидта стало прелюдией для создания первой дрейфующей станции "Северный полюс". Так что поход "Челюскина" определенно был не напрасным.



Флот, Социализм, Герои, История, Владивосток

Previous post Next post
Up