Российская пропаганда каждый день рассказывает о грандиозных успехах российской авиации, о том как российские летчики в очередной раз разбомбили склад оружия или тренировочный лагерь террористов, а доблестная сирийская армия благодаря российской поддержке с воздуха наступает, освобождая ранее захваченные террористами населенные пункты. Но так ли это на самом деле?
На самом деле это не совсем так, а точнее совсем не так. Дело в том что, как я уже писал
здесь, главными целями российских ударов являются не объекты ИГИЛ, а позиции умеренной оппозиции, но гораздо важнее то что результатами этих ударов пользуются не столько войска Асада, сколько ИГИЛ. Да-да. На самом деле ИГИЛ не только почти не пострадал от этих бомбардировок, но и получил огромную выгоду, что дало им возможность перейти в наступление и захватить важные стратегические позиции. Вот как описывает эту ситуацию доцент университета в Дамаске Мохаммед Ганем Алаа (
Mohammed Alaa Ghanem) в статье с говорящем само за себя названием - "Россия бомбит, а ИГИЛ получает выгоду" (
Russia Bombs, ISIS Gains):
Русская кампания в Сирии начали приносить свои плоды. В минувшую пятницу утром, бойцы ИГИЛ внезапно атаковали сирийское повстанческие базы, захватив базу и несколько близлежащих городов. Наступление, в окрестностях крупнейшего города Сирии, Алеппо, было наиболее крупной операцией ИГИЛ с августа 2014 года, это было также наиболее значительным военным событием в Сирии с тех пор как российские самолеты начали бомбить. Это не случайно, и мы должны ожидать, что это будет повторяться. Правда заключается в том, что российские авиаудары в Сирии большая удача для ИГИЛ, и президент России Владимир Путин, вероятно, знает это.
Помните, Путин является человеком, который пришел к власти в качестве единственного спасителя России от чеченских боевиков. Он также является человеком, который, в своей первой речи в парламенте России, заявил: "Мы должны положить конец революции". Теперь, после 18 месяцев, когда он стал парией из-за вторжения в Украину, Путин видит шанс вернуть себе глобальное положение. Его стратегия: сначала раздавить сирийскую революцию, а затем выставить себя и своего клиента сирийского диктатора Башара Асада в качестве мировых спасителей от ИГИЛ. Проблема в том, что он может выполнить эту задачу только путем усиления ИГИЛ.
В своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН за два дня до начала авиаударов Путин ясно сказал что он хочет чтобы мы думали. Он раскритиковал США за "агрессивное внешнее вмешательство", что привело к "анархии в регионах ... заполненных экстремистами и террористами". Он призвал мир к работе с силами Асада, которые, как он утверждал, "доблестно воевали с терроризмом." Он призывал к "подлинно широкой" глобальной антитеррористической коалиции "аналогично антигитлеровской коалиции", т.е., с Россией в качестве ключевого компонента. Наконец, он обсудил Украину и критиковал "односторонние санкции ... преследующие политические цели" - косвенная, но ясная ссылка на санкции США и ЕС в отношении России после его вторжения в Украину.
Путин хочет, чтобы мы стали партнерами Асада, Ирана и самй Сирии (и забыли Украину) для того, чтобы "бороться с ИГИЛ." Но ни один из этих актеров не только не имеют хорошую репутацию борьбы ИГИЛ, но они даже не пытались с ними бороться. Согласно
анализу аналитической фирмы в области безопасности IHS Jane’s, в 2014 году только 6% сил Асада были использованы против ИГИЛ. В то время поддерживаемые Ираном иностранные боевики начали массовые наступления против демократических сирийских повстанцев, но их никто не видел в Пальмере, куда ИГИЛ ворвался в мае. И пресс-секретарь Госдепартамента США Джон Кирби подсчитал, что
только 10% российских авиаударов в Сирии до сих пор были направлены против ИГИЛ или Аль-Каиды.
У сирийских повстанцев наоборот есть реальный опыт войны с ИГИЛ. В 2014 году они
нанесли ИГИЛ худшее поражение в их истории, выбив из двух провинций и осадили их штаб-квартиру в Ракка. Они выбили ИГИЛ из крупнейшего по величине города Сирии, который в 10 раз больше Тикрита, главного города, из которого иракские войска выбили ИГИЛ. Они также отрезали главную артерию ИГИЛ в Турцию, так же, как сделали сирийские курды в результате своей основной победы над ИГИЛ. Сирийские повстанцы все это делали без поддержки авиации США, которую имели иракцы и курды, но в то же время отбивали атаки поддерживаемых Ираном иностранных боевиков и подвергались бомбардировкам "
бочковыми бомбами".
По этой причине, поддерживаемые ЦРУ анти-ИГИЛ повстанцы стали основными целями ударов Путина в Сирии. Именно эти повстанцы должны стать настоящими спасителями от ИГИЛ, а не Путин. Но маловероятно что его фавориты в Сирии смогут заполнить пустоту; союз Путин-Асад-Иран в Сирии стремительно теряет позиции как в боях с сирийскими повстанцами, так и с ИГИЛ в течение шести месяцев. Даже несмотря на российские авиаудары,
силы режима сделали только ограниченные успехи, неся тяжелые потери, в том числе
гибель высших полевых командиров. Так как Путин не может победить этих мятежников один, он будет нуждаться в помощи ИГИЛ. План Путина по укреплению Асада потребует укрепления ИГИЛ.
Это возвращает нас к событиям в пятницу. Наступление ИГИЛ на прошлой неделе удалось отчасти потому, что Россия поддерживает Асада в войне против повстанцев, которых поддерживает США в войне против ИГИЛ. Многие анти-ИГИЛ повстанческие группы занимают позиции как в центре страны, где наступление состоялось, так и на линии фронта против ИГИЛ на севере. Одну группу даже бомбили как ИГИЛ, так и Россия в один и тот же день возле линии фронта повстанцы-ИГИЛ. В то время как поддерживаемые США повстанческие группы обычно спешат на север, чтобы отразить наступление ИГИЛ, на этот раз, жестокий налет русской авиации сковал их силы в центре страны.
И так далее.
Вот такое существует мнение. Правда я не во всем согласен с сирийским доцентом. Он слишком переоценивает интеллектуальные способности Путина. Вряд ли поддержка ИГИЛ это часть хитроумного плана. Скорее всего русских и сирийских офицеров полевые командиры ИГИЛ развели как лохов. Они скорее всего спокойно наблюдали за тем как русские идиоты бомбят их самых злейших врагов, а потом выбрав удобный момент, захватили территории, которые собиралась занять сирийская армия. Именно для того чтобы сирийские войска заняли эти объекты, российская авиация бомбила повстанцев, однако все досталось ИГИЛ. В результате получилась что все эти дни российская авиация старалась ради ИГИЛ, а не ради Асада.
Я думаю что проповедники ИГИЛ молятся за здоровье Путина в своих мечетях и желают ему дальнейших успехов, а вот в Дамасске началась паника и именно поэтому Асад внезапно приперся в Москву. По крайней мере в
ВВС предполагает что ситуация в Алеппо это главная причина внезапной поездки Асада в Москву. Цитирую:
Алеппо, второй по статусу но крупнейший величине город Сирии, поздно вступил в войну, которая бушевала на многих частях страны.
Теперь он находит себя в центре бури, а сирийские правительственные войска пытаются наступать вокруг своей южной окраины, с помощью интенсивных российских воздушных ударов, на боевиков из самозваного исламского государства, которые захватили новые позиции на северных подступах города [благодаря российским бомбардировкам (прим. мое)]. Режим и повстанческие силы сражаются каждый день на потрепанных улицах разделенного города.
Удастся ли с помощью серий наземных наступлений недавно начатых сирийской армией восстановить контроль над самой Алеппо, это вопрос который президент Асад обсудил со своим российским коллегой Владимиром Путиным во время его неожиданного визита в Москву во вторник
Кроме этого сирийский доцент абсолютно прав в том что успехи сирийской армии не такие блестящие как на экранах российских телевизоров. Даже российские СМИ об этом пишут. Например "Ведомости" опубликовали статью под говорящим само за себя названием - "
Сирийская армия не оправдывает надежд российских военных" в которой они пишут..цитирую:
По словам полковника запаса Виктора Мураховского, за последние дни российская авиация перешла от бомбежки преимущественно инфраструктуры боевиков (склады, тыловые лагеря и т. п.) к ударам главным образом по путям снабжения, перекресткам дорог и узлам обороны, также фиксируются вылеты на непосредственную поддержку с воздуха наступающих сирийских войск. По словам эксперта, это наступление, которое началось 7 октября, идет весьма низкими темпами (порядка 2-3 км в день), о каких-либо прорывах в тыл или во фланг боевикам говорить, по всей видимости, не приходится и скорее речь идет о медленном вытеснении боевиков из занимаемых ими пунктов. Целью же операции, судя по всему, является продвижение сирийской армии на север к турецкой границе для ликвидации каналов снабжения боевиков оружием, боеприпасами и личным составом с турецкой территории, полагает Мураховский. Если армия не достигнет в ближайшие 2-3 недели значительных успехов, то, весьма вероятно, встанет вопрос о дальнейшем формате российской воздушной операции в Сирии вплоть до ее постепенного сворачивания, считает эксперт.
А немножко позже те же Ведомости
сообщили о том что российская авиация сократила количество вылетов вдвое. Об этом же писала британский "
Телеграф", только объясняют они это тем что наступление сирийских войск фактически провалилось. То же самое пишет
ВВС тоже. Цитирую:
До сих пор цель была увеличить пределы области под контролем режима - основные города и прибрежной полосе - и сделать их более защищенными.
Вмешательство России сделало это возможным. Но есть предел тому, что военно-воздушные силы могут достичь - как американцы и их союзники испытывают как в Сирии и Ираке - в отсутствии сплоченных, эффективных и мотивированных сухопутных войск.
Российские самолеты не могут компенсировать основную проблему президента Асада - недостаток бойцов.
Только шиитские боевики, такие как ливанская Хезболла и даже развертывание Иранской революционной гвардии, до сих пор компенсирует дефицит.
Ну не хотят сирийцы умирать за Асада, о чем я писал
здесь. Таким образом Россия своими бомбардировками поддерживает не только армию Асада, но и террористическую группировку Хезболла. В результате получается парадоксальная ситуация. Есть две террористические группировки - Хезболла и ИГИЛ, которые отличаются друг от друга только тем что Хезболла это шииты, а ИГИЛ суниты. Именно поэтому они ненавидят друг друга, но еще больше они ненавидят демократическую, светскую, оппозицию. Поэтому обе группировки с этой оппозицией воюют. В этой войне обоим группировкам помогает Россия, которая на каждом углу с пеной у рта кричит что воюет с террористами. Вот такая вот картина вырисовывается.