Что и как регулирует ФРС?

Apr 05, 2012 23:06


Я уже написал серию статей про ФРС, однако из комментариев к этим и другим статьям я понял что люди не понимают то какие конкретно задачи стоят перед ФРС и каким образом эти задачи решаются. В этой статье я решил восполнить этот пробел.

В статье про независимость ФРС я писал что статус "независимая государственная организация", который имеет ФРС, не является чем-то исключительным для ФРС. Наоборот, организаций с таким статусом несколько десятков. Я даже дал ссылку на страницу на официальном сайте американского правительства, которая так и называется "Independent Agencies and Government Corporations" ( Независимые агентства и государственные корпорации ). Однако эти организации в свою очередь тоже делятся на различные категории, в зависимости от функций которые эти организации выполняют. Одна из таких категорий называется "финансовые регуляторы", независимость которых даже описывает специальный закон, который так и называется - "Независимость финансовых регулирующих органов" (Independence of financial regulatory agencies). В самом законе ничего нового по сравнению с тем что я писал раньше про независимость ФРС и других независимых государственных нет, и упрощенно говоря независимость этих органов сводится к тому что их решения не требуют утверждения Конгрессом или президентом, однако этот закон интересен тем что там перечислены все организации которые в США относятся к категории "финансовые регуляторы". На сегодняшний день их 7. Это:
  1. Securities and Exchange Commission - Комиссия по ценным бумагам и биржам
  2. Board of Governors of the Federal Reserve System - Совет управляющих Федеральной резервной системы
  3. Federal Deposit Insurance Corporation - Федеральная корпорация страхования депозитов
  4. Comptroller of the Currency - Контролер денежного обращения
  5. Director of the Office of Thrift Supervision - Директор Управления по надзору за сберегательными учреждениями
  6. Director of the Federal Housing Finance Agency - Директор Федерального агентства по финансированию жилищного строительства
  7. National Credit Union Administration - Национальное управление кредитных союзов

В данный момент нас интересует только ФРС, об остальных я расскажу позже, а сейчас попробуем ответить на вопрос - что же регулирует ФРС? Или другими словами - что входит в обязанности ФРС?

На сайте ФРС есть страница, которая так и называется - "Обязанности Федеральной резервной системы" (The Responsibilities of the Federal Reserve System). На этой странице обязанности ФРС сформулированы следующим образом:
В настоящее время обязанности Федеральной резервной системы включают в себя проведение денежно-кредитной политики страны, влияя на деньги, и условия кредитования в экономике для достижении полной занятости и стабильности цен; содействие стабильности финансовой системы, предоставление банковских услуг кредитным организациям и федеральному правительству; и обеспечение того чтобы потребители получали адекватную информацию и справедливое обращение в их взаимодействии с банковской системой.

Короче говоря, ФРС отвечает за денежно-кредитную политику страны. Что это такое? В википедиа дается следующее определение:
Денежно-кредитная политика это процесс, при котором денежные власти страны контролирует количество денег находящихся в обращении, часто при помощи процентной ставки с целью стимулирования экономического роста и стабильности.

Если еще короче, то ФРС регулирует количество денег находящихся в обращении (денежная масса). Теперь попробуем ответить на другой вопрос - как ФРС это делает? На сайте ФРС перечисляются 3 инструмента с которыми ФРС пользуется. Это:
  1. Требования к обязательным резервам.
  2. Учетная ставка.
  3. Операции на открытых рынках.

Прежде чем подробно описывать эти три метода хотелось бы коснуться еще одной темы, вокруг которой сочиняется много сказок и легенд. Это денежная эмиссия. Каждый наверное читал в различных статьях что-то типа "ФРС печатает деньги", "ФРС включил печатный станок" и т.д. Однако мало кто знает что ФРС может осуществлять эмиссию только наличных и только бумажных денег. Но даже для того чтобы напечатать эти деньги, ФРС должен оставлять в министерстве финансов залог равный номинальной стоимости этих денег. Вот что об этом написано на странице 86 документа под названием The Federal Reserve System Purposes and Functions (Федеральная резервная система. Цели и функции):
Резервные Банки, в свою очередь, эмитируют банкноты через депозитарные учреждения. Банкноты ФРС являются обязательством Резервных Банков. Резервные Банки эмитируют валюту, оставляя залог, большинство которого находится в форме ценных бумаг Министерства финансов США принадлежащих резервным банкам. Монета, в отличие от валюты, эмитируется Министерством финансов, а не резервными банками. Резервные банки заказывают монету у Монетного двора Министерства финансов, и оплачивают полную номинальную стоимость монеты, а не стоимость его производства.

В этой цитате содержится опровержение еще одного мифа, а именно что ФРС нарушает конституцию эмитируя бумажные деньги, так как в разделе №8 конституции США говорится только о металлических деньгах. Цитирую:
Чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы мер и весов.

Что касается конституционности создания самой ФРС, то в том же разделе есть статья , которая гласит:
Конгресс имеет право издавать все законы, которые будут необходимы и подходящие для проведения в исполнения вышеизложенных полномочий, а также всех иных полномочий, возложенных Конституцией на правительство Соединенных Штатов, или любое министерство или должностное лицо.

Другими словами, если конгресс издал закон о создании ФРС, из этого следует что ФРС конституционный орган. Тоже самое касается и банкнот Федерального Резерва, которые согласно статьи 16 закона о федеральной резервной системе, являются законным платежным средством.

Я не знаю как в других странах, но в США наличные составляют около 10% всей денежной массы. Прежде чем убедиться в этом, я хочу опровергнуть еще один миф, а именно что ФРС якобы засекречивает информацию о количестве денег находящихся в обращении. На самом деле ФРС еженедельно публикует документы под названием "денежные агрегаты М1 и М2" (буква М это первая буква в слове "money" - деньги). М1 это наличные, чеки и деньги на счетах до востребования, а М2 это М1 плюс деньги на срочных счетах и некоторые другие типы безналичных денег. Ссылки на эти документы начиная с апреля 1999 года находятся на этой странице. Посмотрим например данные на 22 марта этого года. В таблице 1, в колонке М2 мы видим цифру 9756.8. Это количество миллиардов долларов, находящихся в обращении, как наличных, так и безналичных, то есть вся денежная масса, а в таблице 3, в колонке "Currency" (наличные) мы видим цифру 1026.4, то есть примерно в 10 раз меньше чем М2, что и требовалось доказать. [Слова "seasonally adjusted" означает что там учтены сезонные флуктуации. Без их учета эта цифра (таблица 5) равна 1031.7 миллиардов. То есть отличается не значительно].

Печатая бумажные деньги, ФРС получает доход равный разнице между себестоимостью печати (бумага, краска и т.д.), который называется "сеньораж". Давайте посмотрим какой сеньораж ФРС получает за год. Для этого сравним с количеством наличных примерно год назад, то есть 24 марта 2011 года. Тогда наличных было 936.3 миллиардов то есть ФРС за год напечатали всего 90 миллиардов долларов. Я написал "всего", потому что это примерно равно 0.9% от всех денег находящихся в обращении и примерно 0.75% от ВВП США.

Итак, ФРС осуществляет эмиссию только наличных бумажных денег, которые составляют около 10% всех денег находящихся в обороте, тогда возникает вопрос - кто осуществляет эмиссию безналичных денег, которые составляют 90% оборота. Так вот, эмиссию осуществляют сами коммерческие банки, а ФРС регулирует пределы этой эмиссии меняя требования к обязательным резервам. Прежде чем продолжить, не мешало бы объяснить что такое обязательные резервы.

На основании § 461 закона о федеральном резерве, все банки обязаны держать часть привлеченных денег на счетах резервных банков в качестве обязательных резервов. Обычно банки используют для выдачи кредитов деньги клиентов в расчете на то что вероятность того что все клиенты одновременно придут снимать свои деньги крайне мала. Однако в случае если вдруг по каким-то причинам денег банку будет не хватать, банк может их либо одолжить у другого банка, либо взять кредит у резервного банка из этих самых резервов. Таким образом резервные банки это что-то типа кассы взаимопомощи банков, когда все банки скидываются, а в случае необходимости берут эти деньги в виде кредитов. Правда делают они это в самом крайнем случае, когда все другие источники кредитования использованы. Называется это "lender of last resort" (кредитор последней инстанции). Вот как это сформулировано в энциклопедии для инвесторов под названием "Investopedia":

Учреждение, обычно центральный банк страны, предлагает кредиты банкам или другим финансовым институтам, которые испытывают трудности или считаются очень рискованным или находятся на грани краха. В США в качестве кредитора последней инстанции для учреждений, которые не имеют других средств заимствований и отказ в получении кредита которым может существенно повлиять на экономику, выступает Федеральная резервная система.

Функции кредитора последней инстанции заключаются в том чтобы защитить лиц, которые держат деньги на счетах в банках, а также предотвращать панику снятия денег со счетов банков, которые испытывают временную нехватку ликвидности. Коммерческие банки обычно стараются не брать кредиты у кредитора последней инстанции поскольку такие действия означают что банк переживает финансовый кризис.

Хочу добавить что не только коммерческие банки "стараются не брать кредиты у кредитора последней инстанции", но резервные банки еще не всегда дают эти кредиты. Они еще могут и отказать. А если и дают, то только под залог каких-нибудь активов.

Программа выдачи таких кредитов называется "Discount Window". На сайте ФРС есть документ который описывает все процедуры связанные с этой программой. В главе под названием "Lending Policies"(Кредитная политика), о том при каких условиях выдаются эти кредиты написано следующее:

Правила устанавливает два основных критерия для определения об утверждении запроса для выдачи кредита: для запроса кредита должны быть веские причины и заемщики должны исчерпать все другие доступные альтернативные источники средств, в том числе кредиты от специальных кредиторов отрасли. Чиновникам каждого резервного банка необходимо самим решать как применять эти принципы в отдельных обстоятельствах. Уважительные причины заимствования включают временные, непредвиденные нехватки средств. Неуважительные причины заимствования включают финансирование запланированного увеличения кредитов или ценных бумаг, удовлетворение ожидаемого подорожания фондов, и использование ставки по федеральным фондам выше чем учетная ставка.

Сама процедура выдачи кредитов в главе под названием "The Mechanics of Borrowing" (Механика заимствований) описана следующим образом:

Учреждение почти всегда инициирует заявку на кредит по телефонному звонку в соответствующий резервный банк. Во время разговора, заемщик описывает природу финансирования дефицита и указывает количество и срок требуемого кредита. Сотрудники Резервного банка убеждаются что учреждение заполнили необходимые для заимствований документы и имеют залог для обеспечения кредита в полном объеме. Залог может включать в себя ценные бумаги правительства США, ипотечные кредиты, покрывающие от одной до четырех семей, ценные бумаги государственных и местных органов власти, коммерческие и потребительские кредиты, а также векселя других клиентов приемлемого качества.

Все это служит еще одним доказательством того что получение прибыли не является главной целью резервных банков. Кроме этого деньги из резерва ФРС использует для регулирования денежной массы, о чем я расскажу позже.

Все это конечно интересно, но причем здесь эмиссия безналичных? Дело в том что существует так называемый "мультипликационный эффект" или "денежный мультипликатор" который в "Investopedia" описывается следующим образом:

Расширение денежной массы в стране, является результатом того что банки имеют возможности кредитовать. Размер эффекта мультипликатора зависит от доли депозитов, которые банки обязаны держать в качестве резервов. Другими словами, это деньги, используемые для создания больше денег, и рассчитываются путем деления общей суммы депозитов в банках на размер обязательных резервов.

Мультипликативный эффект зависит от размера обязательных резервов. Для того чтобы рассчитать влияние эффекта мультипликатора на денежную массу, мы начинаем с суммы которую банки изначально принимают через депозиты и разделим ее на коэффициент резерва [коэффициент резерва это отношение величины депозитов к величине резервов. По другому он называется "денежный мультипликатор". (прим.мое)]. Например если размер обязательных резервов составляет 20%, то на каждые $ 100 депозитов $ 20 необходимо иметь в резерве. Оставшиеся $ 80 банк может выдать в виде кредита другим клиентам банка. Эти $ 80 могут попасть на счет в другом банке [например если человек или компания, которые берут кредит, покупают товар, а продавец товара кладет выручку на свой счет в другом банке. (прим.мое)], который в свою очередь, также должен иметь 20% или $ 16 в резерве, а оставшиеся $ 64 может тоже выдать в качестве кредита. Этот цикл продолжается - по мере того как все больше людей кладут на счет деньги, а банки продолжают выдавать кредиты - до тех пор пока, наконец, $ 100, которые изначально попадают на счет в банк, создадут в общей сложности $ 500 ($ 100 / 0,2) . Это создание называется "мультипликационный эффект".

Чем выше требование к резервам, тем меньше денежная масса, что приводит к снижению эффекта мультипликатора на каждый доллар на счету в банке. Чем ниже требование к обязательным резервам, тем больше денежная масса, то есть создается больше денег на каждый доллар, хранящийся на счету в банке.

Однако этого не достаточно. Так как эмиссия безналичных денег осуществляется путем выдачи кредитов, то необходимо каким-то образом, в зависимости от состояния экономики либо стимулировать людей или компании брать кредиты, либо наоборот - создавать условия когда кредиты брать не выгодно. Для этих целей служит учетная ставка. Грубо говоря, когда учетная ставка низкая, кредиты брать выгодно, а деньги на счету в банке держать не выгодно. Соответственно, когда ставка высокая, все наоборот.

Все наверное постоянно читают или слышат в новостях что-то типа - "ФРС понизила ставку", "ФРС повысила ставку" или "ФРС оставила ставку без изменений", однако мало кто знает что существуют 2 типа ставок:
  1. Discount Rate
  2. Federal funds rate

Discount Rate это ставка по которой резервные банки выдают краткосрочные (overnight) кредиты коммерческим банкам из своих резервов, о которых я писал выше. По закону советы директоров резервных банков каждые 14 дней дают рекомендации относительно величины discount rate Совету управляющих, после чего Совет управляющих принимает окончательное решение и устанавливает эту ставку.

Federal funds rate это ставка межбанковского кредита, то есть ставка по которой банки берут кредиты друг у друга. Эту ставку никто специально не устанавливает, а определяется она на рынке кредитов в зависимости от спроса и предложения свободных средств, но несмотря на это (а может быть наоборот - именно поэтому) когда пишут "учетная ставка", имеют ввиду именно federal funds rate. ФРС пытается регулировать эту ставку с помощью инструмента №3, а именно - с помощью операций на открытом рынке. Так как эту ставку ФРС пытается регулировать, federal funds rate в свою очередь делится на 2 типа:
  1. federal funds target rate - это ставка которую ФРС хотела бы чтобы она была.
  2. federal funds effective rate - это ставка которая существует на самом деле.

Главная цель ФРС это подтянуть federal funds effective rate к federal funds target rate. С этой целью, как я писал выше, ФРС использует инструмент №3 - операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке заключаются в том что ФРС закупает или продает на открытом рынке государственные облигации и другие ценные бумаги. Этот инструмент настолько важен что для его применения был создан специальный орган под названием - "Федеральный комитет открытого рынка" ( подробно структуру ФРС я описал здесь). Именно этот комитет на своих собраниях путем голосования решает какой должна быть federal funds target rate и сколько надо покупать или продавать облигаций, так как продажа облигаций уменьшает предложение на межбанковском рынке кредитов, влияя таким образом и на учетную ставку, при этом увеличиваются резервы.

Кстати работа этого комитета настолько прозрачна и открыта, что отчеты обо всех его заседаниях публикуются. Например в этом документе подробно расписано кто что и почему предлагал, кто за что голосовал на заседании комитета 24-25 января этого года. Это значит что скрыть ничего не возможно. Поэтому когда вы будете читать или слушать сказки очередного демагога, который будет вам вешать лапшу на уши о том что ФРС тайно планирует какие-то заговоры типа искусственного создания кризисов, имейте ввиду что этот человек либо совершенно не разбирается в том как работает ФРС либо он преднамеренно лжет.

В заключение я хочу сказать что все вышеописанное относится к нормальной ситуации, то есть когда в стране нет кризиса ликвидности, банковской паники и т.д. Однако для чрезвычайных ситуаций существует более радикальный метод под названием "quantitative easing". Обычно обозначается двумя заглавными буквами - QE, а на русский язык он переводится как "количественное смягчение". При этом методе ФРС тоже использует операции на открытом рынке и закупает активы, однако деньги для этих закупок он берет не из резервов, а генерирует на компьютере, то есть грубо говоря, из воздуха.

Справедливости ради надо сказать что изобрели этот метод не ФРС и даже не американцы, а японцы. Впервые QE начал применять центральный банк Японии с 2001 по 2006 годы. ФРС применяла этот метод всего два раза - первый (QE1) начиная с 2008 по первый квартал 2010 года, общая сумма которого достигла 1.25 триллионов долларов, а второй (QE2) в августе 2010 года на сумму 600 миллиардов долларов. Подробнее об этом я напишу в следующей статье.

fed, Федеральная резервная система, ФРС

Previous post Next post
Up