Лаос - страна слоупоков

Jan 17, 2016 20:18

Итак, обзор очередной страны: Лаос. Возможно, вы ничего не знаете об этой стране и думаете, что туда никто не ездит, но на деле туристов там очень много. Из-за того, что страна маленькая, кроме главных туристических мест там фактически вообще нет городов, визуально кажется, что туристов намного больше, чем в соседнем Таиланде. В Лаосе формально до сих пор коммунизм (как в Китае и Вьетнаме), но это проявляется только в повсеместных красных флагах с серпом и молотом. Памятников вождям и красных перетяжек с лозунгами почти нет, а экономически в Лаосе никогда и не было коммунизма, потому что когда у власти оказались красные, в стране никакого пролетариата, которому надо было сбрасывать цепи, не было, а крестьяне без энтузиазма воспринимали конфискацию их быков на благо отечества. Лаос - достаточно бедная и коррумпированная страна, в которой большая часть товаров импортируется, а бизнес держат китайцы с тайцами.




По дням:
Дон Дет - 2 ночи
Тямпатсак - 1 ночь
Паксе - 2 ночи
Саваннакхет - 1 ночь
Кхонкэн (Таиланд) - 1 ночь
Удонтхани (Таиланд) - 5 ночей
Нонгкхай (Таиланд) - 1 ночь
Вьентьян - 2 ночи
Вангвьенг - 4 ночи
Луангпхабанг - 2 ночи
Пакбенг - 1 ночь
Чиангкхонг (Таиланд) - 1 ночь

Въезд
Гражданам России виза не нужна до 15 дней, большинство туристов же получают ее на границе на месяц за 30-35 долларов. За 15 дней проехать весь Лаос можно, но несколько утомительно. Я въезжал дважды - на юг и на север, а между этим отдохнул и встретил Новый Год в Таиланде. Про въезд в Лаос много разной неприятной информации, опишу свои впечатления.
Въезд из Камбоджи на самом юге. Города никакого нет, нужно брать билет Стынгтраенг-Дон Дет, включающий паром до острова и тук-тук от трассы до парома. Камбоджийцы просят два доллара за штамп на выезде, но их можно послать. Лаосцы несмотря на новехонький сверкающий терминал такие же коррупционеры, просят по 2 доллара. Я дал им 10000 кип за двоих ($1.25), прокатило.
Выезд в Таиланд Саваннакхет - Мукдахан. Прямой автобус с автовокзала на автовокзал, 55 бат (в лаосских кипах чуть-чуть дороже было). На выезде ничего не платил, и не просили, хотя видел, что то ли тайцы, то ли лаосцы, давали пограничнику по 10к кип или 40 бат.
Въезд из Таиланда Нонгкхай - Вьентьян. Это самый популярный пограничный переход. Я взял прямой автобус из Нонгкхая за 60 бат до самого Вьентьяна, это самый экономный вариант. От железнодорожного вокзала можно дойти до границы пешком (или на туктуке), а от центра города далековато. По мосту пешком идти нельзя, нужно платить за автобус 20 бат, а от границы до центра Вьентьяна стоит 6000 кип, т.е. прямой автобус выгоден, но им не рекомендуется пользоваться тем, кому надо получать визу на границе, потому что автобус может уехать без вас. За въезд в Лаос взяли 5 бат (хотя по табличке на кассе я подумал, что нужно заплатить 50 + 5, дал 120 бат, но взяли только 10), выдают карточку, которую нужно сунуть в турникет, чтобы пройти.
Выезд в Таиланд Хуайсай - Чиангкхонг. До границы на мосту из города километров 10, сторговался за 28000 кип на двоих (все остававшиеся лаосские деньги). В шесть часов вечера переход был пустой, пришлось дать 40 бат пограничнику за выезд (ценник тут висит официально, и вроде бы днем платить не надо), еще 40 бат стоит автобус через мост (днем - 25). На тайской стороне просят еще по 100 бат за тук-тук до города (днем - 60), так что доехали автостопом.

Деньги
$1 = 8200 лаосских кип. Удивительно, что на всех сайтах, где показывают официальные курсы валют, курс указан примерно 8150-8160, но реально доллары можно продать по 8200. Еще я немного менял тайских батов в самом конце, на них разница покупки и продажи тоже маленькая. Хороший курс только в относительно больших городах. Например, в деревне на туристическом острове Дон Дет дают максимум 8000. К счастью, $100, которые я поменял еще в Камбодже, хватило на первые четыре дня вплоть до Паксе.
Банкоматы крайне неудобны, потому что там, как и во Вьетнаме очень маленький лимит - в районе $100.

Язык
В Лаосе очень трудно сойти с туристического маршрута (да и нет в этом большого смысла), так что проблем с английским особых нет. Лаосский язык родственен тайскому и использует ту же письменность. Есть в Google Translate.
Интересно, что в Лаосе, в отличие от всех остальных стран Азии, на улицах дети кричат тебе "Сабайди", а не "Хеллоу"

Жилье
Гостиницы вполне нормальные и стоят примерно так же, как в Таиланде и Камбодже. Номер с кондиционером стоит 80-90 тысяч кип ($10-11). Без кондиционера не сильно дешевле (в отличие от Камбоджи, где дешевле вдвое), видимо потому, что в Лаосе далеко не везде кондиционер нужен. Во всей северной части я жил без него, а особенно в Луангпхабанге не помешало бы лишнее одеяло, потому что ночью там стоит страшный дубак, градусов 12-15.
Самая большая проблема с жильем в Луангпхабанге, потому что там нереальное количество туристов и спрос на дешевое жилье превышает предложение - чуть ли не в половине гостиниц свободных мест вообще нет, в других начинаются от 120 тысяч ($15). С трудом нашли за 100к. Это единственный город не на море, где на цены гостиниц влияет "высокий сезон".
На острове Дон Дет был установлен абсолютный рекорд стоимости жилья - 30000 кип или около $3.6. За такие деньги выдается деревянное бунгало с не очень удобной кроватью, сеткой от комаров (которая очень не помешала бы и в иных отелях подороже), двумя гамаками у входа и пристроенным сбоку душем, который днем нагревается от солнца. Интернета нет, но ловится wi-fi из соседнего ресторана (а вот SIM-карту на этом острове я купить не смог). Для единения с природой на пару дней нормально, а солидного жилья на острове почти нет, и стоит оно непропорционально дорого - долларов 20. Просто остров ориентирован на европейских и американских туристов, у которых требования к качеству очень занижены (об этом как-нибудь в другой раз порассуждаю).

$6



Транспорт
Транспорт в Лаосе - отстой. Страна мало населена, в основном все вдоль тайской границы. Городов почти нет, большей частью это просто деревни вдоль трасс, только с каменными домами. Спроса на транспорт от местного населения немного, поэтому 90% пассажиров это туристы.
Лаосцы жуткие извращены, которые размещают автовокзал километрах в 10 от центра города. Представляете город из трех улиц, дальше одна улица вдоль трассы, и через 10 километров - автовокзал. Общественного транспорта нет. Пробок в Лаосе нет, художественной ценности в городах (кроме Луангпхабанга) тоже никакой, чтобы ее автобусы испортили. Это они типа так ВВП повышают - все платят тук-тукеру по доллару, ВВП растет.
Обычно есть один автобус для местных, который уходит в 6 утра, а все, что позже - для туристов. При этом автобус для местных и для туристов стоит одинаково или почти одинаково, и часто имеет смысл брать билет в турагентствах. Разберу разные примеры.
Дон Дет - Паксе/Тямпатсак. 70000 кип ($9) Самый противный участок. Вроде бы есть местный автобус в районе 7 утра, но выбраться с острова можно только на лодке, а в 7 утра ее придется арендовать под себя, что убьет экономию. Туристов вывозят в 11 утра и пересаживают на маршрутки чисто для туристов (цена без лодки указана как 60000).До Тямпатсака и Паксе цена одинаково грабительская - 70000 (это за 100 километров пути-то), при этом в Тямпатсак высаживают возле паромной переправы через Меконг, и дальше требуют еще 20000 (!) за переправу, которая типа не включена в билет. Европейцы сглатывают и платят, рассуждая "Ну 2.5 евро это же немного". Видимо, они считают, что таким образом как бы поддерживают экономику Лаоса и спасают бедных лаосцев от голода, хотя на деле лишь дают одному жадному уроду за три дня срубать месячную лаосскую зарплату, продолжая пинать балду вместо того, чтобы поднимать в Лаосе какое-то производство и услуги. Впрочем, европейцы у себя дома делают то же самое, раздавая всяким бездельникам и беженцам по 1000 евро в месяц вместо того, чтобы раздавать им работу.
Тямпатсак - Паксе. 20000 кип. В 7 утра единственный местный "автобус" - по сути грузовик с лавками. Зато помогает избежать грабительской переправы.
Паксе - Саваннакхет. 40000 кип. А вот тут турагентство использовать не нужно. В городе билет продадут за 70-80 тысяч. Там где-то раз в час-полтора ходят обычные старые ушатанные автобусы. Главная проблема - найти автовокзал. Даже тук-тукер не сразу понял, куда надо ехать, пока не проконсультировался со своим коллегой. Судя по всему, он уходит с южного (хотя ехать в Саваннакхет на север), я подсел в него на небольшой станции (но с билетами) на трассе недалеко от центра, а потом он еще и на северный вокзал заезжает.
Вьентьян - Вангвьенг. 40000 кип. В Вангвьенг ездят только туристы. Можно сесть на любой автобус, идущий дальше на север (но они либо рано утром, либо поздно вечером), но в любом турагентстве продадут за те же 40к билет на туристический автобус на любое время, что позволит сэкономить денег на проезде до вокзала.
Вангвьенг - Луангпхабанг. 80000 кип. Ехать 6 часов по горам. Дорога так себе, встречаются ямы. Покупать надо в магазине M-Mart, во всех остальных местах стоит 90к.
Луангпхабанг - Пакбенг - Хуайсай, моторная лодка. 110000 кип за каждый из отрезков пути. Брать нужно на причале, потому что в турагентстве вам заломят 300 тысяч. Подробнее об этом ниже.
Цены на проезд получаются примерно такие же, как на тайских автобусах, если пересчитать на время пути (а я всегда оцениваю именно так, а не за километр, потому что 100 километров по немецкому автобану и 100 километров по горному серпантину с колдобинами - это не одно и то же). Откровенно дорого только выбраться с острова Дон Дет, впрочем, в Таиланде автобусы с Кхаосан тоже дорогие. Кстати, если вы захотите с этого острова поехать в Камбоджу, то билет до Стынгтраенга (ближайший город, 70 км пути) будет стоить аж $18! В противоположную сторону я брал за $12 и то посчитал это грабежом.
Городской транспорт есть во Вьентьяне и Луангпхабанге. Во Вьентьяне несколько маршрутов автобусов, цена при этом зависит от маршрута, а не от расстояния: на внутригородских маршрутах 2000 кип ($0.25), на пригородных - 5000-6000, причем за проезд внутри города так же. В Луангпхабанге ездят странные электро-тук-туки, но цена вроде обозначена автобусная - 3-5 тысяч, маршрут фиксирован.
Тук-тукеры в Лаосе такие же наглые и дорогие, как в Таиланде, но избежать их сложно в некоторых случаях. Цена зависит от количества людей, то есть вдвоем вдвое дороже. Можно считать, что 10000 с человека за поездку километров на 5 по городу - приемлемая цена, но требовать будут 25000. Интересно было по приезду в Луангпхабанг. Неспешно вылезаю из маршрутки, смотрю, европейцы уже погрузились в тук-тук. Спросил, сколько стоит - 20000. При этом до центра по дороге примерно 3 километра, можно и пешком дойти. Ухожу с автовокзала, на выезде подъезжает тук-тук и предлагает за 10000. Уже лучше, но за двоих 20к дороговато все-таки за такое расстояние. На улице около вокзала третий тук-тукер согласился на 5000.

Еда
А вот с едой в Лаосе все оказалось очень даже в порядке. Готовить лаосцы умеют. Фирменные блюда: кокосовое карри, очень мелкие остренькие кусочки мяса ("лаап") и рис, похожий по консистенции на узбекский плов. А также классические банановые блинчики с нутеллой для туристов.


Характерная особенность Лаоса - здесь, в отличие от соседнего Таиланда, очень большие порции (особенно в менее туристических городах). Если в Таиланде стандартно на двоих берется три блюда по 35-40 бат, то в Лаосе одного блюда за 15000-20000 кип хватает на двоих. 15000 - стандартная цена на рис/лапшу с мясом, 20000 - несколько более изощренное (например, еще и с овощами).
Карри


С ритейлом в Лаосе не очень - 7-eleven отсутствует, ночью купить нечего, все магазины без ценников и по виду и ассортименту напоминают сельпо. В большинстве купить нечего, кроме доширака (привезенного из Таиланда) и чипсов (оттуда же). Естественно, цены на продукты немного выше, чем в Таиланде, ибо импорт. Так как супермаркеты отсутствуют, купить дешевую еду по акциям не получится. Единственное исключение - Вьентьян, там даже есть сеть магазинов m-Mart, аналогичная "семеркам". А также там есть единственный в стране современный торговый центр с фудкортом и кинотеатром (в котором не показывают премьеры вроде "Звездный войн"). Остальные "супермаркеты" больше похожи на советские универсамы.
Кофе. На юге Лаоса выращивают кофе, и кофе тут пьют повсеместно. Кофе обалденное, если взять разбавленное молоком и со льдом. За 10000 ($1.25) в любом городе делают большой стакан или просто пакет с дыркой для трубочки. В чистом виде стоит тысяч 5, но это слишком крепко, на любителя.


Алкоголь. В Лаосе на каждом заборе висит реклама пива "Beerlao", и даже туристы ходят в футболках с его символикой. Я один раз попробовал, обычное пиво. Стоит не особо дешево - 10000 за бутылку 0.6 (Даже в Европе можно найти литр центов за 70-80, а в Камбодже за 0.5), хотя и дешевле, чем в Таиланде. Зато в Лаосе нереально дешевое "виски", по сути являющееся самогонкой. Простой факт - когда Вангвьенг еще был местом тусовок пьяной европейской молодежи, он славился очень крепкими коктейлями, потому что лаосское виски дешевле, чем Кока-Кола.

Интернет
Зашел я в офис оператора Unitel в Паксе, а там шаром покати. За полчаса никто и не появился, хоть выноси все их компьютеры. В итоге я купил симку в ларьке и активировал ее сам - нужно позвонить по номеру 109 (написан на карте, из которой вытаскиваешь симку), там есть англоязычные операторы, мне сказали позвонить 121 и нажать 1. После этого интернет заработал. Симка стоит 10000 кип ($1.25). Еще 10000 кип стоит 270 мегабайт на месяц, я покупал такой пакет дважды. Для пополнения надо в ларьке купить скретч-карту. Гигабайт на месяц стоит 50000 кип, но я решил, что на две недели мне столько не надо. Скорость 3G хорошая, можно говорить по скайпу. Покрытие на трассах есть, вдоль берега Меконга, когда плывешь по нему - много где нет, много где есть только 2G (но работающее), в Пакбенге и 3G.
Wi-fi в гостиницах имеется, скорость средненькая.

Развлечения
Лаосцы любят эксплуатировать природную ренту, порой выходя за рамки приличия. Допустим, вход на гору или водопад платный я могу понять - там тоже надо обустроить что-то, но плату за проход по мосту или за штамп в паспорте брать это уже совсем нагло.
Проход с острова Дон Дет на остров Дон Кхон - 35000 кип. Можно посмотреть на единственный в Лаосе поезд и пороги на Меконге.


"Тюбинг" - лаосское изобретение. Это по сути плавание в реке на спасательном круге с пивком. На 4000 островов это стоит 10000 кип, а в Вангвьенге, откуда это пошло, уже 55000 - дороговато.
Ват-Пху - единственный кхмерский храм в Лаосе, вход 50000 кип, еще 10000 стоило арендовать велосипед, чтобы туда доехать около 8 км (тук-тук хочет 80000 туда-обратно)


Плато Болавен. Я взял экскурсию в Паксе за 150000 кип (около $19), цена вполне приемлемая. За день объезжаешь три водопада, четыре деревни и небольшую кофейную плантацию. Довольно интересная и ненапряжная поездка.
Подъем на триумфальную арку во Вьентьяне - 3000 кип.
В золотую ступу за 5000 не пошел, она небольшая, снаружи неплохо видно.
Парк скульптур Будды возле Вьентьяна - 5000 кип. Интересно в сочетании с посещением более позднего парка того же автора через реку в Таиланде.
Подъем на гору возле Вангвьенга - 10000 кип. Тюбинг там же стоит 55000, байдарка на полдня 70000, на весь день 100000
Гора в центре Луангпхабанга - 20000 кип. Есть еще два храма с платным входом по столько же, зашел туда вечером, когда билетеров уже нет.
Церемония кормления монахов в Луангпхабанге, как ни странно, бесплатна - недоработка лаосцев. Странное зрелище, похожее на митинг российской оппозиции, когда 10 человек идут по улице, а еще 100 вокруг фотографируют.



Круи по Меконгу на "медленной лодке" - однозначно стоящая штука. 220000 кип ($27) за два дня неспешного созерцания реки и невысоких гор вокруг. Лодка достаточно комфортная, с мягкими автомобильными сидениями. Скорость 15-20 километров в час, качки нет. 95% туристов едут на этой лодке в противоположном направлении - из Таиланда в Луангпхабанг, так что если сесть в Луангпхабанге, то лодка будет полупустой. Только надо запастись едой, потому что на самой лодке есть только кофе и доширак.
Добраться к границе с севером Таиланда можно также а 7 часов на скоростной лодке за 350000 кип (я бы не решился, это очень стремно) или за 110000 и 17 часов автобусом по убитой горной дороге.



Прочее
Стирка стоит как везде - один доллар за килограмм.
В Лаосе самые дешевые в мире презервативы - "Number One", пачка из трех за 2000 кип, то есть 12 штук за $1. Интересно, что на них написано "Made in Malaysia".

Итоги
За 16 дней расходы составили $498, около $31 в день.




Возросли расходы на проезд, ибо большие расстояния. Расходы на еду низкие, потому что большие порции, и нет соблазна купить вкусняшки в магазине.
По дням:



В Лаосе мне в целом понравилось. Плюсы: дешевое жилье, еда, большие порции, кофе, не очень жаркий климат, красивые места, куда сравнительно доступно добираться. Минусы: страна - одна сплошная деревня, и при этом слишком много туристов. Если в Таиланде ты видишь толпу туристов только издалека, то в Лаосе ее избежать почти невозможно, из-за чего иногда тратятся лишние деньги, или нужно внимательно искать место для питания.





Оглавление
|
Телеграм
|
Instagram

money, laos

Previous post Next post
Up