"Ханой, жители которого вкушали прелести социализма куда дольше, чем на юге, в этом плане просто неправдоподобен, это город моральных уродов. Не оскорбление, а фактическое утверждение. Если будете писать диссертацию по моральным уродам, то вам именно сюда, в полевую экспедицию, соберете богатый материал."
"The price is 20.000 dong. The price is listed on the door and inside the bus. On the bus they try to charge foreigners 50,000 dong, or more (aka close to the price of private vans from a hotel in Hoi An to the airport in Da Nang). Locals may support the scam by pretending they are also paying 50,000 dong, insist on the fare and they will lower it to 30,000, insist and pay the official one. Expect no change if you have a 20,000 dong note. So; have exact change, stay calm, be polite, firm/unbudging and point to the pricetable. They will budge! Though it may not be pretty. Up to you if the hassle is worth 10k."
"Вьетнамцы-хитрые , подлые, врунишки. Они намного коварнее китайцев. По лицу вьетнамца никогда не определишь его реальное отношение к тебе. Делая тебе гадость, обманывая тебя он будет мило улыбаться , спокойно говорить с тобой, как с лучшим другом. "
Почитав подобных отзывов, которых в интернете великое множество, я к Вьетнаму относился весьма настороженно. Что же я увидел в реальности? В реальности я в очередной раз убедился, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Именно поэтому мы и путешествуем, не так ли?
Итак, маршрут по дням:
Дананг - 2 ночи
Хюэ - 1 ночь
Автобус Хюэ-Ханой - 1 ночь
Остров Катба - 2 ночи
Ханой - 2 ночи
Далат - 3 ночи
Фантхьет - 1 ночь
Хошимин - 2 ночи
Деньги
Вьетнамский донг знаменит тем, что это валюта с самым низким курсом в мире: за один доллар США дают целых 22000 донгов. Инфляция высокая - еще лет пять назад курс был в районе 17000. В банках дают 6-7 процентов на депозиты в донгах (а в долларах - меньше 1%).
Все деньги я получал из банкоматов. Здесь есть засада - большинство банкоматов выдают максимум 2 миллиона донгов, а это меньше 100 долларов. Если чуть поискать, можно снять три миллиона. Если очень поискать банк Military Bank (MB), то можно снять сразу 5 миллионов, но не в любом банкомате.
Язык
Вьетнамский язык я не освоил почти никак, запомнил только цифры, но это не особо критично, потому что с английским особых проблем нет. То есть, ответить на вопрос "сколько стоит" может даже половина бабушек, стоящих на рынке (в тех городах, через которые ходят туристические автобусы, по крайней мере). Но и чуть в стороне в сфере обслуживания объясниться можно.
На вьетнамском можно запоминать слова из меню, благо они простые и коротки: my=лапша, xao=жареный, ga=курица, luon=угорь, chao=каша, ech=лягушка, и так далее.
Жилье
Во Вьетнаме очень хорошие гостиницы по очень низким ценам. По стилю и уюту Южная Корея все-таки впереди, но цены во Вьетнаме являются главным аргументом. Дешево настолько, что я даже не заморачивался долгим поиском гостиницы подешевле, а селился чуть ли не в первую же. Двухместные номера стоят от 7 до 10 долларов, в Хошимине навскидку подороже - заселился за 12. Номера за такую цену - с кондиционером (кроме Далата, но там кондиционер не нужен, нужно одеяло), без него дешевле. В половине гостиниц даже был холодильник!
В отличие от Филиппин, гостиниц очень много, хотя и меньше, чем в Китае.
Вид из окна за $9:
Номер за $8, на курорте между прочим:
Транспорт
С городским транспортом во Вьетнаме плохо. По сути он есть только в Ханое и Хошимине, в остальных городах максимум пара-трйока маршрутов в пригороды. Автобусов на улицах городов практически не видно. Маршруток типа филиппинских джипни тоже нет. К счастью, города во Вьетнаме компактны, поэтому везде можно ходить пешком, если научиться переходить через дорогу. В Ханое и Хошимине маршруты автобусов можно строить по Google Maps.
Трафик в городах представлен в основном мотоциклами, которые на светофорах не останавливаются. На самом деле, перейти улицу, по которой едут мотоциклы, не так уж сложно и опасно. Они едут медленно и обладают высокой маневренностью, если сам идешь медленно, тебя объедут. Опаснее в Ханое, где больше машин, которые я старался всегда пропускать, потому что столкнуться с машиной гораздо хуже, чем с мотоциклом, и объехать автомобилисту тоже труднее. Самая жесть - Хошимин, там в некоторых местах поток мотоциклов идет сплошняком, так что от греха подальше лучше обойти кругом перекресток.
В городах есть такси, оно стоит недорого, примерно 11-15 тысяч донгов за километр. Но и на такси ездить особо некуда. Это связано с тем, что во Вьетнаме необычная система междугороднего транспорта, которая избавляет от необходимости посещать вокзалы.
Вообще в каждом городе есть автовокзал и во многих также железнодорожный, но понять, где они находятся, очень сложно. Я честно пытался выяснить, где автовокзал в Хюэ, откуда вроде бы ходят автобусы фирмы Hoang Long в Ханой и Хайфон, на которые можно купить билеты в интернете. Но Гугл мне в этом никак не помог. В общем, если вы попытаетесь ездить по Вьетнаму, как привыкли в Европе или Китае, то вас ждет фиаско и трэш уровня Филиппин. Поэтому нужно поступать не так. Заходим в турагентство и просим продать билет в город Х. Турагент куда-то звонит, после чего выписывает от руки бумажку с текстом типа "Хюэ-Ханой, завтра в 15-00, два человека". На следующий день нужно либо подойти к этому турагентству (а оно скорее всего рядом с вашей гостиницей), либо прямо к вашей гостинице подъедет микроавтобус, который подвезет куда надо. Кажется, что вот-вот тебя обманут, должен же быть билет, а не филькина грамота даже без имени и номера места, но тем не менее, система реально работает! Как будто ты в пакетном туре, где автобус подъезжает за тобой и везет, куда надо. Такая система стала возможна потому, что Вьетнам узкий и длинный, поэтому по сути все автобусы идут по одному маршруту из Ханоя в Хошимин, останавливаясь во всех интересных городах по пути.
Касательно цен, я так и не изучил толком, как работают обычные нетуристические автобусы, и какие у них цены, но многие факты говорят, что проезд на туристическом автобусе если и дороже, то незначительно, максимум процентов на 20, что во вьетнамских реалиях равняется 1-2 долларам, которые можно и переплатить за удобство (а если нужно купить билет заранее, то поездка на автовокзал обойдется в те же 1-2 доллара). Например, сайт фирмы Hoang long предлагает купить билет из Хюэ в Хайфон за 440000 донгов (автобус все равно скорее всего делает крюк через Ханой). В турагентстве в Хюэ билет до Ханоя стоил всего 220000, билет Ханой-Хайфон на тот же Hoang Long - еще 70000. При этом комфорт спального автобуса, на котором я ехал (на нем было написано Queen Cafe) был гораздо выше, чем спального автобуса Hoang Long, в котором меганеудобные кровати с неподнимающимися спинками. Для сравнения, на поезде билет из Хюэ в Ханой будет стоит более 300000 донгов в самом низшем классе с жесткими деревянными лавками в духоте без кондиционера. В спальном вагоне уже ближе к миллиону.
Вообще поезда во Вьетнаме довольно бесполезны, они ходят реже, чем автобусы, а стоят дороже (кроме самого низшего класса). Тем не менее, один раз я прокатился из Дананга в Хюэ. Это было дешевле автобуса (40 тысяч против 70) но выбора не было особо, потому что в Дананге я не нашел турагентств, а автовокзал далеко, тогда как вокзал в центре города. Поезд опоздал на час. В вагоне хотя бы было не тесно, свободных мест много. Интересно, что многочисленные онлайн-турагентства продают билеты на поезда с наценкой долларов в 10, так Дананг-Хюэ у них стоит от $12 при реальной цене в $2, а вот на дальние расстояния разница остается в те же $10.
Еще во Вьетнаме дешевые внутренние перелеты. Поскольку я прилетел в Дананг, находящийся посередине Вьетнама, то автобусом мне пришлось бы в какой-то момент ехать через всю страну больше суток. Самолетом из Ханоя на юг (в Далат или Хошимин) стоит в районе 50-60 долларов. Из Хошимина по югу (Далат, Нячанг, Фукуок) в среднем 20 долларов за билет. Багаж дополнительно $6.
В Дананге впервые от аэропорта до гостиницы я дошел пешком (в Биаррице и Эйлате тоже аэропорт в центре города, но туда я не летал). В Ханое из центра ходит маршрутка за 40000 донгов, в Далате из аэропорта стоит столько же, но народу было мало, вместо автобуса всех пассажиров рассадили в такси.
Цены на проезд
Дананг - Хойан, автобус, 20000
Дананг - Хюэ, поезд сидячий, 41000
Хюэ - Ханой, автобус спальный, 220000
Ханой - Хайфон, автобус, 70000
Хайфон - остров Катба, автобус + паром + автобус, 150000
Катба - Ханой, комбо-билет обратно, 250000
Ханой - Далат, самолет, $52
Далат - Фантхьет (Муйне), автобус, 120000
Фантхьет - Хошимин, автобус, 180000
автобус по Ханою - 7000
Еда
О, это просто праздник. После Китая у меня такого праздника не было: в Корее все-таки дороговато, нужно выбирать с умом, на Филиппинах еда невкусная, на Тайване я немного отъелся, но там тоже нужен глаз да глаз, в Гонконге дорого, а Вьетнам это ништяк. Еды полно, готовят вкусно, стоит дешево.
Базовые блюда это старая добрая лапша (my, pho) или рис (com). Pho (фо) это вьетнамское фирменное блюдо, в самых дешевых заведениях могут готовить только его тысяч за 25-30 (менее $1.5). Во Вьетнаме реально умеют обращаться со специями (привет филиппинцам, которые даже соль не добавляют), поэтому обычная жареная лапша (my xao) очень-очень вкусная. Лапша и рис стоят в пределах 25-35 тысяч. Еще есть вьетнамская каша chao, она тоже с мясом.
Если поднять бюджет до, смешно сказать, трех долларов за блюдо, то вам становится доступен практически неограниченный диапазон блюд: креветки, мидии, жареные лягушки, мясо крокодила. На форуме Винского многие пишут, что во Вьетнаме нужен бюджет 100 долларов в день, не считая гостиницы. Я долго думал, как можно умудриться столько потратить, ну ведь 30 порций креветок по $3 вряд ли кто-то физически сможет съесть. Видимо, нужно пустить в ход тяжелую артиллерию: взять жареную кобру за $40 и шлифануть ее лобстерами. И так каждый день.
Два доллара, Карл!
В Ханое и Хошимине с питанием как-то похуже, дешевых заведений в основном районе с гостиницами маловато, а далеко ходить там физически неприятно, слишком много мотоциклов.
Собак хотел попробовать в Ханое, но не нашел, где. Видел только в продаже сырое мясо, а ресторанов в центре обнаружено не было.
От французов вьетнамцы переняли любовь к багетам. Если в других азиатских странах хлеб есть только в местных "Азбуках вкуса", то во Вьетнаме он продается на каждом шагу. Маленький багет стоит 3 тысячи, большой - 7 тысяч, а за 10-20 тысяч можно сделать мини-багет с мясом и овощами, этакий вьетнамский кебаб.
Обед из пяти блюд с напитками за $12
Фрукты продаются на рынке. Опытным путем выяснены примерно такие минимальные цены, хотя никакой гарантии, что это абсолютный минимум:
Питайя - 10 тысяч за кило
Авокадо - 10 тысяч за кило
Персик - 35 тысяч за кило
Гранат - 30 тысяч за кило
Дуриан - 20 тысяч за кило
Клубника - 50 тысяч за кило
Рамбутан - 30 тысяч за кило
Виноград - 30 тысяч за кило
Слива - 30 тысяч за кило
Мангостан - 40 тысяч за кило
Момодрика - 30 тысяч за кило
Карамбола - 30 тысяч за кило
В любом кафе можно купить фруктовые шейки и смузи, от 15 тысяч до 25 в зависимости от фрукта. Вообще заведения класса "кафе" во Вьетнаме в отличие от России не отличаются необоснованно завышенными ценами, можно зайти в любое выпить кофе или смузи, спастись от жары. Разве что Старбакс в Хошимине подороже будет.
Интернет
Мобильный интернет дешевый и довольно быстрый. Есть несколько операторов, тарифы у них примерно одинаковые. Я купил SIM-карту Mobifone, потому что первым наткнулся именно на их офис. Вообще офисов не очень много, SIM-карты в основном продаются в ларьках без всякой регистрации, хотя формально паспорт нужен. SIM-карта Mobifone стоит 50000 донгов, а пакет 600 мегабайт на месяц стоит 70000. Итого в сумме я потратил меньше $6. При этом после того, как 600 мегабайт закончились, интернет у меня не отключился, а просто стал медленнее (картинки медленно грузятся, но в остальном терпимо). Проблем с покрытием у меня не было, даже на трассе почти все время ловится 3G, хотя я читал, что для путешествия по вьетнамской глуши лучше оператор Viettel, у которого покрытие повсеместно.
Wi-fi есть во всех гостиницах, качество где-то приемлемое для серфинга и работы, где-то просто отличное. Никакого раздражения или неприятностей, связанных с качеством связи, во Вьетнаме у меня не было.
Развлечения
Музеи в Хойане - 120000 донгов ($6)
Запретный город в Хюэ - 150000 ($7)
Однодневная экскурсия по бухте Халонг с острова Катба - $18
Безумный дом в Далате - 40000
Дельту Меконга и партизанские тоннели возле Сайгона я отложил на другой раз.
Безопасность и жульничество
Начитавшись негативных отзывов, я старался вести себя осторожно. Например, я разменивал крупные купюры по 500 тысяч, покупая мороженое за 3 тысячи в KFC, чтобы на любом рынке я всегда мог дать деньги без сдачи. Но в итоге я так и не нашел, где же тут так нагло кидают и обманывают, чтобы ободрать до нитки.
Меню для иностранцев? Один раз правда видел такое, там цены были процентов на 30 выше, но там же на стене висело обычное меню на вьетнамском, я туда показал. Больше ни в одном общепите лишнего с меня не взяли, сдачу всегда давали. Есть, конечно, неприятность, что много где не висит меню с ценами, их можно только спросить, но где-то они висят, поэтому я прекрасно знаю, что суп фо стоит 25-30 тысяч донгов. Если он стоит 50-60, то это уже более пафосное заведение, а более дорогих я не видел.
На рынках можно и торговаться. Например, цену на килограмм фруктов можно сбить с 40 тысяч до 30. Может даже реальная цена 25 или 20, но это все-таки не в 10 раз завышение. Хотя я в этом сомневаюсь: во-первых, в магазинах с ценниками или даже на развалах с ценами, написанными на картонке, цены были такие же или даже выше; во-вторых, все продавцы называли одинаковую цену, если бы они нагло обманывали иностранцев, то цена была бы у разных людей разная в зависимости от степени жадности.
В гостиницах никаких проблем, я расслабился и даже чеков не требовал. Некоторые, оказывается, почему-то платят в гостинице при выселении сразу за все дни, хотя я, побывав в сотнях гостиниц по всему миру, с таким сталкивался только пару раз, но это было в Европе, где я так и так оставлял номер своей кредитной карты через booking.com. По-моему, платить при выезде это все равно что договариваться с таксистом о цене при выходе. Кстати, единственный раз, когда я ехал на такси во Вьетнаме, водитель довольно легко согласился использовать счетчик (помнится, в Индонезии с этим было хуже), а так там и некуда особо на такси-то ездить.
Про приставучесть вообще странная претензия. Ну да, когда идешь по улице, часто предлагают мотобайк, но это для меня как белый шум, я не обращаю внимания, потому что мотобайк мне не нужен. Если сказать "No", они сразу молча едут дальше. Кому это кажется наглостью, приглашаются проехаться в
Петру, где такой человек с мотобайком шел бы за вами минут 10 минимум.
Итоги
За 15 дней расходы составили 656 долларов, около $43.5 в день. Из них почти 40% это проезд, так что если не пытаться проехать через всю страну за две недели, то во Вьетнаме легко вписаться в бюджет $30 в день на двоих, ни в чем себе не отказывая. Получается, Вьетнам - самая дешевая страна из всех, где я был.
Я приезжал во Вьетнам с опаской, рассчитывая в случае чего стиснуть зубы, за две недели посмотреть все достопримечательности и уехать. Но уже где-то на середине пути стало ясно, что сюда хочется вернуться. Комфортно, вкусно, дешево, вежливо, что еще нужно? Вернуться можно не раньше, чем через месяц, и я прикинул, что удобнее всего в октябре. Тогда я смогу съездить на пару дней на экскурсию по дельте Меконга, посмотреть второй вьетнамский курорт - Нячанг, и недельку провести в самом лучшем городе Вьетнама - Далате. Так что продолжение следует!
Оглавление |
Телеграм |
Instagram