о космологии

Sep 18, 2009 18:53



"...I hope there is a way back
with my talisman
so I look into myself
into the days when I was just a child

come follow me to wonderland
and see the tale that never ends
don't fear the lion nor the witch
I can't come back
I'm lost but still I know -

there is another world!.."

задумался - а сколько вообще есть существенно различных фэнтезийных миров? под существенно различными подразумеваются миры, неизоморфные реальному и другим фэнтезийным мирам, и не являющиеся линейной комбинацией существующих; миром можно считать любую вселенную с заданной космологией. у меня получился где-то такой список:

J.R.R.Tolkien. мир Faerie, описанный в статье "о волшебной сказке", и в полной мере использованный в "кузнеце из большого Вуттона" - мир, основанный на волшебстве в трактовке Шекспира и лорда Теннисона, с волшебством в качестве третьей альтернативы в довесок к добру и злу

J.R.R.Tolkien. мир Среднеземья, лингвистический мир, являющий синтезом космологий разных мировых культур; мир с магией и предназначением - внутренние мифы, легенды и предсказания играют в нём определяющую роль в смысле развития событий. в случае участка из "хоббита" это ещё и мир (вполне обычный), подогнанный под сказку - с необычным объектами вроде одинокой горы. характерно то, что проявлений волшебства как такового в этом мире нет - есть только эффекты от его наличия

Clive Staples Lewis. мир миров, состоящий из коридора (леса с озёрами, если быть точным), из которого можно попасть в любой из существующих. конкретный мир-комната в данном случае имеет конечную временную линейку развития - любой из миров рождается (формируясь посредством того, что присутствовало во время его рождения там, где он был создан), старится и умирает. конкретно Нарния как мир-комната интереса не представляет

Ursula Kroeber Le Guin. мир Земноморья, ключевым аспектом которого является наличие уникального имени у любого объекта - мир был создан присвоением первого имени (как только что-то было названо, оно начало существовать), мир исчезнет с исчезновением имён. включает загробный мир, который вполне укладывается в подобную именную модель; волшебство трактуется с точки зрение понимания устройства мира (знания имён всех объектов, фигурирующих в действии)

Roger Joseph Zelazny. мир Амбера (Янтаря), основанный на понятие праобраза вселенной, и множества миров как отражений - чем дальше от начала, тем более искажённых, вплоть до полного хаоса и потери какой-либо структуры. свойства отражения получаются по сути применением генетических алгоритмов - выбирая любую исходную точку, можно двигаться по отражениям, тасуя её характеристики. не отрицается возможность существования более чем одного праобраза, однако множества отражений, порождённых различными образами, не имеют общих точек

Michael Andreas Helmuth Ende. мир "бесконечной книги", Фантазия. является проекцией с реального мира - в Фантазии существует всё то, что может быть представлено людьми и во что люди верят (последний пункт существеннен - именно поэтому основными наполнителями страны являются дети). мир безграничен, поскольку безгранична человеческая фантазия; положительные персонажи являются проекцией мечт, отрицательные - страхов. волшебство трактуется с точки зрения представимости чего-либо человеком - так как мир является проекцией человеческих фантазий, человек в нём становится всемогущим; все остальные персонажи ограничены человеческими представлениями о них

Charles Lutwidge Dodgson. страна чудес, в противовес волшебной стране, является порождением комбинаторного абсурда - в ней существует всё, что в принципе может сущестовать, независимо от того, насколько представимо это с точки зрения человека. несмотря на то, что сама концепция кроличьей норы или зазеркалья не особо интересна, порождаемый ими мир определённо оригинален. в трактовке Анджея Сапковского подобный мир представляется опиумным делирием (хотя более уместными были бы, пожалуй, психотропные вещества), что приводит к той же, в общем-то, концепции наслоения абсурдных сущностей, поднятых из подсознания

Sir Terence David John Pratchett. мир "плоского мира", который можно считать квинтэссенцией пародийного жанра в рамках фэнтези. поскольку ключевым аспектом этого мира является юмор, говорить о строгой космологии, мягко говоря, сложно - ибо любая космология в любой момент может быть попрана самым нещадным образом

где-то на этом я остановился. так, мир "джека-из-тени" Желязны (или той же Поттериады) является комбинацией "мира магии" и реального мира; мир "путешествий Гулливера" изоморфен реальному с точностью до названий персонажей; мир "осмотра на месте" Лема, при всей экзотичности цивилизации, живущей в огромных зверях-курдлях, аналогично изоморфен реальному (во всяком случае - локально); страна "никогда-никогда" (Neverneverland) историй о Питере Пене, не имеет чётко выраженной космологии, и более-менее изоморфна Фантазии Энде (скорее является подмножеством); космология мира "Момо" того же Энде интересна в смысле использования времени в качестве объекта проекции, но по сути является комбинацией реального мира с очень небольшим аспектом "праобразного мира"; ну и плюс чудовищное количество миров, изоморфных Среднеземью (как правило - с потерей лингвистической основы), взять хотя бы любую фэнтезийную компьютерную игру

собственно, к вопросу. что я упустил? какие ещё есть существенно различные фэнтезийные миры со сколько-нибудь интересной космологией?
Previous post Next post
Up