Собственно, Библия...

Feb 27, 2006 17:54

Не найдя в Интернете перевода Кодекса журналистской этики Эстонии на русский язык, я решил восполнить сей досадный пробел. Некогда в универе я был обязан его подписать, с тех пор стараюсь и следовать. Впрочем, он не имеет силы закона. Кодекс этики - это средство саморегуляции и следовать ему просто считается хорошим тоном.


Кодекс журналистской этики Эстонии

1. Общие положения

1.1. Свобода коммуникации - предпосылка к нормальному функционирования демократического общества. Свободная журналистика является средством для достижения этого.

1.2. Журналистика работает для того, чтобы общественность имела возможность получать правдивую, честную и разностороннюю информацию о том, что происходит в обществе. Одна из основных обязанностей журналистики - критически наблюдать за осуществлением политической и экономической власти.

1.3 Свободную журналистику, если она в своей работе не выходит за рамки действующих правовых актов, ни в коей мере нельзя ограничивать или препятствовать ей в накоплении и публикации информации.

1.4 Журналист отвечает за свои слова и творчество. Журналистская организация следит за тем, чтобы не появилось неточной, искажённой или вводящей в заблуждение информации.

1.5 Журналистика не может причинять своей деятельностью кому-либо неоправданных страданий, не убедившись предварительно в том, что общественность действительно нуждается в подобной информации.

1.6. К носителям политической и экономической власти, а также - людям, располагающим важной для общества информацией, журналистика относится как к общественным деятелям, к деятельности которых бОльшее внимание и критичность со стороны журналистики является оправданным. Также в качестве общественных деятелей рассматриваются журналистикой те, кто зарабатывают на жизнь экспонированием своей персоны или своего творчества.

2. Независимость

2.1. Журналист не принимает должностей, льгот, оплаты или подарков, причиной которых в связи с его основной работой может стать конфликт интересов или которые могут уменьшить его благонадёжность как журналиста.

2.2 Журналист, который передаёт денежную и экономическую информацию, не может распространять её в частном порядке или использовать в своих интересах.

2.3 Журналист не может находиться на службе у организации или института, о котором он делает материал.

2.4. Сотрудника редакции нельзя в рабочем порядке обязать писАть или или делать то, что противоречит его личным принципам.

3. Журналист и источник информации

3.1. Журналист, который собирает материал для публикации, должен известить собеседника о том, что он является журналистом и о том, какое издание он представляет. Желательно извещать и о том, с какой целью собирается информация.

3.2. Журналист не может злоупотреблять людьми, не имеющими опыта в общении со средствами массовой информации. До беседы необходимо объяснить возможные последствия, которые может иметь сказанное собеседником.

3.3. Журналист строго придерживается обещаний, данных источнику информации и избегает давать обещания, которые он не в состоянии выполнить.

3.4. Журналист несёт моральную ответственность по защите конфиденциальных источников информации.

3.5. Редакция обязана проконтролировать, прежде всего, - в случае с критическим материалом, достоверность информации и надёжность источников. Если автор публикуемого материала не является сотрудником редакции, то редакция должна проконтролировать достоверность самых важных фактов.

3.6. Детей обычно следует интервьюировать или снимать в присутствии или с разрешения родителя или опекуна. Из этого правила можно делать исключения в случае, если интервью защищает права ребёнка или если ребёнок и так находится под вниманием общественности.

3.7. Журналист использует честные съёмки для записи звука или видеоряда, за исключением случаев, когда общественные интересы требуют публикации информации, которую нельзя получить честным путём.

4. Правила публикации

4.1. Новости, мнения и допущения должны быть чётко различимы. Новостной материал должен основываться на фактической информации, достоверность которой можно подтвердить доказательствами.

4.2. В случае, если материал содержит конфликт, журналист обязан выслушать все стороны, которые в нём участвуют.

4.3. Не стоит подчёркивать национальную, расовую или религиозную принадлежность или пол, если в этом нет новостной ценности.

4.4. Журналистика не может рассматривать человека в качестве преступника до тех пор, пока это не признает суд.

4.5. Новостную ценность попыток самоубийств и самоубийств следует серьёзно взвешивать.

4.6. Данные и мнения относительно состояния здоровья (как духовного, так и физического) конкретного человека не разглашаются. Исключение составляют случаи, когда человек согласен с разглашением или когда разглашения требуют общественные интересы.

4.7. Споры родителей об опеке детей оычно не публикуются.

4.8. Публикуя материалы о правонарушениях, судебных делах и происшествиях, журналист должен обдумать, необходимо ли указывать личности участников и какие последствия может для них иметь эта публикация. Личности жертв и малолетних преступников обычно не раскрываются.

4.9. Материалы, нарушающие неприкосновенность частной жизни, публикуются только в случае, если интересы общества перевешивают права личности на частную жизнь.

4.10. С использованием цитат, фото-, фоно- и видеоматериала в отличном от оригинала контексте, следует быть осторожным. Монтаж, при котором велика вероятность введения в заблуждение, а также искажение звука или картинки должны быть снабжены соответствующим знаком или извещением.

4.11. Фотографии, подписи к ним, заголовки, вводные абзацы и анонсы в передачах не должны вводить аудиторию в заблуждение.

4.12. Содержание, контекст и срок публикации журналистского материала, созданного внештатным автором нехорошо менять без извещения об этом автора и его согласия.

5. Опровержение

5.1. Если в отношении кого-либо публикуются серьёзные обвинения, ему по возможности следует предложить возможность прокомментировать ситуацию в том же номере газеты или выпуске передачи.

5.2. Опровержение имеет право исправлять имеющие место в опубликованном материале ошибки в фактах и цитатах. Для опровержения нельзя требовать больше места, чем было использовано для критики. Опровержение следует представлять без задержки и в заметной форме, без оценочных комментариев со стороны редакции.

5.3. В случае публикации неверной информации нужно публиковать поправку.

6.Реклама

6.1. Реклама и PR-материал должен быть отличим для аудитории от журналистского текста/иллюстраций.

6.2. Журналисты и временные авторы не выступают на своём канале с рекламными извещениями и не пишут под своим именем коммерческих текстов.

6.3. Изделие или торговую марку можно публиковать в журналистском материале только в случае, если это обоснованно.

6.4.В направленном на потребителя журналистском материале нужно объяснять аудитории, на основе чего были выбраны соответствующие изделия и каким образом их тестировали.

Переведено с эстонского by jrnlist. Хоть до меня ужо и успели, но сегодня меня почему-то нахлобучило вот... Оригинал тут.
Previous post Next post
Up