Итак, мои читатели уже в курсах, что я двое суток безвылазно, с перерывами на подготовку репортажей в доме радио (ночью и утром), провёл на улицах Таллинна. Скажу вам про это всё одно - выспаться было офигительно в кайф. Попробую вспомнить события, а вы давайте помогайте.
День первый. 26 апреля.
В 21:00 я приехал на место, где стоит монумент. Предварительно перекусил, запасся энергетиками и переоделся. Я знаю, что толпа собралась на Тынисмяги намного раньше, но увы - по разным причинам пришлось задержаться. Оставил машину около кинотеатра "Космос" и пошёл по улице Тынисмяги к монументу. Вы все видели фотографии и съёмку, а я, увы, не снимал. К сожалению, не пришло в голову и договориться с кем-нить из фотографоф, в результате - сейчас у меня нет иллюстративного материала. Будем что-нить придумывать. Итак, я шёл к монументу по улице Тынисмяги. Она была перекрыта полицией - на проезжей части стояли 2 машины. По дороге, по которой ездит транспорт, потоком стекались к монументу люди. В небе кружился вертолёт. В первый день это был Ми-8 спасательной службы, во второй - армейский "Робинсон".
Вокруг монумента стояла толпа, несколько тысяч человек. Памятник был обнесён оградой, её поставили ранее - утром 26 апреля. Ограду, в свою очередь, охраняло кольцо полицейских. Попробуем проиллюстрировать. То, что я видел, на карте можно показать так:
Полицейский, который стоял на перекрёстке у церкви Каарли, безрезультатно уговаривал в мегафон собравшихся разойтись и освободить площадь. Толпа отвечала нецензурными выкриками, скандированием лозунгов, в общем - веселилась как могла. Порой сами собравшиеся выясняли между собой отношения.
В 21:10 я уже стоял в толпе, там, где на карте стоит красная точка. Наиболее активные участники "стояния на Тынисмяги" кидались в полицейских пивными бутылками и камнями. Иногда тем, кто сзади, не хватало сил, и камни попадали в тех, кто стоит на переднем крае. Попали камнем в камеру оператора, стоявшего рядом. Из автобуса, который стоял на церкви Каарли вышел ещё один отряд полиции, который присоединился к контролировавшим угол у нац. библиотеки. В течение следующей половины часа всё и произошло - полицейские кинули в толпу несколько дымовых шашек и стали двигаться на людей. Манифестантов стали выдавливать по направлению от монумента к кинотеатру Космос. Это как раз та узкая улица Тынисмяги, по которой я шёл. Когда участников акции выдавили с площадки перед библиотекой на улицу (почему-то сразу вспомнился тюбик зубной пасты), полиция пустила в ход светозвуковые гранаты и обратила толпу в бегство. Бежать пришлось и мне - времени не было доставать пресс-карту. Ярких воспоминаний несколько - например, во время звонка коллеги, под ноги упала газовая граната (могу быть неточным в формулировке). пришлось с нецензурным восклицанием отрубиться. На том конце провода подумали, что мне хана. Помню "стеклянный дождь" - я был в последних рядах убегавших, а те, кто рванули первыми, занялись погромами. И вот, я бегу, пригибаюсь к земле, и вдруг чувствую - меня обсыпает битым стеклом. прямо как дождь. Оказывается, я пробегал под стенами здания партии Реформ как раз в то время, когда им "занялись". Вот это мне напомнило войну - вокруг взрывы, дым, газ, бьются стёкла, и во всём этом ты пытаешься найти выход.
Выход оказался площадкой перед кинотеатром Космос. Полиция выгнала туда толпу и организовала укрепление посреди улицы Тынисмяги. Предоставленные себе манифестанты, видя, что их больше не гонят и понимая, что делать нечего, поскольку их выгнали с площадки у монумента, занялись погромами. Они направились в сторону площади Вабадусе, разбивая витрины, выворачивая из земли знаки, громя киоски и переворачивая машины. Несколько часов центр города находился во власти манифестантов - полиция усиленно охраняла монумент, но дальше не двигалась. Посмотрим на карту, наней видны передвижения полиции и акционеров и зоны контроля сторон. Напомню, после того, как манифестантов отогнали, несколько часов ситуация не менялась:
После передышки, агрессивно настроенная толпа, в большей степени состоящая из молодых людей 20-25 лет, разломала киоск около кинотеатра, вывернула павильоны автобусных остановок и перегородила ими улицу. Где-то в 22:30 основной поток людей отправился к площади Вабадусе. Находящиеся по пути следования магазины стали жертвами не нашедшей иного выхода агрессии - били витрины, вытаскивали вещи, ломали манекены. Позже я говорил с зам.директора одного алкогольного магазина, который пытался прибраться в помещении. Ущерб, говорит, более 100 тысяч крон (ок. 9 000 долларов) - всё спиртное вынесли, осталось только пара бутылок вина. Зато в глубине торгового зала оптимистично блестел красивыми наклейками лимонад. Его почти не брали.
На площади продолжились погромы - разбили витрину ХансаБанка, парочку баров. В однои мз них заперлись работники - началась потасовка в ходе которой люди из бара спасались через узкое окно в задней стене помещения. Некоторые здания относительно уцелели - таллиннская мэрия, русский драмтеатр, отель Palace, кафе Москва и ларёк, продающий гамбургеры söögiplats. Эти здания находились в центре события, но, в отличие от соседей, их волна анархии обошла стороной.
Потом начались всё то, о чём моя аудитория уже, вероятнее всего, слышала. Если нет - найти не сложно. Приехал мэр Таллинна Эдгар Сависаар. Сам, на джипе. Пока он шёл от машины до мэрии, я его сопровождал, держа микрофон у его носа и спрашивая. У него был такой вид, словно он мало представляет, что делать. Впрочем, я не могу утверждать этого наверняка. Политики.
Потусовавшись некоторое время на площади, толпа стала распадаться на группки по интересам, которые выбирали магазин на свой вкус и цвет и с головой уходили в ночной шоппинг, не утруждаясь финансовой проблемой и наличием препятствий. Пример с Хуго Боссом показателен. Позже, на улицах стала появляться полиция, которые сгоняли группки манифестантов, окружали их и брали. Часам к 3 ночи город потихоньку успокоился, а я поехал в редакцию фильтровать материал. Машину в промежутке пришлось перегнать - находившийся около кинотеатра Космос транспорт пострадал.
День второй. 27 апреля.
В этот день мы ждали всего, чего угодно. Несмотря на то, что я сутки не спал, силы нашлись. Тем более, мой хороший друг, фотограф Александр Гужов, предложил компанию. Поехали в город в 15 часов - на это время в Хирве парке был назначен митинг эстонских националистов. В парке было весело - там собрались подростки лет по 15, парни и девчонки. Кто-то стучал на перкуссии, кто-то болтал. Такой вот митинг. Мы уехали перекусить.
В 19 часов мне позвонила знакомая с вопросом - можно ли попасть в центр, поскольку там, говорят, идёт драка. Естественно, мне захотелось ответить девушке. Обед закончился, мы поехали в город.
То, что я там увидел, меня, мягко говоря, опечалило. Во взрослые игры стали играть дети. Подростки 15-17 лет, с российскими флагами, носились по центру, скандировали "Россия" и громили автобусные остановки. Однажды им навстречу попались такие же дети, но цвета флагов над толпой были синий, чёрный и белый - тот самый народец из парка Хирве. Началась драка посередине проезжей части около центра Виру, в результате которой молодёжь с российскими флагами оттеснила вторую группу детей, после чего стала гонять их по старому городу.
Я переместился к магазину "Хуго Босс", который был разграблен прошлой ночью. Там толпа подростков собирала силы, чтобы атаковать полицейский кордон, перекрывший улицу. Когда две толпы - полицейские и дети - встали друг напротив друга - мне лично стало слегка не по себе. Не могу представить, что думали стражи порядка. Среди манифестантов слышались крики "вперёд!" и "За Россию!", те, кто смелее, орали назад, чтобы оставшиеся не боялись, а подходили к переднему краю. Полицейский стояли, не шевелясь, приготовив дубинки. Когда молодёжи перед ними стало довольно много и стало видно, что всерьёз готовится нападение, полицейский строй вдруг рассыпался, стражи порядка рванулись вперёд, выхватили из толпы наиболее активных участников, сковали их и увели. Остальные манифестанты испугались и отбежали к центру Виру. Полиция восстановила строй.
Вернувшись к Виру, я стал наблюдать. Парк перед центром был заполнен подростками, но пока это можно было назвать в обычной жизни просто "тусовкой", если бы не полицейские кордоны вокруг. Дал небольшое интервью для радио, сказал, что шумно, но пока не так и мрачно всё. Когда я закончил разговор, находящиеся рядом коллеги сказали о том, что вновь что-то происходит на площади Вабадузе, там в беспорядках участвуют люди постарше и посерьёзнее. Мы отправились туда.
На площади был народ постарше. Сначала они просто стояли перед полицейским строем и скандировали "Позор!", потом перешли к более активным действиям - начали громить стёкла в здании мэрии. Сразу же на вылазку из строя полицейских отправился отряд полиции особого назначения. Несколько человек было задержано. Естественно, не самым мягким образом. Толпа на время рассосалась, но, спустя минут 15, беспорядки продолжились - люди стали пытаться перевернуть полицейский фургон, несколько подростков ногами ломали плстиковый бампер и пытались выбить фары припаркованному патрульному автомобилю. Строй полицейских, стоящий между площадью и бульваром Каарли, ведущим к площадке монумента, рванулся вперёд. Охранники правопорядка стали сбивать с ног и просто бить дубинками всех, кто попадался под руку. Толпа отступила в сторону Банка Эстонии и национальной оперы Эстония. Там погромы стали набирать силу. Из земли вновь стали выворачивать дорожные знаки, бить рекламные щиты, жечь их, металлической оградкой, идущей вдоль тротуара, перегородили дорогу.
Дальше толпа отправилась по бульвару Эстония к центру Виру, где тусовалась молодёжь и откуда я пришёл. По пути опять крушили всё, пострадало и здание национальной оперы - в нём выбили окна. Около центра Виру есть алкогольный магазин - он стал очередной жертвой вандалов. Манифестанты чтили запрет властей на продажу спиртного после 14 часов. Они его не покупали, а били витрины и брали просто так. Трое полицейских пытались задержать парня, выскочившего из витрины с ящиком пива, но его отбила толпа. Об этом я говорил уже в прямом эфире, когда пришло время для очередного выпуска новостей.
Как только я повесил трубку после очередного включения, отряд полиции, стоявший кордоном неподалёку, рванулся к центру Виру. Толпа побежала, я счёл разумным последовать её примеру. Мне позвонила коллега из дома Радио, пока я с ней говорил, полиция добежала до меня. Первому полицейскому я показал пресс-карту, он отмахнулся дубинкой, посоветовал убираться отсюда и побежал дальше. Следующий охранник правопорядка не обратил на мои документы никакого внимания - увидев, что он подбегает, я поднял на уровне лица карту и крикнул "пресса, Эстонское радио". После чего понял, что смысла нет. Дальше времени хватило только на то, чтобы прикрыться - полицейских навернул мне резиновой дубинкой по спине и побежал дальше. Болит, кстати, до сих пор. Варианта, почему это произошло, было несколько:
- меня уволили, полицейский знал это, а я - нет
- у моей пресс-карты закончились батарейки и она перестала работать
- страж порядка слишком торопился выполнить работу
- полицейскому было пофиг, кого мочить
- это же Крабыч! Его по-любому надо рубануть, дело святое!
В общем, факт остаётся фактом. После этого разгона, толпа разделилась на мелкие части и люди распределились по городу. Подобие порядка было восстановлено. Я общался с некоторыми манифестантами - они говорили, что идут слухи, мол, полиции разрешили использовать оружие, стрелять на поражение. После этого пыл поутих у довольно многих. Часов в 12 ночи город вновь успокоился настолько, насколько это возможно. Дальше карта вчерашних последних передвижений манифестантов:
На этом я думаю, можно закончить. И так 6 часов ушло на этот текст. У кого есть исправления, комментарии, вопросы - прошу в комменты. Спасибо за внимание.