Один из твёрдых претендентов на топ 5 российских комиксов. По моей версии, разумеется.
"Room№" я купил в один день с
Ключами Локков, и честно говоря, при том, что Ключи известнее и дороже по цене, я считаю куда более ценной покупкой этот комикс. Впрочем, назвать это произведение комиксом достаточно сложно. В комиксе нет привычных пузырей с текстом. Он нем, как рыба, и оперирует образами. Здесь нет цвета, и автор играет на оттенках и особенностях штриховки.
Из-за вышеописанных особенностях проблематично описать сюжет, ведь значительная его часть ложится на домысел читателя. Имеется некое человекоподобное существо. Он (она, оно...) покидает свою комнату (квартиру?) и держит путь в неизвестность. Он встречает других существ, другие пространства, исследует окружение. Удивляясь, поражаясь и попадая в странные ситуации. Всё происходящее имеет значительную степень метафоричности, и может быть истолковано очень вольно.
Первое моё впечатление - это будто Mr. Freeman подсел на ЛСД. Если вы не знаете, кто это, вот вам ссылка на первый, и самый, пожалуй, культовый выпуск -
https://youtu.be/o1k8hJ1d8G4. Если же оперировать именами более близкими к искусству, то это словно Ганс Рудольф Гигер перешёл на суровую графику карандашом и гелевой чёрной ручкой. Есть у меня и иные ассоциации, но они более расплывчаты и трудно извлечь их в светлую часть разума. Лампочек в моей голове всегда не хватает.
Почему этот комикс лучше Локков? Всё очень просто. Локки, при всей напускной загадочности весьма банальны. Там нет какой-то оригинальной задумки, если не считать двери, меняющей пол. Кроме того, чисто визуально комикс беден, и я не о качестве рисунка. Важно различать качество и идейность. Например, построение фреймов в Sandman Overture, да и в основной серии, весьма необычно. У кого-то от этого голова заболит, а я был в восторге. В любом случае, это какая-то идея построения рисунка. В Ключах Локков ничего такого нет, а в Room№ на этом весь комикс строится.
Но что самое крутое и ценное в этом комиксе - это его гнетущся атмосфера. Я читаю эту графическую новеллу и погружаюсь в некое изменённое состояние сознание. Оно тревожное, настораживающее. Слегка начинает мутить. Я чувствую себя не в своей тарелке. И хотя это ощущение не совсем приятное, я не могу не признать, что мало какой ещё комикс, книга или фильм способны на подобный эффект. Безусловно, многих именно это и оттолкнёт, но таки и у Гигера не так уж и много поклонников.
Если пытаться найти в этом комиксе минус, то он в самом конце книги. Это дополнительные материалы, которые все проходят с логотипом "Метро" в углу. Они портят всё впечатление. По хорошему, Room№ должен был кончаться финальным кадром, и затем ничего.
Что-то подобное вы могли видеть в фильмах Хичкока, например, в Головокружении. И тогда эффект был бы максимальным. Дойдя до конца комикса, человек бы подвисал и находился под впечатлением до конца дня, а то и недели. Конечно, и без этого комикс впечатляет, но таким образом можно было добиться максимально эффекта, как мне кажется.
Итог: тем не менее, это комикс на 6 из 6. Потому что идея, в него заложенная, реализована полностью. С точки зрения подачи и атмосферы этот комикс уникален.
P.S.: о качестве издания и цене. Выпустило комикс издательство Alt Graph, так что всё хорошо. Твёрдая обложка, бумага - плотный глянец. Формат стандартный - меньше А4, чуть больше среднего томика Marvel. Что же до цены, то в магазине Черепаха, где я его брал, комикс стоит 330 рублей. Но так, по секрету - есть онлайн-версия вот по этой ссылке -
http://room.barandash.ru. Я не проверял, полностью ли комикс выложен, но понять, чего ждать от комикса, вы точно сможете.
P.P.S.: А ещё есть ЖЖ автора -
barandash81. Он не активен уже больше двух лет, но он есть. И там выложены разные другие работы автора. Можно глянуть.
P.P.P.S.: Ах да. И ещё одну ассоциации в догонку. Есть очень годная и мрачная игра-квест "Tormentum - Dark Sorrow". Тоже напоминает. Впрочем, Торментум уж точно вдохновлялся Гигером.