jr0

Новое поколение EELV - носителей для ВВС США. И новости Orbital ATK

Sep 19, 2017 12:00

Появились короткие вести, связанные с проектом носителя Orbital ATK для EELV. Но, во-первых, неожиданная новость: Northrop Grumman corp. покупает Orbital ATK и теперь это планы NGC, соответственно.



GEM 63
GEM 63XL

Пусковая масса, т
49.3
53.4

Масса смеси, т
44.2
48

Высота, м
20.09
21.95

Внешний диаметр, м
1.6
1.6

Диаметр в свету на выходе, м
1.37
1.42

Тяга более 200 тс.
Расклад соперничества за заказы носителей для ВВС такой:

1. ULA Vulcan - двухступенчатый с ускорителями (то есть три ступени, но можно две). Метановый BE-4 и ускорители ATK (NGC теперь) на пусковой ступени. Выбор между ATK и Aerojet произошел в 2015. Водородный Blue Origin BE-3U наверху.

2. ULA Delta Heavy - исключительно водородный носитель. Вероятно, его новая верхняя ступень будет содержать решения, схожие с Vulcan. То есть BE-3U. Три ступени. Этот носитель готов и испытан.

3. SpaceX Falcon 9 block 5 - полностью керосиновый, двухступенчатый. Он, якобы, готов, но явно принадлежит новому поколению, то есть еще долго будет летать.

4. SpaceX Falcon Heavy - полностью керосиновый, трехступенчатый. 28 Merlin. Летит осенью по плану. Станет самым грузоподъемным предложением для ВВС США, SLS только для NASA. Соперник и дешевая замена Delta Heavy.

5. SpaceX Falcon с метановой верхней ступенью на основе Raptor. Контракт с ВВС заключен одновременно с ATK, чуть позже контракта с Blue Origin.

6. Инициативная разработка Blue Origin New Glenn - в две и в три ступени. Семь метановых BE-4 на пусковой ступени, один BE-4 на второй и возможность добавить третью ступень на водородном BE-3U. Они пока не начали взаимодействовать с ВВС прямо, но дорога проторена SpaceX.

7. Наконец, безымянный носитель NGC (прежде Orbital ATK) с одним композитным GEM-63XL в качестве первой ступени. Водородным Blue Origin BE-3U на верхней ступени. Верхняя (вторая) ступень, видимо, собственной разработки, а не ULA. Небольшой, но важный контракт с ВВС получен одновременно с таким контрактом на Raptor. Я полагал, что он касался только ускорителей для Vulcan.

Готовность к летным испытаниям всего разнообразия - 2019−2021. Antares с РД-181 в намерениях теперь не упомянут. Хотя для NASA этот Antares все еще приемлем. Плохие новости для Энергомаша и украинского Южмаша.

Четыре очень разных носителя с BE-3U (Vulcan, Delta Heavy, New Glenn, новый от NGC)! Два носителя с GEM-63XL - всего-то. Прежде твердотопливные ускорители господствовали. Внедрение метана в трех проектах: BE-4 и Raptor.

Ну и о повторном использовании.

+ SpaceX возвращает первую ступень из двух или две ступени Heavy из трех. Пытаются возвратить створки обтекателя.

+ New Glenn идет по тому же пути, что SpaceX, но с отставанием пока лет на 3−5.

+ Vulcan имеет намерение спасать двигатели первой ступени, что явно не входит в срочный план.

+ Как давно известно, можно пытаться возвратить GEM-63XL парашютами, как SRB. Спасая не столько двигатели и намотанный пластмассовый корпус, сколько систему управления и приводы, они дороже.
-----

P. S. Назрел вывод: одинаковые решения в нескольких проектах - BE-3U, BE-4, GEM-63 - снижают их ценность для ВВС США. Цель программы EELV: независимое соперничество исполнителей, устранение возможных узких мест. Возможно, это приведёт к тому, что из четырех проектов ВВС выберет лишь один, потому что неизменен их соперник - SpaceX. Соперничество за заказ в стане ULA-ATK-Blue Origin будет кровавое.

P. P. S. Ну и сайт thedrive "обрадовал" меня догадкой: возможно, NGC отказались от борьбы в T-X, потому что денежки на покупку Orbital ATK собирали, а там еще заказ нового бомбардировщика B-21. Мол, решили сосредоточиться. Это слух, напоминаю.

-----
Почитать по-английски:
http://aviationweek.com/space/orbital-atk-unveils-plan-next-gen-eelv-competitor
https://www.orbitalatk.com/flight-systems/propulsion-systems/GEM-Motors/docs/GEM%2063_GEM%2063XL.pdf
http://spacenews.com/space-industry-awaits-air-force-decisions-on-future-launch-services/

thiokol, ula, сша, falconheavy, eelv, новости, be-4, falcon, raptor, aces, aerojet, ula vulcan, blueorigin, usaf, be-3

Previous post Next post
Up