Главы из романа Олеся Бердника Дети Беспредельности, 1964 г.
В обычном советском доме отдыха проходят испытания машины времени, все желающие могут принять участие.
Предыдущие здесь.
Ночь Третья. - Я родилась в пространстве. Я жила там. Было это гигантское искусственное сооружение несколько километров в диаметре. Ее звали МС - Межзвёздной Станцией. На ней было немного людей: мои родители, еще несколько женщин и мужчин и я.
Я - это девушка-подросток по имени Яра. Первые мои впечатления: яркие звёзды за иллюминаторами, космическая тишина и цветы в оранжерее станции.
Шли годы. Станция медленно плыла вокруг далекого Солнца за орбитами последних планет. Туманно вспоминаю, что родители мои и другие ученые станции исследовали структуру пространства и тяжести. А запущена была станция так далеко в межзвёздное пространство для того, чтобы избавиться от хаотического влияния многих крупных планет.
Когда я выросла, моё мировоззрение начало резко меняться. Экраны дальнего видения показывали мне большие планеты, родную Землю, которая терялась в пространстве за десять миллиардов километров от станции, историю Солнечной системы с того дня, когда началась на Земле Космическая Эра.
Я была поражена необъятностью жизни на планетах. Если бы вы меня попросили рассказать об этом сейчас, я бы не вспомнила подробностей. Разве что отдельные общие очертания событий. Но в сознании осталась безмерная перспектива Эволюции, в которой участвовали мириады человечеств, объединенных зримыми и незримыми нитями во времени и пространстве.
Я знала, что раз в двадцать лет на станцию прибывает специальный корабль. Именно с этим кораблём я хотела улететь на родную планету Землю, чтобы увидеть, почувствовать её жизнь, не на экране, а непосредственно, всем существом, чтобы пожить среди буйных лесов, которые я видела во сне, чтобы искупаться в хрустальных реках, помолчать на вершинах белоснежных гор, среди ледников ...
А тем временем я изучала основы Знания, добытого жителями системы Солнца за миллионы лет развития, готовилась к большой дороге Бытия ...
- Простите, - взволнованно перебил Таню Сум, - простите, что вмешиваюсь в такой интересный рассказ. Но ваши слова позволяют утверждать ... что на других планетах есть разумные существа?
- Есть, - радостно подхватила Таня. - Безусловно, есть. Для меня, точнее для той девочки Яры, которой я себя чувствовала, это вообще не было проблемой. Это был просто общеизвестный факт. Ведь я жила тысячу лет вперед.
- И вы видели этих существ, знали, на каких планетах кто есть? - недоверчиво спросил Шум.
- Несколько запомнила, - сказала Таня. - Но позвольте, я всё по порядку. Сначала историю развития Космической Эры на Земле. Я именно это изучала девочкой и запомнила четко. Слушайте.
После первых знаменитых полётов вокруг Земли, Луны человечество совершило путешествия к Венере и Марсу. Это не было так просто. Та эпоха заставила переосмыслить ряд устоявшихся взглядов на мир, на эволюцию, на роль разумных существ в космосе и даже на взаимосвязи разнопланетних цивилизаций. Я твердо знаю, что на Венере существовала очень высокая культура.
Она была старше земной. Именно с жителями этой планеты были связаны все воспоминания о звёздных пришельцах в далеком прошлом. Так что, ваши гипотезы и видения Загравы очень справедливы. Далее. На Марсе жизнь существовала в состоянии своеобразной спячки. Но спутники Фобос и Деймос были искусственные.
Подождите, я вспоминаю, каково было их истинное значение. Когда-то, миллионы лет назад, на Марсе была высокая цивилизация. Потом она начала угасать. Почему? Разгадка была проста. Любая ограниченная система имеет определенный энергетический уровень, определенный запас энергии для развития. И как ни странно, но именно от этого уровня зависит высота развития жизни, цивилизации ...
- Позвольте, Таня, - со злорадной нежностью заявил Шум, - это уже что-то антиэволюционное. Получается, что везде, на любой планете, жизнь дойдет до определенного уровня, - и баста!?
- Нет, не получается, - ответила Таня. - Вы просто не дослушали. Да, сила, энергия планеты не вечна. Она когда-то потратится. Эволюционный импульс погаснет. Но там, где есть Разум человека, где Эволюция пришла к высокому уровню, развитие не прекратится. Оно может лишь остановиться на некоторое время. Именно так было на Марсе. На двух гигантских спутниках марсиане сосредоточили лучшие достижения. Там были собраны машины, художественные творения, гигантские архивы Знаний, образцы фауны и флоры, их кибернетически-биологические программы, которые можно было бы восстановить в любом мире.
Лучшие марсианские ученые готовились к великому дню, когда было решено снова дать эволюционный импульс планете, чтобы на ней возобновилась бурная жизни на более высокой основе, чем раньше. В этом им помогала Наука Земли, Венеры, Юпитера ...
- Как, - и Юпитера? - удивился Сум. - Вы не перепутали?
- Нет, - улыбнулась Таня. - Я хорошо знаю. Школьники через тысячу лет не удивлялись, изучая данные о жизни на любой планете. В будущем полностью оправдались мысли Циолковского о необъятности жизни. Где материя - там жизнь. Жизнь - это всё. Мы знали о множестве состояний сознания: от примитивного сознания - способности отпечатка кристалла - к абстрактному мышлению разумных существ, от биологической формы, построенной земной эволюцией на основе кислородно-углеродной, к огненной фазе высоко-энергетических существ, которые были узнаны Наукой будущего...
Жизнь в высокой, разумной форме была и на Венере, и на Марсе, и на Юпитере. Даже на Сатурне, хотя и ниже, чем на Земле. Формы на тех далеких планетах не имели ничего общего с формами нашими. Цивилизация развивалась там также другими путями. Искусство, наука, техника - все было другим, непонятным, далеким от привычного. Но ученые Земли искали и находили методы соединения. Ведь и наш, и их разум познавал одну и ту же объективную закономерность Вселенной, одну и ту же Единственную Жизнь, объединявшую собой всё, на всех планетах, хотя и в разных формах.
Цель различных цивилизаций была единственной, общей - как можно полней осознавая Беспредельность, идти Путем Познания к непрерывному Синтезу.
Такие общие идеи остались в моём сознании. Но подробности я забыла. Запомнила еще свой полёт к Земле. Волнующие времена. Атмосфера любви и дружбы. Великая вечная радость познания. Я не помню печали, пессимизма, ненависти. Мне очень пришлись по сердцу простые морально-этические основы тогдашней жизни.
Например, очень широко была распространена анонимность действий, творчества.
- Какая анонимность, что вы! - воскликнул растерянно Лисица.
- Я говорю об анонимности творчества, - ответила Таня Радуга. - В будущем люди не заботились о славе. Они работали, творили так, как дышали, - не думая о дальнейшей судьбе своего творения. Их труд оставался для людей - и этого достаточно.
- Да и у нас множество таких примеров, если подумать, - сказал Гримайло. - Мы ходим по асфальту, мы топчем дороги, поднимаемся по лестницам, живем в домах, едим хлеб или плоды, одеваемся в хорошие костюмы, отдыхаем в прекрасном доме отдыха, а разве задумывается каждый из нас о том, кто клал асфальт на дорогу, кто сеял хлеб, кто шил костюм, кто строил дом? Нет. Мы создателей не знаем, а они не кричат об этом.
- Но много еще желания славы, исключительности! - сказала Таня.
- Да, - согласился Гримайло. - Это правда.
- А в будущем этого уже не было. Не имело значения - кто писал песню. Лишь бы она была мелодична и прекрасна, и тогда она войдет в сердца миллионов, и частица души создателя станет нераздельной с его слушателями. И стоит ли знать, где живёт художник, какой он из себя и что носит, если его картины заставили задуматься, полюбить природу, людей, переоценить свою жизнь, выбрать путь. Такой художник, его сердце, его видение мира станут моими, станут мной. Это, собственно, и будет Великим Синтезом, это и есть основная цель, для которой существует искусство, культура, наука.
И еще я вспоминаю важную черту тогдашнего общества. Широкое допущение различных взглядов, большую терпимость. Тогда считалось аксиомой, что Познание человека ограничивается Беспредельностью. Эта формула открывала необъятные горизонты для проникновения в сферы неоткрытых глубин материи, не закрывала ни одной возможной тропы, не создавала никакой догмы. Люди твердо помнили, что Бытие - это текучий процесс, вечное изменение, а потому создавать консервативные взгляды и рамки - значит идти против эволюции.
Мораль была основана не на страхе перед несуществующим богом, не на условных схемах, а на принципе большого Единства Жизни. Каждый человек - часть необъятного человечества, его история начинается не тогда, когда он впервые прижимается к груди матери, чтобы напиться животворящего молока - а в Вечности; его происхождение уходит в глубину миллионолетий, когда среди космической бездны формировались солнца и планеты. ... Человек - это Человечество, вот какая была основа морали будущего. Действуя на благо всех, ты действуешь и для себя, действуя против всех - ты действуешь против себя. Вселенная существует на принципе эволюции, развития, прогресса, она вмещает в себя всех, следовательно, прогресс происходит ради всех. А кто действует с позиций эгоизма, тот противопоставляет себя всей Эволюции, всей безграничной Вселенной ...
До сих пор помню пример, приводила мне мама в детстве. Рыбка, плывя по течению реки вместе со своим косяком, использует несколько сил - свою, всего косяка и реки. А та, что плывёт против течения, должна преодолеть движение своих товарищей и мощное течение реки. Движение рыбок отождествлялось с поступью Человечества, а течение реки - с Эволюцией. И не знаю, как для вас, а для меня тогда такой пример был очень ярким ...
Или вот, интересное воспоминание. Мы все ещё говорим о преодолении Природы, о покорении Природы, об обуздании Природы. В будущем этого не было. Нужно вспомнить, что мы сами Дети Природы, следовательно, не соревноваться с ней необходимо, а помогать Ей. Изучить Её эволюционные импульсы и искать с помощью Разума кратчайшие тропы или дороги среди многих Её спиралей. Надо дружить с Природой, так как раб никогда не заменит друга ...
- Ой, как это правильно, - сказал Сум. - У нас на Земле теперь не так с этим вопросом. Делаем дамбу на реке, а теряем рыбу или луга, высушиваем болота - и нарушаем вековой режим вод, истребляют леса, птиц, насекомых, не изучив, какую роль они играют в эргономике природы. Ведь все взаимосвязано, и надо очень осторожно решать любую проблему.
- В будущем это понимал каждый школьник, - сказала Таня. - Переоценено было также стремление в Космос. Нет, я не хочу сказать, что прекратились полёты к далёким звёздам, наоборот! Но космичность будущего человека была не в общей технизации, не в окружении каждого максимальным количеством машин и устройств, а, наоборот, в космичности мышления, в космичности нравственно-моральных взглядов. Не техника будущего Человека была космической, а сам Человек с его стремлением к единству, к отдаче. Далекие потомки серьёзнее, чем мы, относились к проблеме внутреннего мира индивидуума. Они считали это главным и самым трудным: борьба с самим собой, борьба между низшим желаниям и высшей волей. Помню еще одну формулу: желание - инерция, воля - творческий импульс. То есть, эволюционной, прогрессивной считалась воля, направленная на благо всех. Конечно, не надо подменять понятия, ведь можно назвать желанием какой-то замечательный благородный волевой импульс. Я имею в виду желание, как стремление к эгоистическому наслаждению.
Люди будущего никогда не пренебрегали младшими, не унижали несовершенство. Ведь, унижая кого-то, человек унижает себя. Люди не воспитывали в себе недовольства, зависти, злобы, ненависти. Не довольствуясь чем-то, они стремились изменить это, сделать лучше. Следовательно, любой недостаток окружения становился причиной творческого импульса, а не причиной раздражения. Вечное стремление к Прекрасному - единственный девиз тех потомков.
Но и понятие Красоты очень изменилось. Не эстетские вкусы, не блеск формы, а глубинное сущностное содержание. Красота человека определялась чистотой души, сердца. Впрочем, не внешние признаки, не слова, а сама жизнь показывала истинную ценность, истинную красоту каждого ...
Те дни, когда я находилась на Земле, были для меня сплошным праздником. Собственно, такой была жизнь всех или почти всех. Не было будней и праздников. Жизнь, труд - это было непрерывное торжество Познания, Любви, Творчества.
Таня замолчала, устало прикрыв ладонью глаза. Маня зашевелилась на коленях, тревожно сказала:
- Мамочка, что же ты? Дальше, что дальше?
- Действительно, Таня, что же дальше, очень интересно! Вспомните, вспомните, - подхватил Сум.
- Дальше есть несколько туманных картин. Я решила заглянуть в самые отдаленные времена человечества.
- Еще три этапа, - удовлетворенно сказала Надя, поблескивая очками. - Я записала. Еще десять тысяч лет вперед ... миллион и миллиард ...
- Я не помню хронологии, - заявила Таня. - Я не думала, что так далеко. Но некоторые представления о тех временах сохранились. Только, пожалуй, они будут неточными, потому что прошли через трансформацию моего современного разума.
- Ничего, ничего, - подбодрил Гримайло. - Вспомните что-нибудь.
- Хорошо. Позвольте сосредоточиться ...
Второй рассказ Тани Радуги.