"Ватек" (1782), Уильям Бекфорд

Oct 17, 2013 21:16

Если призадуматься об истоках готической прозы, то первый пришедший на ум текст будет, конечно же, "Замок Отранто" Горация Уолпола, а второй - "Ватек". Между самими авторами много общего, но сейчас я не буду заниматься их сравнительным анализом. Обращу внимание только на тот факт, что Уолпола все почему-то принимали за дурака, а Бекфорда - за утончённую и эрудированную натуру.
Уильям Бекфорд - баловень судьбы. И хотя он был в Париже в дни взятия Бастилии и даже присутствовал при гильотинировании Людовика XVI, но всей своей биографией он отрицает громкие слова Французской Революции о Свободе, Равенстве и Братстве. Бекфорд хотя и был из третьего сословия, но состояния его батюшки хватило на то, чтобы сыну прожить всю жизнь в роскоши. так о каком равенстве может идти после этого речь! Такое благосостояние обеспечивало ему любые прихоти: и не только падуанские виллы в зрелости, но и грёзы, выдаваемые за визионерство, как по встречал в английских лесах самого бога Пана. Ну что ж, и он в Аркадии был.
В двадцать два года Бекфорд пишет "Ватека", по собственному признанию, он пишет его в два дня и три ночи. Но пишет его на французском языке, выдавая при этом за перевод с арабского. (Бекфорд знал не только западные европейские языки, но также и арабский с персидским.) Бекфорд, как и Уолпол, занимается мистификацией. Видимо, это тогда было модным занятием.

От "Замка Отранто" "Ватека" отличает ориентализм. Среди его предков нетрудно угадать "Восточные повести" Вольтера и "Тысячу и одной ночи" в переводе Галлана. А среди потомков... а среди потомков будет практически всё. Например, Байрон. Во всевозможных статьях можно найти, какие именно строчки Байрон в "Чайльд-Гарольде" посвятил Бекфорду. Другой пример, это моя любимая "Рукопись, найденная в Сарагоссе" Яна Потоцкого. Википедия также называет Лермонтова, Саути, Малларме, Борхеса, Томаса Мура, Куинси, Эдгара По и Гюисманса. По большому счёту, именно Бекфорд открыл Европе литературный арабский мир, который, конечно же, не является настоящим арабским миром, но именно таким мы хотим его видеть, когда смотрим "Старика Хоттабыча" или диснеевского "Аладдина и волшебную лампу".
Но только ради этого очарования и стоит читать "Ватека". Второй причиной может быть филологический интерес. Большего в романе найти нельзя. Ну а это большее в романе должно быть? Литература и вся Европа тогда уже входит в тот век, когда появляется мысль, что беллетристика должна приносить только эстетическое удовольствие, и никаких моралите в духе Руссо или философии из-за угла в духе Вольтера. Впрочем, эстетизм Уолпола и Бекфорда очень скоро заменяется романтизмом, и во главу литературы поставят фигуру Дьявола.

книги, готический роман, Англия

Previous post Next post
Up