Игра ангела (El juego del ángel, 2008), Карлос Руис Сафон

Dec 07, 2013 21:14



Насколько меня порадовала "Тень ветра", настолько же разочаровала и "Игра ангела".
Книга оттолкнула меня своим очень уж схематичным сюжетом, который никак не хотел оживать и так до конца книги не ожил. В принципе, этот недостаток присутвовал и в первой книге, но в гораздо более меньших количествах. И у первой книги неизмеримо больше достоинств.
И тем не менее, есть достоинства и у второй книги. Сафон мастерски вплетает в беллетристический сюжет архетипы, и поднимает вопрос продажи души дьяволу совершенно под новым ракурсом.
Как мы помним, герой болеет и чуть не умирает, но с продажей души абсолютно выздоравливает, как будто сбросил с себя десять лет и ему снова восемнадцать. А в самом конце книги выясняется, что с продажей души он потерял и свою смерть (и, как следствие, все свои недуги). Давид Мартин (так зовут главного героя) обречён вечно скитаться по миру, как... как Мельмот-скиталец Чарльза Метьюрина, например. Или Агасфер Эжена Сю, что ближе, потому что Давид Мартин сам зарабатывает на жизнь бульварными романами. Благодаря последнему можно как-то оправдать бульварный сюжет, но всё-таки это будет большой натяжкой.
Второй архетип, это Кладбище Забытых Книг, которое возникает уже во второй книге. Как Капитан Немо у Жюля Верна. Это Кладбище, конечно же, родилось с лёгкой руки Борхеса и его "Вавилонской Библиотеки", а также с не менее лёгкой руки Эко Умберто, и я уже вторую книгу жду, когда Библиотека сгорит (потому что знания, великие знания, должны быть вернутыми вечности). Вместо библиотеки горит зловещий дом с башней.


Эпилог же, это и есть та самая Вечность, то что я называю На-Том-Берегу. И Давид Мартин прямо заявляет, что капитана парохода зовут Хароном. Значит, он везёт его не в Марсель, а в Вечность, и не по Средиземному морю, а по Стиксу.

Каталония, книги, Карлос Руис Сафон, Барселона

Previous post Next post
Up