"Атака на Перл-Харбор" (2011, Япония)

Jul 04, 2014 13:19

Оригинал взят у lookaround в "Атака на Перл-Харбор" (2011, Япония)
Я бы ни за что не стал писать про этот фильм ещё год назад. Он малозрелищен, не блещет сюжетом, лишен хоть какой бы то ни было мелодраматичности, да и, вообще, имеет мало общего с русским переводом названия, которое по-японски звучит как "Командующий Объединённым флотом Ямамото Исороку". Тем не менее, я пишу про этот фильм и вижу большую пользу в том, чтобы его посмотрели другие. Картина, несмотря на все свои художественные недостатки, вырисовывает достаточно точно, ярко и выразительно трагедию известной исторической личности и всего японского народа(простите за пафос).

[Spoiler (click to open)]В конце 30-х годов мировая напряженность достигла апогея. Каждая мировая держава вела свою большую игру, новый передел мира был неизбежен. Япония, первая и единственная азиатская супер-держава, готовилась вступить в гонку со старыми и новыми европейскими империями - в первую очередь с США и Великобританией. Но была ли она действительно готова? Сейчас, спустя более чем 70 лет, практически всем очевидно, что нет. Но тогда, во времена жесточайшего экономического и политического кризиса, с одной стороны, и пика национализма, с другой, многим грядущая война представлялась в радужном свете. Растущая военная мощь и несколько громких побед создали базу для повсеместного ура-патриотизма. И только наиболее образованные и дальновидные могли видеть, что азиатский гигант стоит на глиняных ногах и долго ему не выстоять.

В этом смысле, не удивительно заниженное количество батальных сцен. Собственно, атаке на Перл-Харбор уделяется едва ли минут 10 экранного времени. Кому интересна именно война, смотрите лучше старый, но не потерявший своего блеска фильм "Тора! Тора! Тора!" или слащавую, но весьма зрелищную американскую мелодраму "Перл-Харбор". Внимание режиссера ленты "Атака на Перл-Харбор" сосредоточено совсем на другом - на минутах мирной жизни, на жизнелюбии главного героя, на том, как он любит поесть или как посреди боя он с невозмутимостью играет с напарником в шахматы. В этом плане, фильм намного ближе к антивоенной драме Клинта Иствуда "Письма с Иводзимы".






Обратите внимание на разницу подачи фильма в Японии, Германии и России.

Одна из важных, и, по-моему, как никогда актуальных линий фильма - тема журналистики, формирующей общественное мнение и, в то же время, являющейся его заложником. "Нет, я ни за что это не напечатаю. Народ меня не поймёт," - говорит, уходя, главный редактор столичной газеты, услышавший от адмирала Ямамото реальное положение вещей. Увы, никакая духоподъемная ложь не спасла страну от поражения, но лишь увеличила на порядок количество жертв.

Интересный ход - в кадре мы не видим ни одного живого американца, только технику. Война безлика. И любая война ведется, прежде всего, с собой. Об этом неплохо бы помнить всем современным апологетам войны.

Previous post Next post
Up