Из контекста: Андре Жид о "чистом" романе.

Oct 11, 2012 13:22

«Выбросить из романа все элементы, по своей сути роману не принадлежащие. Подобно тому как недавно фотография освободила живопись от обязанности подробно выписывать детали, так в недалеком будущем фонограф, несомненно, очистит роман от пересказывания разговоров, что часто приносит славу реалисту. Внешние действия, приключения, драки и нанесение ран ( Read more... )

Жид Андре, из контекста

Leave a comment

Comments 5

ext_1168467 October 11 2012, 11:08:33 UTC
А что же остаётся в "чистом романе"? А если роман ещё и исторический? Я поддерживаю идею стимулирования воображения читателя и устранения подробных предметных описаний, но здесь же недалеко и до крайности, но края за которым может попросту ничего не остаться.
Немного не в тему, может, но подобную крайность я когда-то видел: стихотворение из 4-х строф, в нём было максимум слов 10: несколько местоимений, пару существительных и пару междометий, остальное - многоточия... Назвать это "чистой" или вообще "поэзией", или вообще "творчеством" - как-то не поворачивается язык.
Не хороша ли "чистая идея", оставшаяся после ликвидации "описательности прозы, или портретов, интерьеров, пейзажей, пространных диалогов и экшна", - лишь для справочников и энциклопедий? Не формирует ли всё это именно своей совокупностью - художественность прозы?

Reply

jonny_begood October 11 2012, 17:44:57 UTC
Да, все это средства художественной выразительности. Однако современному читателю мало интересны подробные портреты, а описания природы он просто пролистывает. В этом случает мастерство автора и заключается в том, чтобы заставить его домысливать..

Reply

ext_1168467 October 17 2012, 08:49:11 UTC
Мне кажется, вычищение своих произведений (хоть оно и необходимо в определённой степени всегда) - не самый эффективный и перспективный способ актуализации прозы для современного читателя. Есть другие, более интересные - те, что именно что-то прибавляют произведению, а не отнимают. К примеру, оригинальный способ организации прозы Павича (Ящик для письменных принадлежностей, Роман для любителей кроссвордов и т.п.).

Reply


profi30 October 11 2012, 16:53:40 UTC
на мой взгляд, все зависит от того, что автор хочет донести до читателя или сконцентрированную идею (с доказательной базой и прочей методологией) или чувство, эмоцию, переживание тогда весь антураж из интерьеров, пейзажей, образов как раз очень необходимы.

Reply

jonny_begood October 11 2012, 17:48:20 UTC
Полностью согласен, но современному автору, все же, необходимо искать золотую середину между излишней лаконичностью и вычурностью.

Reply


Leave a comment

Up