Верона :: Наш строяк

May 12, 2008 22:15

По просьбе
Ильи Шаца решил описать вкратце наш строяк. Также опубликовано в lrpg_building и в №33 журнала Моё Королевство.

Концепция: построить шекспировский театр "Глобус", где можно будет репетировать в атмосфере елизаветинской Англии, а потом показать модерновый спектакль а ля Romeo+Juliet.

Постановка задачи: построить круглый театр на 200 стоячих мест. Первоисточник - "Влюблённый Шекспир", там всё можно рассмотреть очень подробно. Крытая галерея с перильцами, открытый партер, выдающаяся вперёд поднятная над землёй сцена без занавеса, двойной задник, сквозь проходы в переднем просматривается разрисованный задний. Балкон для Джульетты. Суфлёрская будка перед сценой. Для модерновой постановки - цветной свет, ультрафиолет, звуковое сопровождение.

Конкретизация: сцена шириной 6 (по длине типового пиломатериала) и глубиной 3 метра (плюс ещё 1 метр между задниками), поднятая на 1 метр над землёй, зал - восьмиугольник, вписанный в квадрат диаметром 12 метров, сторона восьмиугольника 5 метров, ширина галереи 1.5 метра. Расчёты геометрии выполнялись по стандартным геометрическим формулам в Экселе, в нескольких вариантах, с целью оптимизировать строяк под типовые длины пиломатериалов. Расчёт вместимости зала - 0.5 м2 на человека. Галерея под односкатной крышей из непромокаемой ткани, внутренние столбы 3.25, внешние 2.75 метра (пара столбов из одного 6-метрового бруса), перильца галереи на уровне пояса, затянуты тканью. Внешняя стена тоже затянута тканью. Сцена под односкатной крышей, высокой - чтобы можно было комфортно вешать свет. Балкон рядом со сценой, поднят над ней на 2 метра, вертикальный трапик со сцены для Ромео, лестница сзади для Джульетты. Низкий прочный стол 1 на 2 метра посреди сцены, работающий уличной тумбой, столом для танцев на балу, брачной постелью и гробом.

Конструкция: были проведены консультации с
Ильёй Шацем,
Вай Цзы,
Странником. Были рассмотрены варианты использования вантовых конструкций, невкопанных сборных конструкций на обрезных материалах, металлических уголках и шурупах, несколько других вариантов. В результате было принято не самое оптимальное, но самое простое решение - типовой строяк на гвоздях с использованием обрезных несущих материалов и необрезных досок в неантуражных и несиловых местах. Причина простая - все другие варианты, будучи более технологичными, требовали бОльших финансовых затрат и больших затрат времени и сил в Москве перед выездом. Поскольку все работают, готовить материальную базу всерьёз заранее у нас возможности не было, и денег лишних не было тоже, было принято решение собрать всё за неделю прямо на полигоне.


Сцена: 3 необрезные доски поперёк, через 2 метра; на них по 7 столбиков из 100мм бруса, через метр; на брусики ещё 3 необрезные доски поперёк, над нижними; на доски поверх столбиков 7 рёбер вдоль, доска 40х100 на ребро; на рёбра доски настила поперек; на ряды столбиков несколько укосин в разных направлениях из необрезных досок, для жёсткости.

Нижние доски нужны для того, чтобы бруски не уходили в землю под весом сцены и людей. Земля под нижними досками выравнивается, чтобы доски лежали на земле пусть и не горизонтально, но плотно, и не гуляли вверх-вниз под нагрузкой. Другой вариант - под каждый брусок свой кусочек доски, тогда копать не приходится, но больше геморроя с выравниванием высоты и сборкой. Мы предпочли немножко покопать. Установленные на доски бруски выравниваются по высоте с помощью лазерного уровня и бензопилы. Доски настила прибиваются последовательно, один-три человека забивают гвозди, двое других сидя прижимают доску горизонтально к предыдущей, чтобы не было щелей. Гвоздей забивается два через каждую доску в каждое ребро сцены, первый гвоздь - под углом в сторону предыдущей доски, чтобы прижать к ней плотнее, второй - вертикально, для фиксации.

Отличную иллюстрацию данной конструкции сцены привёл
Энди здесь.

Задник: передний - фанерный, 3 на 6 метров (2 ряда по 4 листа фанеры), закреплён саморезами на дощатой раме (перекладина наверху и доски по стыкам листов вертикально), поверх фанеры строительным степлером прибита разрисованная ткань. В фанере (бензопилой) и ткани прорезаны проходы для выхода актёров, сквозь них просматривается второй задник - чисто тканевый, натянутый на вертикально прибитые к сцене доски.


Балкон: два столба, два подвернувшихся под руку дерева, две перекладины (к столбам - гвоздями, к деревьям - верёвкой), настил из необрезной доски, перила. Высота настила - 2 метра над сценой, 3 метра над землёй. Лестница на сцену (для Ромео) - вертикальный трап из досочек на двух столбиках, прикрытый маскировочной сетью, изображавшей собой плющ. В качестве задней лестницы (для всех прочих) была применена в качестве приставной 4-метровая складная алюминиевая лестница, использовавшаяся ранее на строяке.


Галерея: конструкция крытой галереи простейшая - пары столбов (брус 100мм), внутренний на полметра выше внешнего (в сумме 6 метров). Каждая пара столбов связана горизонтальной связкой (доска 25х100мм на ребро) у вершины внешнего столба. Внутренние столбы связаны между собой горизонтальными связками по вершинам, внешние тоже. На эти связки наклонно положены стропила из необрезной доски, через мерт-полтора. Поверх стропил натягивается ткань, с двух лестниц одновременно. За фотографию спасибо na_kara.

Материалы: от использования сушняка было решено отказаться сразу, потому как на данном полигоне с ним сложно, плюс ожидался острый дефицит людей, искать, валить и таскать материал было бы банально некогда. Расчёт оказался абсолютно верным, наличие готового материала прямо рядом со стройплощадкой позволило работать очень быстро. Были закуплены:

Брус 150мм, 6 штук - для опор крыши сцены и балкона.
Брус 100мм, 20 штук - на столбики сцены, перекладины крыши сцены и столбы галереи.
Доска 40х150мм, 7 штук - несущие рёбра сцены.
Доска 25х150мм, 30 штук - настил сцены.
Доска 25х100мм, 40 штук - каркас галереи, перильца галереи и балкона, рама балкона, колосники сцены и прочее.
Необрезная доска 25мм - стропила крыши галереи, настил балкона.
Фанера 12х1520х1520мм, 1 лист - стол
Фанера 4х1520х1520мм, 9 листов - передний непрозрачный задник и суфлёрская будка

Обрезная доска 25х100мм, поставленная на ребро обеспечивала необходимую жёсткость во всех нужных местах. Спасибо
Страннику, который уговорил меня использовать её, а не брус 50х50мм, как я предполагал изначально.

Заказывали материалы на http://www.lesobaza.ru/price/, за доставку до полигона заплатили 6 тысяч рублей за одну машину. Дешевле в округе не нашли, вероятно это хороший вариант для игр недалеко от Москвы. Качество материала не блестящее, но вполне приемлемое, откровенного брака очень мало, длина выдержана, от 605 до 630 сантиметров. Общая стоимость заказанных на мертвятник материалов - 26 тысяч рублей.

Свет: три 4-метровые алюминиевые трубы (собраны из двух 2-метровых каждая), подвешенные на тросах и блоках к колоскникам сцены. Строительные галогеновые прожекторы под лампы 117мм (верхний свет) и 87мм (рампа). Использованы маломощные лампы (300 Вт - синий свет, вынос, балкон, 100 Вт - всё остальное), дабы поместиться в мощность имеющихся генераторов (4.5+2.2 КВт). Четыре блока цветных ламп (синий, зелёный, жёлтый, красный, стеклянные фильтры, нарезанные полосками, синий - в два слоя для насыщенности) квадратом над сценой, ещё один блок за передним задником для подсветки заднего. Две лампы на выносе в качестве переднего света, 10 ламп (в двух группах - для возможности половинного света) на рампе. Отдельная лампа направлена на балкон. HQV 400 Вт ультрафиолетовая лампа для флюоресценции. Каждая лампа выводилась отдельным удлинителем на пульт, где уже осуществлялась коммутация в группы и вывод на выключатели. Активно использовалась аппаратная и элементная база Мулен Ружа и JNM. Спасибо
Айвэсу за титанический труд по сборке всего этого.

Важные выводы: Ужасно при строяке удобная вещь - 4-метровая 4-секционная складная алюминиевая лестница. Такие есть у
Энди и Пастора (огромное им обоим спасибо за то, что одолжили). Многие помнят эти лестницы по строяку Константинополя, они там многих спасали. В разложенном состоянии эта штука представляет собой 4-метровую приставную лестницу, позволяющую эффективно вести работы на высоте до 6 метров над землёй, а в сложенном - удобную надёжную 2-метровую стремянку для работ в местах, где прислонить лестницу не к чему. Продаются такие лестницы, например, в Электромонтаже (7200р), там же есть ещё ряд моделей. Без машины все они, конечно, бесполезны, но вот при наличии машины облегчают строяк очень существенно.

Лазерный уровень - гениальное изобретение человечества, спасибо
Шацу за то, что одолжил - в противном случае задача выравнивания по горизонту стен и перил восьмиугольной галереи на откровенно наклонной земле превратилась бы в нехилый геморрой.

Дюймовые доски настила на рёбрах через каждый метр отлично держат нагрузку. Можно прыгать, танцевать, заниматься сексом - всё что угодно.

При высотных работах пригождается обвязка, стоит иметь её в наличии.

Толстая кручёная полипропиленовая верёвка спасает почти от всех бед - при привязывании в 5-6 слоёв вполне держит тяжёлые несущие конструкции.

Ультрафиолетовая лампа HQV 400 Вт - реальная панацея. Вспоминаю бесчисленные 18-ваттные лампочки в мертвятнике Валахии и на съёмках Гекаты и обливаюсь холодным потом. Эта хреновина одна делает всё, что нужно.

Затраты времени: 10 дней. К концу 3 дня стояла сцена, к концу 8-го практически все основные конструкции. Ещё два дня в параллель с игрой доделывалась мелочёвка. Основным параметром, определяющим время строяка - было количество людей на площадке. Когда было пятеро готовых работать - сцена собиралась за час. Когда оставались один-два человека, за день удавалось только выкопать десяток ям и воткнуть в них столбы. До некоторого (весьма приличного) предела каждый лишний толковый человек ускоряет работу существенно, а главное, мотивированность в команде гораздо выше. Если бы было 20 человек с адекватным количеством инструмента - дня за три всё можно было бы построить.

Бюджет проекта: около 60 тысяч рублей, включая стройматериалы (26 тысяч рублей), инструменты, бензин, свет, кабель, монтажку, электрику. Многие материалы были амортизированы с прошлых проектов, многие закуплены к этому проекту в счёт будущих.

Косяки: с несущими материалами я ошибся на размер. Мне казалось, что Святая София была построена на брусе 200мм, поэтому я решил на несущие столбы взять 150мм. Оказалось, что София была как раз на 150мм, так что для наших нужд хватило бы и 100мм для несущих слолбов и 70-80мм для галереи.

Подходящей площадки достаточного размера не нашлось, оставлять деревья посреди театра очень не хотелось, поэтому пришлось включать деревья в конструкцию, и вязаться к ним верёвками. Результат - съэкономленные 2 бруса 150мм, искажённая геометрия театра, много геморроя с поднятием крыши сцены.

Исходная конструкция предполагала, что пары несущих столбов сцены стоят в 2 метрах друг от друга, и балки крыши торчат вперёд и назад на 2 метра. Привлекательная внешне, конструкция оказалась очень сложной в реализации - для монтажа колосников приходилось ползать по торчащим горизонтальным брусьям на 6-метровой высоте, в альпинистской обвязке. Спасибо героическому
Кендеру, который это осуществил.

Всё же стоит стараться делать звуковой и световой пульт в конце зала, напротив сцены - чтобы было нормально видно и слышно то, что делаешь. Постановка пульта сбоку от сцены сокращает нужды в кабеле и упрощает разводку, но усложняет ведение спектакля.

Вроде всё. Комментарии, замечания, вопросы принимаются.

Update: обновлено с учётом вопросов и замечаний.

verona, larp, building, moek

Previous post Next post
Up