Благой Божий свет и праздники в нашей жизни

Jan 20, 2012 03:31

Каждый раз в канун рождественских праздников мы строим многочисленные планы, переполнены ожиданиями, но вот что-то пошло не так и в пору закричать, что все праздники испорчены. Но можно ли испортить праздник?
Все зависит от того, какое значение мы в него вкладываем. Если нам хотелось подарков, развлечений и времени, когда можно предаваться безделью, то тогда, пожалуй, "испортить" можно. Но если в праздник Рождества, Пасхи или другой вложено глубокое религиозное переживание, то в прямом смысле испортить праздник невозможно. Можно изменить времяпровождение, порой кардинально перестроить планы в силу обстоятельств, не всегда благоприятных, к тому же, но с нами остается нечто большее, чем наши сиюминутные чаяния. С нами остается Сам Бог, Который входит в нашу жизнь и освящает ее, в какой бы жизненной ситуации мы не находились. Праздники даны нам не столько затем, чтобы мы радовались и веселились в земном смысле этих понятий, отдаваясь разного рода забавам, сколько затем, чтобы мы истинно вспомнили о том, что обещал человеку Бог с самого начала и как именно мировая история шла к полному исполнению этого обетования. Праздники литургического года - это своего рода "вехи", "путевые столбы" этой дороги к вершине всего, Пасхе, Искуплению мира, вечной жизни с Богом. Они даны нам не затем, чтобы мы радовались как дети новой игрушке, а затем, чтобы исполнялись надежды, укреплялись в вере и познавали непреходящую радость о Боге, соединения нашего сердца с Ним, что бы сейчас не творилось в нашей жизни. Спросите, как можно радоваться хоть чему-то, когда все отлично знают, как порой бывает тяжела наша жизнь? Но радость - это не только смех и желание обнять весь мир от переполняющих чувств, это нечто большее. В этом смысле радость - это способность идти дальше с верой в лучшее, исполнение всего, что от нас зависит здесь и сейчас с любовью, пусть даже хочется лечь, заснуть и больше не просыпаться. Радость о Боге - это смотреть в Небо и твердо верить в грядущую встречу с Ним, началом и концом всего, в котором успокоится всякое сердце, знать конечный смысл всего того, что с нами происходит, пусть и не ясен конкретный смысл каждого события прямо сейчас. Так что конкретно можно испортить человеку, ищущему прежде всего единения с Богом? Разве только закрыть дорогу в Царство Небесное, но это делает сам человек, если живет во грехе. Тут некого винить.
Так как мы живем в мире, но не должны принадлежать ему, не годится вкладывать в церковные праздники только развлекательный смысл и соответственно проводить их. Любят говорить, что в праздник работать - это грех. Не лишено истины, но ведь главное помнить, в каком именно смысле грех, и не подменять понятия. Праздник отнюдь не предполагает, что мы будем лежать на диване и потягивать пиво перед телевизором. Нужно знать, зачем именно предписывается не утруждать себя тяжелой работой ради пропитания. Тут есть два аспекта.
1) Бог говорит: "Без Меня ничего не можете делать". То есть Он хочет дать нам Свое благословение и силы, чтобы исполнить Его волю в наших повседневных обязанностях. Именно для этого предназначен День Господень, который нам заповедано святить. Это не только в том смысле, чтобы мы отдохнули физически перед трудовой неделей, что тоже, конечно, подразумевается, но речь идет еще и о том, чтобы мы сделали очередной шаг к Богу в душе, раскрылись навстречу Ему, чтобы Он мог все шире действовать в нашей жизни.
2) "Не можете служить и Богу, и мамоне" (т.е. сирийскому богу богатства, богатству). (Матф. 6, 24). Нельзя и оставаться христианином, и в то же время стремиться приумножить земное состояние любой ценой, даже презрев Господню заповедь. Исполнять работу, заботясь о зарабатывании денег, чтобы улучшить свое материальное положение, в тот день, который полагается отдавать Богу - грех. Дело не в том, что деньги сами по себе плохи, а в том, что их ставят на место, которое находится выше Бога, нашего Творца и Отца, что граничит с идолопоклонством. А так же ты не будешь иметь времени для того, чтобы слушать голос Божий внутри себя, размышлять о Его воле, углублять свое понимание Его обетования да и просто для того, чтобы отдать частицу себя своим ближним, потому что сердце и мысли будут заняты офисными бумагами, финансовыми операциями и прочей суетой. Тем самым человек закрывается от Бога и лишает себя Его благословения на труды. Потому и говорят, что самый надежный способ стать бедным - это не делиться с нуждающимися тем, что имеешь, и работать в воскресение.
Да, в нехристианском обществе бывают такие ситуации, когда ставят работать в воскресные и праздничные дни. Грех ли работать в этом случае? Если нет возможности договориться и поменяться с кем-то сменами, например, если были попытки оговорить это условие при найме на работу, но не удалось прийти к консенсусу, то в этом случае будет грех не работать. Работать по собственному выбору, желая иметь больше денег, и работать потому, что нужно исполнить свои обязательства по отношению к другим - это все-таки разные вещи. Настоящее христианство состоит не в том, что мы в определенных случаях "прикрывались" своей религиозностью, а в том, чтобы мы в каждый момент жизни исполняли свой долг, делали добро, не стараясь переложить это на плечи других в угоду собственным привилегиям.
Как именно соединиться сердцем с Богом, если ты в праздничный день вынужден находиться на рабочем месте? Можно предложить в дар весь свой труд, вспоминать о том, что Бог смотрит на нас в каждый миг нашей жизни. И все-таки день, посвященный Богу, нам жизненно необходим, а потому если нет возможности, чтобы это было именно воскресенье или праздник, который приходится пропускать, то было бы хорошо выделить какой-нибудь другой.
Теперь о том, как проводить церковный праздник. Прежде всего он предназначен для того, чтобы все верующие участвовали в торжественном богослужении и принимали таинства, в которых сокрыта Божья благодать. С этого хорошо начать день. В доме нужно создать атмосферу тишины, покоя, молитвы и дружеского общения членов семьи. Этот день предназначен для того, чтобы мы стали ближе не только к Богу, но и к другим людям. Полагается уделить хоть немного времени религиозному воспитанию и углублению веры - например, прочесть отрывок из Священного Писания, какую-либо духовную литературу или посетить соответствующую встречу-беседу. И, конечно, не забыть о возможных делах милосердия. Эта работа ради распространения Царства Божьего на земле, а потому никак не может быть греховной. Хотя все-таки рекомендуется воздерживаться от слишком тяжелой работы, если в ней нет серьезной необходимости. Итак, где же грань, проходящая между достойным освящением Дня Господня своими делами и работой, которая изменяет иерархию ценностей в нашей душе?
"И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. ". (Мф. 12, 10-13)
Иисус Сам говорит нам об этом, чтобы разрешить всякие сомнения. Суть в том, что и зачем ты делаешь в этот день. Грехом будет как надрывание живота ради приумножения богатства, так и праздное валяние на диване в то время, когда столько нуждающихся ждут нашей помощи и молитвы.
Нет единого "кодекса", обязательного для всех от и до под страхом смерти. Есть лишь закон любви, наша совесть и благоразумие. Ничто нельзя доводить до абсурда и сухого формализма. Наша жизнь должна следовать не букве, а духу буквы, не должна быть формой без содержания, иначе все теряет всякий смысл.
Сейчас мы находимся в том периоде года, который в литургическом календаре именуется Рядовым временем. Как порой романтически настроенные люди восстают против рутины, которая все заедает и не дает свободному художнику творить! В слове "рядовое", кажется, отражается все зло этого мира! Вроде бы все серое и скучное, ничего необычного, каждый день одно и тоже, а душа так и просит яркого праздника. Но стоит вспомнить, как именно подготавливались те события, которые потом стали величайшими христианскими праздниками. Все начиналось с Назарета, со смирения, ежедневного исполнения обязанностей из любви к Богу и ближним. Дева Мария, прежде чем стала Матерью Божьей, много лет помогала в Храме с различной работой, молилась, размышляла над Писанием и искала волю Божью. Она никогда не заносилась по поводу великой миссии, которая Ей будет доверена и даже не помышляла ни о чем подобном, так как ничего не знала о ней, пока не пришло время. Иисус до 30 лет ежедневно помогал св. Иосифу, своему земному отцу, в нелегкой работе плотника, в бедности и безвестности, тем самым освятив всю нашу повседневную жизнь, прежде чем начал свое общественное служение и совершил дело Искупления всего мира. Великие дела начинаются с малых, а не совершаются сами по себе. Каждый день рядового времени, который мы проживаем в единении с Богом и творя дела любви, служит как подготовкой к грядущим праздникам, так и подготовкой к вхождению в новую вечную жизнь. Это можно сравнить с тем, как ученый, прежде чем сделать великое открытие, вынужден сначала много лет изучать основы науки в школе и университете, а потом ставить опыты, многие из которых не приносят ожидаемых результатов. Мы бы посмеялись над желанием самонадеянного юноши сразу стать равным Эйнштейну даже без изучения физики в рамках школьной программы, потому что скучно решать задачки про электричество, когда хочется сразу открыть нечто равное теории относительности. Но почему-то желание отвергнуть необходимость учиться уступать ближнему в малом, прежде чем пожертвовать собой в большом, и сразу стать великомучеником, чтобы и стяжать славу среди людей, и попасть в рай, нам иногда кажется не смешным, а чем-то, что само собой разумеется. Но и птенец не сможет вылететь из гнезда до тех пор, пока у него не вырастут и не окрепнут крылья, что уж говорить про стяжание Духа Святого человеком, который даже не в состоянии признать свою греховность и отвратиться от злого по собственному выбору не из страха, а ради любви. Этому учатся ежедневно, потому рутину никак нельзя назвать злом только из-за того, что в ней мало разнообразия. Это можно сравнить с тем, как маленькому ребенку приходится много раз повторить одно и то же, прежде чем он поймет и запомнит. По отношению к Богу мы в нашем миропонимании те же дети, а потому рутина для нас и является школой жизни и любви, в тех уроках, которые повторяются изо дня в день, из раза в раз мы учимся понимать и принимать замысел Божий о нас, учимся быть счастливыми. Потому "рядовые", "непраздничные" дни столь же святы как и те, в которые мы вспоминаем особые события, касающиеся Священной Истории не потому, что в них есть особое содержание, а потому что они являются путем, который ведет нас в Небо, к радости. Потому праздником может стать каждый наш день, так как в нем мы можем отразить дух того святого дня, его суть.
Блаженная Тереза Калькутская, Мать Тереза писала: "Всякий раз, когда улыбаешься своему брату и протягиваешь ему руку, наступает Рождество. Всякий раз, когда замолкаешь, чтобы выслушать других, когда отказываешься от правил, которые, как железный обруч, стискивают людей в их одиночестве, когда даришь огонёк надежды отчаявшимся, когда познаёшь в смирении, насколько ничтожны твои возможности, и насколько велика твоя слабость, всякий раз, когда позволишь, чтобы Бог полюбил других через Тебя, - всякий раз наступает Рождество".
Именно так нам и нужно прожить свою жизнь. Нужно жить не днем календаря, а его содержанием. Только тогда наша жизнь, каждое наше дело будут исполнены высшего смысла.

С Рождеством Христовым! Добрых слов и дел!
Чтобы Бог рождённый о тебе радел!
Чтобы радость эта освящала путь!
И благого света сохраняла суть! (с)

святые, цитаты, статьи, жизнь, размышления о вечном, стихи, via dolorosa, религия, мысли, религпросвет, праздники, Библия

Previous post Next post
Up