Шилувская Богоматерь (Богоматерь Соснового леса) - римско-католическая икона Девы Марии в Шилуве, Литва. В честь нее был построен одноименный храм. Икона очень почитаема в Литве и часто называется "величайшим сокровищем Литвы".
Папа Пий VI даровал каноническую коронацию почитаемому образу 8 сентября 1786 года. Город Шилува является одним из самых важных мест паломничества в Литве с его древней традицией празднования Рождества Пресвятой Девы Марии, в народе называемого "Шилинес", который также отмечается 8 сентября.
Поклонение Марии в Шилуве восходит почти к началу христианства в Литве. Великий князь Ягайло принял католическое крещение в 1387 году, когда женился на королеве соседней Польши. Позже он и его преемники работали над распространением христианской веры на своей территории, которая до тех пор была языческой. Они установили церковную иерархию, построили церкви и даже лично преподавали катехизис своим подданным.
Создание церкви в Шилуве было инициативой дворянина по имени Петрас Гедгаудас, который служил Витаутасу Великому. Гедгаудас в 1457 году выделил землю и другие ресурсы для храма в честь Богоматери. Гедгаудас построил церковь в честь Рождества Пресвятой Девы Марии и Святых апостолов Петра и Варфоломея. Огромные толпы верующих, даже из соседней протестантской Пруссии, стекались сюда, чтобы отпраздновать снисходительный праздник Рождества Пресвятой Девы Марии.
Икона написана в стиле Одигитрии и похожа на знаменитую мадонну Салюс Попули Романи. Согласно легенде, чудотворная икона была привезена в Силуву из Рима в 1457 году в качестве подарка литовскому дворянину Петрасу Гедгаудасу. Новая церковь получила известность как марианская святыня.
К 1532 году население в окрестностях Шилувы стало преимущественно кальвинистским. В последующие десятилетия многие католические церкви были конфискованы и закрыты. Тем не менее, пока старая церковь была открыта, люди продолжали посещать ежегодный праздник, пока, наконец, церковь не была закрыта и в конечном итоге не сгорела дотла. В 16 веке лютеранский пастор пожаловался на то, что члены его паствы едут в Шилуву, чтобы присутствовать на католическом празднике Рождества Пресвятой Богородицы. Примерно в 1569 году единственный оставшийся в живых приходской священник, отец Джон Голубка, спрятал все уцелевшие церковные ценности и документы в бронированный ящик, который он закопал на территории разрушенной церкви.
Впоследствии католики предприняли попытку судебного разбирательства против кальвинистов, стремясь вернуть конфискованную церковную собственность. Дело осложнялось тем фактом, что документы о собственности католиков были утеряны.
Этот вопрос был решен летом 1608 года, когда несколько детей, пасших своих овец в поле на некотором расстоянии от Шилувы, сообщили, что они видели красивую женщину с ребенком на руках, появившуюся на том самом месте, где раньше стояла церковь. Она горько плакала. Дети вернулись на следующий день в сопровождении многих со всей деревни и кальвинистского священника, и они тоже увидели ее. Когда об этом стало известно, слепой старик, который помогал священнику закапывать сокровища первоначальной церкви, вспомнил об этом месте. После явления были найдены институциональные документы католической церкви, и в 1622 году было выиграно дело о возвращении католической собственности.
Небольшая деревянная церковь, церковь Рождества Пресвятой Девы Марии, была построена на месте первоначальной церкви, но оказалась слишком маленькой для многочисленных паломников, которые ее посещали. Гораздо большая церковь была построена в 1641 году.
Папа Пий VI подтвердил подлинность явления Шилувской Богоматери папским указом, обнародованным 17 августа 1775 года.
Современная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии была освящена в 1786 году. Здание является одним из лучших образцов архитектуры позднего барокко в Литве. Интерьер, разработанный литовским художником Томасом Подгайскисом, сохранился без существенных изменений на протяжении более двух столетий.
До Второй мировой войны процессии отправлялись из каждого литовского города, совершая паломничество в Шилуву. 13-й день каждого месяца известен как “День Марии”.
17 августа 1775 года папа Пий VI своим Папским указом провозгласил подлинность явлений Шилувской Богоматери.
Часовня Явления была построена в стиле египетского Возрождения и готики и имеет самый высокий шпиль в Литве. Он был построен на скале, где стояла Пресвятая Богородица. Сама скала, которую паломники обязательно целуют, находится под алтарем часовни.
За ее преданность Марии папа Пий XI назвал Литву Terra Mariana (Земля Марии). Папа Пий VI одобрил поклонение Шилувской Богоматери и даровал им индульгенции.
Папа Иоанн Павел II молился у святыни в скромной литовской деревне Шилува в 1993 году, через два года после того, как прибалтийская нация обрела независимость. Бенедикт XVI в 2006 году благословил новые золотые короны для чудотворного образа Марии и Иисуса в Шилуве. В 2008 году он послал папского легата принять участие в торжествах в Шилуве, посвященных четвертому столетию явления Марии.