Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери - почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви. Наиболее значимыми в русской истории стали три Казанские иконы: Явленная в Казани, Московская и Санкт-Петербургская.
Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому варианту Одигитрии. Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в Константинополе.
Богородица изображается фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.
Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.
В иконах типа «Одигитрия» Богородица указывает рукой на Христа. Казанский образ - оплечный, поэтому указания рукой мы не видим.
Казанская икона Богородицы - одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых в Русской церкви икон.
В марте 1516 года посол Василий Андреевич Коробов привёз из Константинополя в Москву икону Богородицы для великого князя Василия III. Во времена царя Алексея Михайловича эта икона хранилась в Московском Кремле, причём источник 1666 года называет её «Казанской» за сходство иконографии с явленным в 1579 году Казанским образом, чья иконография была к тому времени уже широко известна. По словам В. И. Троицкого, эта икона вплоть до начала XX века находилась в Верхоспасском соборе Кремлёвского дворца. По-видимому, она была оплечной репликой константинопольских композиций XIV века, как и Петровская икона Божией Матери. По мнению историка древнерусского искусства Александра Преображенского,
появление в Москве в 1516 г. некоей иконы, похожей на «Богоматерь Казанскую», могло способствовать окончательному формированию этого типа и, в частности, привести к созданию необычной иконы, которая через какое-то время попала в Казань и после своего обретения в 1579 г. дала начало мощной иконографической традиции.
Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:
Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви своё честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну.
В указанном месте, где была печь, на глубине около метра Матрона нашла икону. День явления Казанской иконы - 8 июля 1579 года - ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы по указу Ивана IV (Грозного) был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.
Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре.
В ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителей нашли: ими оказались Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет и его сообщники. На суде Стоян отрицал участие в краже. Однако следственные действия показали, что иконы были сожжены на квартире Стояна. Впоследствии возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Стоян за огромную сумму перепродал старообрядцам. Стояна приговорили к 12 годам каторги, и в 1916 году он умер в Шлиссельбургской крепости.
Среди насельниц Казанского Богородицкого женского монастыря ходило предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря (после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями) имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону списком, и что похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была всего лишь списком иконы. Существует предположение, что подлинник иконы в настоящее время находится в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в Казани. Однако искусствовед Н. Н. Чугреева по стилистическим критериям не подтверждает атрибуцию этой иконы как явленной. При обследовании этой иконы в 2002 году во время проходившей в Казани международной конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» было установлено, что она относится ко второй половине XVIII века.
В 1594 году митрополит Казанский Гермоген составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Согласно этому источнику, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии. В этой повести сообщалось, что список с явленной иконы был послан в Москву царю Ивану IV (Грозному).
Празднование Казанской иконе совершается 8 (21) июля в честь обретения иконы в Казани в 1579 году и 22 октября (4 ноября) в честь избавления Москвы от поляков в 1612 году, так как в этот день ополчение Минина и князя Пожарского вступило в Китай-город с Московским списком этой иконы.
В 1649 году по случаю рождения на 22 октября 1648 года во время всенощного бдения наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел установить общерусское празднование Казанской иконе: «во всех городах по вся годы». В подтверждение нового статуса иконы при Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь в честь Казанской иконы.
С 2005 года 4 ноября отмечается в России как общегосударственный праздник - День народного единства.
За всё время десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской церкви. Казанской иконе ныне посвящены сотни храмов и монастырей, находящихся в бывших провинциях Российской империи.
К XIX веку казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и Смоленская.
В конце XX века получили распространение истории о связи иконы с митрополитом Гор Ливанских Илией и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.
Ватиканский список
Один из списков Казанской иконы, датируемый первой половиной XVIII века, после революции 1917 года оказался за границей: в 1950 году его приобрёл для своей коллекции английский археолог Фредерик Митчелл-Хеджес. С 1959 года архиепископ Иоанн (Шаховской) пытался собрать средства в русской диаспоре для выкупа иконы. Для этого, в частности, в 1964 году она была привезена в домовый храм при Русском центре Фордемского университета, затем выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1970 году русские католики привлекли американскую католическую организацию «Голубая армия» (англ. Blue Army of Our Lady of Fatima), и с её финансовой помощью образ был выкуплен и передан в португальский город Фатиму в специально построенную для этого грекокатолическую Успенскую церковь (капеллу), принадлежащую русскому апостолату, которую освятил епископ Андрей (Катков). Настоятелям храма служил Павел Близнецов. С марта 1993 года икона находилась в личных покоях папы Иоанна Павла II. Передача этой иконы Русской православной церкви в 2004 году была интерпретирована в России как дипломатический ход с целью получить согласие РПЦ на пастырский визит римского папы в Россию. Искусствовед Н. Н. Чугреева дала такую характеристику Казанского образа из Ватикана:
Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной - серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не «грекофильский», а более «русифицированный», взгляд Её и Лик более, чем на древних образах, обращён к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесён по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века.
25 августа 2004 года Иоанн Павел II последний раз помолился перед ней, а через день с ней прощалось пять тысяч верующих католиков. «Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Патриарху Алексию II, который поместил её в своей резиденции.
По мнению теолога доктора Адольфа Хампеля, внёсшего существенным вклад в передачу Русской православной церкви списка Казанской иконы Богоматери и являвшегося консультантом совместного татарстано-германского документального фильма об этой святыне, «нет принципиального значения, подлинник в Ватикане или список - в любом случае возвращение иконы может стать символом духовного возрождения, и не только для России. Потому что Ватиканская икона - намоленная, а потому при любой оценке ученых результат будет один: икона все равно привнесет в жизнь России и Татарстана мир и спокойствие, оградит от бед и напастей».
Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, патриарх Алексий II после литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря.
Ежегодно в Казани 21 июля и 4 ноября проводятся многотысячные крестные ходы с «Ватиканским» образом из Благовещенского собора Казанского Кремля до места обретения иконы - Казанского Богородицкого монастыря. Эта древняя традиция была возрождена в начале 2000-х годов. Она собирает православных верующих не только из Казани и других городов и районов Татарстана, но и паломников из других регионов России и зарубежных стран.
Особой торжественностью отличался крестный ход 21 июля 2005 года, в котором приняли участие патриарх Алексий II и многочисленные представители православного духовенства России.
С 2013 года крестные ходы к месту обретения Казанской иконы Божией Матери проходят по несколько изменённому маршруту - вокруг Казанского Кремля.