Покро́в Пресвято́й Богоро́дицы - непереходящий великий православный праздник, отмечаемый Православной церковью. В традиции русского православия праздник отмечается 1 (14) октября; в греческом православии празднуется 1 и 28 октября по новому стилю, за исключением той части (Иерусалимская православная церковь, Афон, старостильники), которая по-прежнему использует в богослужении старый стиль. В последнем случае одна из дат празднования совпадает с принятой в русском православии.
В основу праздника положено предание о явлении Андрею, Христа ради юродивому, Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери. Богослужебные особенности во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам, хотя сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к великим недвунадесятым праздникам.
В Житии Андрея Юродивого, помещённом в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме. Согласно Житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (др.-греч. ἠλέκτωρ - лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.
Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в конце XVII века, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье, 1 октября, в четвёртом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение, находившийся в ней Андрей Юродивый поднял глаза и увидел
Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию: - Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?
Епифаний ответил:
- Вижу, святой отче, и ужасаюсь.
- Димитрий Ростовский, Жития святых
Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему». Димитрий Ростовский так описывает молитву Богородицы:
Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Своё Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.
- Димитрий Ростовский, Жития святых.
Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.
Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены в Суздале - на вратах Рождественского собора (начало XIII века), выполненных в технике золотой наводки по меди, и во Пскове - в росписях собора Снетогорского монастыря (1313).
XIV веком датируются иконы из Покровского монастыря в Суздале (собрание Государственной Третьяковской галереи), Зверина монастыря в Новгороде и икона из Восточной Галиции, находящаяся в собрании Национального Художественного музея Украины (см. изображения ниже).
Древние греческие иконы Покрова не известны, более того, даже в книге «Ерминия» - широко известном греческом полном сборнике наставлений и указаний по иконописи, написанном в 1730-1733 годах известным теоретиком иконографии, афонским иеромонахом Дионисием из Фурны, - описание изображения Покрова Богородицы отсутствует.
Архимандрит (ныне епископ) Николай (Погребняк) даже пишет, что «византийских икон (как и иных других - кроме русских)» попросту не существует, что не совсем верно, как показывает фреска из монастыря Грачаница.
Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Центральной, главной и обязательной фигурою на иконах является Дева Мария, которую изображают с омофором в руках или в виде оранты в верхней средней части икон. В состав композиций икон входят также изображения Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, расположенные по обеим сторонам от изображения Девы Марии. Кроме того, в нижней части икон изображается Андрей, Христа ради юродивый, рукою указывающий Епифанию на Богородицу. Достаточно часто встречается изображение Романа Сладкопевца на амвоне с орарём (под изображением Богородицы). Кроме того, на иконах Покрова изображаются святые в белых одеждах - спутники Богородицы во время небесного её шествия по Влахернскому храму - и ангелы, летящие рядом с Мариею. В нижней части иконы, рядом с Андреем, изображают и молящихся людей. Все изображения, кроме изображения самой Богоматери, не являются обязательными и могут варьироваться на разных иконах или даже совершенно отсутствовать.
Главное значение иконы Покрова для человека состоит в том, что Божия Матерь сохраняет, защищает предстоящего перед Ней своим молитвенным покровом, любовью от всякого зла. Она может испросить у своего Сына милость для живых, оказавшихся в беде, и прощение грехов для усопших.
В древности на Руси была традиция строить храмы в честь иконы Покрова Богородицы после воинских побед. Таким образом правители благодарили Божью Матерь за её заступничество, а также просили молиться её за усопших воинов. Первым ввёл такой обычай князь Андрей Боголюбский, построивший в XII веке храм Покрова на Нерли. Он победил волжских булгар, но радость от победы была омрачена тяжелым ранением его сына Изяслава. По дороге во Владимир сын скончался. На месте его смерти князь построил этот храм, чтобы почтить Богородицу и молиться об упокоении душ всех воинов, погибших в этом походе.
Византийские традиции почитания чуда Покрова Богородицы и иконы до нас не дошли. Именно князь Андрей Боголюбский установил праздник. Он был сильно впечатлён житием своего небесного покровителя блаженного Андрея и решил распространить особое почитание Богородицы в стране, и среди русского народа этот образ прочно укоренился. В XV веке иконы Покрова Богородицы создаются в северо-западных русских землях: новгородских, псковских.
Традицию воздвигать Покровские храмы как благодарность Богородице продолжил Иван Грозный. В середине XVI века царь в честь покорения Казанского ханства построил собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. То, что победа в Казани была одержана в праздник Покрова говорило об особой роли Божьей Матери, и что без её молитв всё это было бы невозможно.
Источник