Андрей Боболя, выходец из дворянской семьи, родился 30 ноября 1591 года в Польше. Он вырос в семье с сильными католическими традициями. 31 июля 1611 года, окончив пятилетний курс иезуитской школы, Андрей решил присоединиться к Обществу Иисуса в Вильнюсе. С 1613 года изучал философию в Вильнюсской академии. В 1622 году Андрей Боболя окончил теологический факультет и был рукоположен в священники. Настоятели отправили его на так называемое третье послушничество (пробацию), последний официальный этап формирования иезуитов, который длился около года.
1 сентября 1622 года Андрей начал служить послушником в Несвиже, в коллегиуме, основанном в 1582 году князем Николаем Кшиштофом Радзивиллом, и в этой местности он остался на следующий год в качестве ректора костёла. Боболя проявил себя как хороший исповедник и проповедник. Кроме того, с огромной самоотверженностью служил деревенским миссионером в окрестностях Несвижа. Сто человек приняли из его рук таинство крещения. Он соединил узами брака сорок девять пар, которые до тех пор жили без этого таинства. Также многих привёл к исповеди и лучшей жизни.
В 1624 году Андрея Боболю как выдающегося проповедника перевели в Вильнюс, в костёл св. Казимира. В 1630 году, сразу после торжественного принесения вечных обетов, Андрея Боболю направили из Вильнюса в Бобруйск. В XVII веке большая часть населения этой небольшой территории была православной. Там располагались две церкви. Морально-религиозное состояние католических горожан, а также жителей окрестных деревень было плачевным. Чтобы исправить ситуацию, тогдашний староста Бобруйска Петр Тризна решил пригласить монахов Общества Иисуса. Андрей Боболя стал первым настоятелем резиденции иезуитов в Бобруйске. Он старался материально обеспечить вверенную ему резиденцию, но прежде всего, служил как исповедник и проповедник в небольшом приходском костёле св. Петра. Затем некоторое время святой служил проповедником в разных городах Польши и снова в Вильнюсе.
В конце 1642 года Боболю направили в Пинск, где он вел самоотверженную миссионерскую деятельность. В те годы многие православные ходили в иезуитский храм, чтобы послушать проповеди и объяснения основ веры, многие из православных дворян отдавали своих детей в коллегиум иезуитов. Учащиеся, которых обучал будущий святой, любили его, были благодарны за доброту, с которой он к ним относился. Тогда у Боболи начались проблемы со здоровьем. Вероятно, по этой причине он покинул Пинск и в середине 1646 года вернулся в Вильнюс. Летом 1652 года он во второй раз прибыл в Пинск.
В то время религиозная жизнь полешуков находилась в крайне запущенном состоянии: в народе господствовали суеверия, люди почти не участвовали в богослужениях. Андрей Боболя ходил через болота из деревни в деревню, неся свет Божьей истины в самые отдаленные уголки Полесья. Он был хорошо знаком с трудами восточных отцов Церкви и всегда мог аргументировано отстаивать авторитет католицизма в различных религиозных спорах. Благодаря его усилиям многие люди обратились к Богу и вернулись в лоно Католической Церкви. Поэтому Андрея Боболю назвали апостолом Пинщины и «душехватом».
Поначалу миссионеров-иезуитов очень неохотно принимали в местных деревнях. Однако со временем многие крестьяне уже собирались на проповеди в деревенских домах. Андрей Боболя использовал такие условия для участия в дискуссиях с представителями других конфессий. За свои заслуги он прослыл также апостолом Полесья.
Пытки и смерть
В те времена отношения между конфессиями резко обострились. Противоречия на религиозной почве стремились использовать для достижения своих грязных целей различные силы. Среди них были казаки, которые действовали совершенно бесконтрольно и терроризировали все местное население. В среду, 16 мая 1657 года, казаки вторглись в Янов-Полесский (современное Иваново, Брестская область), где они убили всех католиков и евреев, независимо от возраста, пола и происхождения.
Узнав, что Андрей Боболя незадолго до этого выехал из Янова, казаки направились за ним. Его поймали около полудня. Чтобы заставить священника отречься от веры, казаки сначала избили его плетками, а затем изувечили лицо. Не предавшего своей веры даже после этой показательной экзекуции, иезуита связали веревкой, привязали к паре лошадей и отправили в обратно в Янов. Проповедник бежал между ними на протяжении четырех километров, падая вновь и вновь. Его били плетью, кололи копьем и глубоко ранили мечом. В Янове мучители сплели из ветвей дуба венок и возложили ему на голову, затем бросили священника на стол и, заставляя отречься от католической веры, продолжали пытать. Через два часа, еще живого, его подвесили за ноги к потолку. Удар меча положил конец земной жизни Боболи. Похороны прошли крайне скромно. Тело привезли в Пинск, где поместили в деревянный гроб, выкрашенный в черный цвет. Гроб оставили в подземелье храма, рядом с другими захоронениями.
Андрей Боболя был сорок девятой жертвой, которую принёс орден иезуитов в то время. Спустя шесть лет после смерти проповедника кто-то поджег коллегиум. Через восемь лет, еще до завершения реконструкции, часть коллегиума превратилась в руины. Жителям не раз приходилось спасаться бегством от регулярных нападений казаков. Перед лицом постоянных угроз и материальных проблем все забыли об Андрее Боболе.
Возрождение подвига
Прошло 45 лет со дня смерти мученика. Во время Северной войны Пинск оказался в опасности. Когда в воскресенье, 16 апреля 1702 года, обеспокоенный ректор местного коллегиума Мартин Гадебский молился о спасении, ему приснился неизвестный иезуит, который утверждал, что он, Андрей Боболя, позаботится о монастыре, если его останки будут почитаться должным образом. Поиск длился три дня. Когда гроб был найден и открыт, присутствующие очень удивились, увидев труп мученика, покрытый пылью, но очень хорошо сохранившийся, как будто его похоронили только вчера. Они увидели следы пыток, раны, на которых была застывшая, но как будто еще свежая кровь. Тело тщательно омыли, завернули в новую простыню, накрыли сутаной, чёрным орнатом и переложили в новый гроб, который установили на возвышении посреди склепа.
Весть о найденном теле, сохранившемся во влажном подземелье, молниеносно облетела Полесье. Жители Пинска, Янова и окрестностей начали вспоминать рассказы стариков. Неожиданно родилось устное предание о подвиге брата Андрея. Многие люди из окрестностей приходили к окну склепа, чтобы краем глаза взглянуть на гроб.
В 1793 году в результате второго раздела Речи Посполитой Пинск оказался под властью царицы Екатерины II, ликвидировавшей Пинско-Туровскую униатскую епархию. Она отняла у униатов бывший иезуитский храм вместе с коллегиумом и поселила там православных, которые решили закрыть склеп и не пускать туда верующих, а позже, в подходящий момент, закопать тело мученика в землю втайне от народа. Весть об этом дошла до монахов Общества Иисуса в Полоцке. Они получили десятки разрешений, различных документов и перевезли реликвии в Полоцк. Полоцк стал еще одним центром почитания мученика. Культ развивался с каждым днем. Примером послужили сами отцы-иезуиты.
Причислен к лику святых
Несмотря на то, что царские власти делали все, чтобы не допустить беатификации, в 1853 году Папа Пий IX провозгласил Андрея Боболю блаженным, отметив, что он великомученик Костёла. А в 1938 года по указу Папы Пия XI Андрей Боболя был признан святым. Папа Пий XII в 1957 году в своей энциклике, посвященной 300-летию мученической смерти иезуита, назвал его непобедимым борцом Христа.
Судьба останков мученика
В советское время неоднократные попытки дискредитации культа мощей были решительно пресечены обществом. 23 июня 1922 года армия окружила костел, где находились останки. Активисты открыли гроб, сняли с мощей одежду и бросили их на пол. К удивлению присутствующих, останки не развалились. Был составлен протокол об их состоянии, в котором говорилось, что «труп» хорошо сохранился благодаря свойствам земли, в которой был погребен. После этого мощи оставили в покое, но ненадолго. 20 июля активисты вновь ворвались в храм и, разогнав прихожан, увезли тело в Москву, где его поместили в здании Гигиенической выставки Народного комиссариата здравоохранения.
В 1922 году, когда в Советском Союзе лютовал голод, Папа Пий XI оказал большую помощь нуждающимся. Тогда советское правительство положительно откликнулось на просьбу Святейшего Отца вернуть мощи святого Андрея Боболи в Рим.
В 1938 году мощи были переданы Польше и сейчас находятся в Варшаве. Святой Андрей Боболя является покровителем Пинской епархии и опекуном железнодорожников. День памяти - 16 мая.
Особое почитание Андрея Боболи
Рассказ о жизни и смерти иезуитского мученика был бы неполным без упоминания отношения к нему двух известных личностей.
Папа Иоанн Павел II, ныне сам причисленный к лику святых, выступая в Люблинском католическом университете, подчеркнул, что опасен тот человек, который заключил союз с конформизмом. А святой Андрей Боболя был свидетелем евангельской истины в любых обстоятельствах и поэтому, несмотря на обрядовые и культовые различия, привлекал сердца всех, кто хотел быть свидетелем Страстей Христовых и Его воскресения.
Сильно почитал белорусского святого Янка Купала, посвятивший иезуиту две поэмы: «Святой Андрей Боболя, белорусский мученик» («Святы Андрэй Баболя, мучанік беларускі») и «Святой Андрей Боболя, белорусский мученик за веру» («Святы Андрэй Баболя, мучанік беларускі за веру»).
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.
Перевод: Ангелина Мартишевская.
Источник