6 мая Церковь чтит память
св. Георгия Победоносца. Сегодня предлагаю рассказ о совершенных им чудесах.
Чудо 1
В Сирии, в городе Рамеле, строилась каменная церковь во имя Св. Великомученика Георгия. Но так как в этом месте не было больших камней для столбов, которые должны были поддерживать здание, то столбы эти покупались в далеких странах и привозились морем. Многие благочестивые граждане отправились в разные страны и покупали такие камни для храма. Отправилась также, по усердию к Св. мученику Георгию, одна благочестивая вдова, пожелавшая купить, по своей бедности, хоть один столб. Купив хороший столб, она привезла его на морской берег, где богатый рамельский градоначальник складывал на корабль несколько столбов, купленных им для той же цели. Вдова усердно просила градоначальника взять на корабль и ее столб вместе с прочими и отвезти к строящемуся храму мученика; но тот не послушал ее просьбы, а нагрузив только свои столбы, отплыл. Тогда вдова, упав на землю, горько плакала и призывала в молитве Св. Великомученика, чтобы он помог ей как-нибудь доставить столб в Рамель. В таком горе и слезах она заснула и видит во сне явившегося ей Св. Великомученика Георгия во образе воеводы - на коне; подняв ее с земли, он спросил: «скажи мне, о чем так скорбишь?» Она рассказала ему о своем горе; мученик, сошедши с коня, спросил ее: «где хочешь поставить столб?» - «На правой стороне церкви», отвечала вдова. Тогда Святой написал на столбе пальцем следующие слова: «этот вдовицын столб должен быть поставлен на правой стороне церкви после перваго столба, чтобы он был вторым». Написав это, он сказал вдове: «помоги мне!» Вдвоем подняли они камень, который сделался легким, и бросили его в море. Вот, что видела вдова во сне. Проснувшись, она уже более не видала столба на прежнем месте, и, возложив упование на Бога и раба Его Св. Георгия, возвратилась обратно домой. Но, еще прежде ее возвращения и приплытия корабля с камнями градоначальника, в одно утро столб ее явился на берегу рамельской пристани. Когда градоначальник (по прологу называвшийся Василиск) приплыл со своими столбами, то очень удивился, увидев лежащий уже на берегу столб вдовы с надписью, сделанною пальцем Святого, как бы на мягкой глине. Признав в этом событии чудо Св. Великомученика и сознавая свое согрешение, он, раскаиваясь в том, что отверг просьбу вдовы, усердно умолял Святого простить его грех, что и получил от Св. Георгия, явившегося ему в видении. Столб же вдовы был поставлен на том месте, где было повелено, в память вдовы, во удивление чуда, совершенного Святым Великомучеником, а наиболее во славу великих чудес Христа Бога нашего.
Чудо 2
Спустя много лет после завоевания сарацинами Сирии и присоединения ее к своей области, в том же городе Рамеле и в той же церкви Св. Великомученика Георгия совершилось следующее чудо: в церковь во время службы вошло несколько сарацин; один из них, знатный человек, увидев икону Св. Георгия и молящегося пред ней священника, обращаясь к друзьям своим, сказал по-сарацински: «видите ли этого безумца, что делает? - доске молится; принесите мне лук и стрелу: я прострелю эту доску». Когда же лук был принесен, он, стоя позади всех, натянул его и пустил стрелу в икону мученика. Но стрела полетела не к иконе, а вверх, и, падая оттуда, вонзилась ему самому в руку. Сарацин немедленно вышел вон и, возвращаясь домой, чувствовал сильную боль в руке, вздувшейся, как мех. Боль увеличивалась; он начал кричать и стонать, как смертельно раненый. В числе его рабынь было несколько христианок; позвавши их, он сказал: «был я в церкви Бога вашего Георгия и хотел прострелить икону его, но, по случаю плохой стрельбы, возвратившаяся стрела ранила меня в руку и вот умираю от нестерпимой боли». Они же сказали ему: «неужели думаешь, что хорошо сделал, подняв руку на образ святого мученика?» Сарацин сказал: «разве этот образ имеет такую силу и это он причинил мне рану, от которой теперь страдаю?». Рабыни отвечали: «мы не учены и не знаем, что отвечать, но позови священника, тот объяснит тебе, о чем нас спрашиваешь». Варвар послушал совета своих рабынь; призвав священника, он сказал ему: «хочу знать, какую силу имеет та доска или икона, которой ты поклонялся?» Священник отвечал: «я не доске поклонялся, но Богу моему, Создателю всего; а изображеннаго на доске Святаго Великомученика Георгия просил ходатайствовать за меня пред Богом». Варвар сказал: «кто же Георгий, если он не Бог ваш?» Священник же отвечал: «Святой Георгий не Бог, но слуга Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Он был человек, подобный нам, который претерпел много мук от язычников, принуждавших его отречься от Христа, но, не смотря на то, мужественно все перенес и, славно совершив исповедание имени Христа, получил от Бога благодать творить знамения и чудеса. Из любви ко Святому мы почитаем его икону, и как бы на него самого смотря, покланяемся ей и целуем ее, подобно тому, как и ты делаешь после смерти твоих родителей и милых братьев с их одеждами: раскладываешь их пред собою, плачешь, целуешь, точно их самих представляешь своим глазам. Так и мы почитаем иконы Святых: не как Бога, нет, но как изображение Божиих слуг, которые иконами творят чудеса, как и тебе, дерзнувшему стрелять в икону мученика, случилось узнать силу его в назидание другим». Услышав это, Сарацин спросил: «что мне делать? Видишь, рука моя опухла, страдания нестерпимы и я чувствую приближение смерти». Пресвитер отвечал ему: «если хочешь жить и быть здоровым, прикажи принести к себе образ Святаго Великомученика Георгия, поставь его над своей постелью и зажги пред ним лампаду с маслом на целую ночь; утром же возьми масла из лампады, помажь больную руку твою, веруй, что исцелишься, и будет по вере твоей». Сарацин стал просить священника принести икону Св. Георгия, которую принял с радостью и исполнил все, чему научил его священник. И когда утром помазал руку свою маслом из лампады, тотчас боль исчезла и рука его исцелилась. Удивленный и обрадованный таким чудом, он спросил священника: «писано ли что-нибудь в ваших книгах о Святом Георгии?» Священник принес житие и страдание Святого и прочел ему; тот слушал со вниманием, держа в руках образ мученика, и, обращаясь к Святому, изображенному на иконе, как бы живому, со слезами говорил: «О, Святый Георгий! ты был молод, но премудр; я же стар, но безумен. Ты был молод и угоден Богу, а я состарился, не зная Бога. Моли же о мне Бога твоего, да буду и я рабом Его». Потом, припадая к ногам священника, просил его сподобиться святого крещения. Священник же не соглашался, боясь сарацин, но, видя его веру и усердную просьбу, крестил его тайно ночью. По утру новокрещенный вышел из дому и, став на видном месте посреди города, начал смело и громко проповедовать Христа, истинного Бога, проклиная сарацинскую веру. Тотчас же сбежалось к нему множество сарацин, которые с гневом и яростью набросились на него, как дикие звери, и изрубили мечами на части. Так он, в короткое время исповедания веры, совершил славный подвиг и принял мученический венец, с помощью молитв Святого Великомученика Георгия.
Чудо 3
На острове Лесбосе, в городе Митилене была большая и великолепная церковь Св. Великомученика Георгия. Жители того острова имели обычай собираться ежегодно в ту церковь, в день памяти Святого, и торжественно проводить этот праздник. Узнав об этом, критские агаряне однажды вечером напали на это место. Люди, бывшие вне церкви, бросились бежать и тем избежали плена, а находившихся в церкви агаряне поймали и, связавши, отвели в плен. Между пленными находился один юноша, который отведен был в Крит и подарен агарянскому князю. На следующий год, в тот же праздник Святого, родители молодого человека, хотя и лишились сына, но не изменили обычаю приходить ежегодно на праздник в церковь мученика и приготовлять богатый обед в честь и память Св. Георгия. Когда званые гости садились за стол, мать пленника отправилась в церковь (недалеко отстоявшую) и, упавши на землю, со слезами просила Святого избавить ее сына из плена. И скорый помощник услышал ее. Когда, помолившись, возвратилась жена домой к гостям на обед, то муж ее, прежде всего призвав имя Св. Великомученика Георгия и прославив его помощь и заступление, начал угощать гостей, а слуги собирались наливать вино, в ту же минуту и сын их, восхищенный из плена Св. Георгием, явился им, держа в руке стеклянный сосуд с вином, который подал матери. Пред тем только молодой пленник услуживал за обедом агарянскому князю в Крите; он налил вино в сосуд и собирался подать его господину, как вдруг очутился в Митилене с сосудом, налитым вином, (подобно тому как Аввакум был перенесен Ангелом в Вавилон к пророку Даниилу во рву львином). Все, бывшие на обеде, пораженные таким явлением, спрашивали его, где был, откуда пришел и как явился к ним. Он же отвечал: «в этот сосуд налил я вино, чтобы подать князю, и вдруг поднят был светлым всадником, который посадил меня к себе на коня. Я держал одной рукой сосуд, а другой держался за его пояс, и вот очутился здесь, как видите». Услышавши это, все ужаснулись и, удивившись такому славному чуду, встали и благодарили Бога и угодника Его, Св. Великомученика Георгия.
Чудо 4
Косьма монах рассказывает подобное же чудо. «В царствование Греческого царя Василия, во время моей молодости служил я у воеводы, который был послан царем на остров Кипр. Прибывши туда, мы услышали о чуде Святого Великомученика Георгия, недавно случившемся в его церкви, в день его праздника. Тамошние жители рассказывали, что сын священника, служившего в церкви Св. Георгия, попал в плен к сарацинам, а теперь на самый праздник Великомученика очутился у своего отца, в церкви во время литургии. Наш воевода позвал к себе священника и сына его и расспрашивал последнего, как возвратился он от сарацин. Юноша рассказывал следующее: «По соизволению Божию освободил меня Святый Георгий, я же не знаю, как явился сюда, только знаю, как взят был в плен три года тому назад. Отец послал меня для покупок, на корабле в море, вместе с другими людьми. На нас напали сарацины, всех взяли в плен и отвезли в Палестину. (В то время Иерусалим и вся Палестина были под властью сарацин). Там служил я три года сарацину, господину моему и вот, восемнадцать дней тому назад, приказал он мне нести постель в общую баню, где хотел мыться. Во время мытья он спросил меня: «принес ли ты мне опсима в укропнице для питья?» (Опсима - сарацинский напиток, разбавляемый кипятком). Я отвечал: «не принес, господин». Он схватил меня и хотел бить, я же убежал домой к госпоже и, взявши у нея напиток и укропницу, поспешно воротился в баню к господину. Путь лежал мимо двора христианскаго, в котором была церковь и в это время совершалась божественная литургия. Я услышал, после первого входа, пение кондака Св. Георгию: «возделан от Бога показался еси» и проч. В тот день была память Св. Георгия. Услышав то пение, я заплакал горько и сказал: Святой Великомученик Георгий, разве не угодны Богу и тебе ни одна мольба моего отца, раба твоего? Зачем не внимаешь его слезам и молитвам, которые он приносит тебе за меня в твоей церкви, чтобы ты избавил меня от плена и унижения? Говоря эти слова, я пришел в баню. Господин, увидев меня в слезах, еще более рассердился, стал бранить и сказал: «налей». Я налил опсима в стеклянный сосуд. Господин опять сказал: «подлей кипятку». Когда же я взял укропницу, чтобы налить кипятку в сосуд, то перестал видеть господина и закричал ему: господин! не вижу тебя. И подняла меня от земли какая то невидимая сила, я уже не слышал слов господина, а услышал пение: „Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, Аминь». Тут увидел я, что нахожусь в алтаре пред отцом, который держал святый потир и говорил пономарям: «дайте кипятку». И вот, я стоя пред ним с укропницею, хотел влить кипятку во святый потир: как стоял в бане пред сарацином, держа в одной руке сосуд с опсимом, в другой укропницу с кипятком, так неожиданно очутился в алтаре, стоя пред отцом. Он же, взглянув на меня, спросил пономарей: «кто этот юноша?» Они отвечали с удивлением: «не знаем, кто он и откуда». (Я был острижен и в сарацинской одежде).- Неужели не узнаешь меня, отец мой, спросил я его, я твой сын Филофей. «А зачем эта укропница и сосуд у тебя в руках и что в нем», спросил отец. Я сказал: «это опсим, а это кипяток, был я, близ Иерусалима, в бане с господином и когда хотел подать ему этот напиток, то вдруг очутился здесь у тебя в церкви». Отец задрожал от ужаса и радости и чуть не уронил святый потир из рук, забывшись от волнения. Я же уронил сосуд и укропницу на землю и подхватив потир, сказал: не смущайся, отец, но кончай службу. Поставив потир на святую трапезу и подняв руки, отец восхвалил Бога и прославил Св. Георгия. Сосуд же и укропница, которые я уронил на мрамор, не только не разбились, но и содержимое в них не пролилось. Кончивши службу, отец обнял меня, поцеловал со слезами и мы пошли домой. Все родственники и соседи, услышав о мне, собрались к нам и увидев меня, обрадовались и прославили Бога и раба его Св. Георгия, избавившаго меня от сарацин во мгновение ока».
Воевода и все бывшие с ним, услышавши такой рассказ, прославили искренно Бога и Св. Георгия и, щедро одаривши священника и сына его, отпустили их».
Чудо 5
Чудо Св. Георгия подобное предыдущему, случилось в стране Пафлагонской. В городе Амастриде жил некто по имени Леонтий с женою Феофаниею; оба, имея великую веру и усердие к Св. Великомученику Георгию, всегда посещали его церковь, которая была при реке, называвшейся Парфениос; по имени той реки и церковь также была названа Парфение. Эту церковь они благолепно украшали по своим средствам из любви к Св. Георгию, которого почитали покровителем, хранителем и защитником себе и всему своему имению, ежегодно праздновали честно и благоговейно память Святого мученика, раздавая много милостыни. В этот день они приготовляли богатый обед для нищих, убогих и странников, а также для родственников и соседей. У них был единственный сын, которого назвали Георгием, в честь и воспоминание Святого мученика, глубоко почитаемого ими.
В то время был царем в Греции Константин, сын Льва Премудрого. Тогда же возникла война между болгарами и греками, болгары с уграми и скифами напали на греческие области, опустошая их, и уводили жителей в плен, чем вынудили греческое правительство собрать для отпора войско, а так как Леонтий, житель города Амастриды был из военных, то и ему приказано было идти на войну. Леонтий, будучи уже стар, задумал послать вместо себя своего молодого сына Георгия. Родители с сыном пошли прежде всего в вышесказанную церковь и, став пред иконой Святого мученика, молились так: «Тебе, о Святой Великомученик Георгий, вручаем нашего возлюбленнаго единственнаго сына, названнаго из любви к Тебе Твоим именем! Будь ты ему вождем в пути и хранителем на войне и возврати его нам целым и здоровым. Окажи благодеяние, как плод нашей веры, да прославим Тебя всегда, нашего защитника и покровителя, многими благотворениями». Помолившись, они отправили сына в греческое войско. Во время боя с врагами, сначала греки одолевали болгар, потом болгаре, по Божьему попущению, одолели греков. В этой кровопролитной битве все греки погибли, едва ли кто убежал. Сын же Леонтия - Георгий, молитвами Св. Георгия сохраненный от смерти, был взят одним болгарином в плен. Болгарин, видя его молодость и красоту, пощадил его и отвел в свою землю, где Георгий служил ему, как раб. Леонтий и Феофана, узнав о печальной участи, постигшей греков и видя, что сын их не возвратился, плакали и рыдали неутешно, предполагая его убитым в схватке. Припадая к иконе Св. Великомученика, они взывали: «в такой ли надежде, Христов мученик, вверили мы Тебе единственное, любезное наше дитя, доставшееся на съедение птицам небесным и зверям земным; так ли Ты услышал наши ежедневныя к Тебе молитвы и воздыхания; если не умилосердился над нашею старостию, то сжалился бы хотя над его молодостью. Зачем пренебрег нами окаянными, угодник Божий?» В таких и подобных выражениях, с неутешным плачем и рыданиями, долго взывали они к мученику, особенно же мать беспрерывно горько плакала; все, бывшие при этом, плакали от сострадания, видя их скорбь. После поражения греков в августе, прошли осень и зима, наступил апрель месяц. Наступил и праздник в память Св. Великомученика Георгия. Леонтий с супругою, хотя и отчаялись увидеть сына своего Георгия, считая его убитым в сражении, но все таки не оставляли своего усердия к Святому мученику, и по обыкновению приготовили, как и всегда, богатый обед. После обедни они пригласили к себе много гостей: соседей и издалека, родных, странников и нищих, которые сидя за обедом ни о чем другом не говорили, как только о сыне их Георгии, не возвратившемся с поля брани. Родители не переставали плакать, а гости утешали плачущих, особенно рыдающую мать. Сын же их Георгий в плену должен был исправлять поварское дело. В тот день, приготовляя кушанье, он вспомнил родителей и празднование этого дня, вспоминал и родственников, друзей и соседей, и говорил сам себе: какой сегодня в доме родителей обед, кто обедает у них, вспоминают ли меня, считают ли меня живым или умершим. И раздумывая так, горько рыдал. Пришла пора господину его обедать и Георгий сам должен был принести одно кушанье к господину; отерев слезы, он снял с огня кипящий сосуд и понес. И о чудо! Вдруг очутился в родительском доме, стоя пред всеми обедающими. Все ужаснулись, увидев вдруг появившегося Георгия, держащего в руках кипящий сосуд. Родители сочли его за привидение, но как только уверились в действительности, то с радостью бросились к нему и, павши на шею, обнимали и целовали его, плача от великой и нечаянной радости. Также и все там бывшие плакали от умиления. Потом стали расспрашивать Георгия, как остался он жив в битве, где был и как вдруг пришел к ним. Он все подробно рассказал о себе, и о том, каким образом избавился от плена: «только сейчас я работал на кухне господина и приказали мне нести ему это кушанье, я взял его и понес, но едва поднялся на несколько ступеней по лестнице, ведущей к горнице господина, как вдруг увидел какого-то воина на коне. Этот всадник сиял необыкновенным светом, он то и взял меня с этим сосудом и не знаю, как поставил здесь пред вами». Услышав это, все и особенно родители горячо благодарили Бога и Св. Великомученика Георгия. Кроме того, совершилось еще другое чудо: когда стали есть из того сосуда, то кушанья в нем не убывало, сколько кушали его, на столько оно умножалось, сам же сосуд был мал, кушанья было в нем ровно только для одного человека на один раз, а обедавших было очень много. Все ели вдоволь, хваля Бога и говоря: «это Святый Великомученик Георгий на свой праздник прислал нам от болгар прекрасное кушанье». Потом этот сосуд был отдан в церковь Св. Великомученика и там хранился между священными сосудами, в воспоминание того славного чуда Св. Великомученика Георгия.
Эта же, очень древняя, церковь Святого Георгия была слишком мала, обветшала и пришла в разрушение. По бедности жители не могли построить новой или поправить и обновить ветхую: так церковь и опустела. Но в ней случилось следующее чудо: дети, собираясь к ней, играли; между ними был один мальчик, которого постоянно обижали другие дети, заставляя терпеть насмешки и побои. Однажды, будучи не в силах больше переносить издевательства товарищей, он взглянул на церковь Св. Георгия и сказал: «Святый Георгий! помоги мне одолеть товарищей и я принесу тебе в церковь хороший пирог». И вдруг мальчик одолел других детей в детской игре, и ни один раз и не два, а несколько раз превзошел их силой. Тогда он пошел к матери, сказал ей про обещание принести Св. Георгию в дар пирог и просил ее исполнить данный им обет. Мать, любя сына и Великомученика Георгия, скоро исполнила просьбу ребенка и дала ему хороший горячий пирог. Он снес его в церковь, положил пред алтарем и, помолившись с поклоном, ушел домой. В то время проходили мимо церкви четыре купца, которые вошли в нее поклониться Св. Георгию и нашли отличный пирог; он еще был тепл и испускал душистый пар. Купцы сказали друг другу: «Святыйй этого не требует, съедим пирог, а вместо него положим ладан». Съевши пирог, они хотели уйти из церкви, но не находили дверей. Двери представлялись им стеною и они не могли выйти. Тогда каждый положил по серебряной монете и все-таки не нашли выхода. Затем положили одну золотую монету и помолились Святому, чтобы он помог им выйти, но были поражены слепотою; после этого они все четверо положили по золотой монете и усердно помолились. Тогда только они увидели открытые двери и ушли беспрепятственно. Эти золотые и серебряные монеты были первые деньги, собранные на обновление церкви; потому что по всей той стране прошел слух об этом чуде и многие благочестивые люди пожертвовали от себя много золота и серебра. На собранные деньги построили новую большую каменную церковь, великолепно украшенную и снабженную необходимой утварью и иконами. В той церкви совершались славные чудеса в славу Христа Бога и в похвалу Св. Великомученика Георгия.
Чудо 6
Еще известно чудо Св. Великомученика Георгия над мальчиком, смертельно ужаленным змеей, о котором рассказывает один богоугодный монах, имевший себе Великомученика Георгия тезоименника и помощника, авва (отец) Георгий: «Шел я», говорит он, «на гору, держа в руке крест и вот встретился со мной старый монах и, взяв у меня крест, пошел вперед и, пройдя немного, повернул с дороги на тропинку. Я пошел вслед за ним: тут паслось стадо овец, а мальчик пастух лежал, умирая от ужаления змеи. Вблизи был источник и старец сказал мне: почерпни воды и обольем крест. Сделав это и раздвинув губы мальчика, мы влили ему в рот воду, налитую на крест и старец сказал: «во имя Пресвятыя Троицы исцеляет тебя раб Божий Святый Великомученик Георгий». Тогда мальчик немного ожил, у него рвотой вышел яд и он встал. Старец спросил его: «скажи мне, для чего ты клялся вчера бедной вдове и говорил ей, что овца, которую она дала тебе пасти, съедена волком? А ты сам продал ее за три серебряные монеты». «Это так и было, отвечал мальчик, но ты как узнал о том?» Старец отвечал: «я сидел в келии, вдруг приехал ко мне человек на белом коне и сказал: Софроний, встань и иди скорей к источнику, который находится по правую сторону от тебя на юг; там найдешь мальчика, ужаленнаго змеей, там же встретится тебе и монах, он будет держать в руке вырезанный из дерева крест; возьми тот крест, облей его водой и дай ее выпить мальчику, говоря: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, исцеляет тебя раб Божий мученик Георгий. Скажи ему: после этого не клянись именем Божиим, ни святыми Его, также никому не делай зла и отдай бедной вдове овцу, чтобы с тобой не случилось чего хуже». Услышав то от старца, пастух упал к ногам его, говоря: «прости мне, отец, что так я поступил: я продал овцу вдовы за три серебряные монеты и вчера ей солгал, что волк сел ее. Разве ты не знаешь, как я бедна, сказала мне женщина, а ты так поступаешь со мной; но за меня взыщет с тебя ту овцу Бог и Святый Георгий, потому что я обещала отдать ту овцу для бедных на праздник Святаго Георгия. Я же, продолжал юноша, согрешив так, молю тебя, Святый отец, помолись о мне Богу и Святому Георгию, чтобы мне простился тот грех, а теперь я дам вдове трех овец в день Святаго Георгия и до самой смерти на праздник этого Святаго буду давать бедным десятую часть из своего заработка». Так исцеленный пастух, испросив себе молитвами блаженного Софрония прощение греха, пошел на свое дело, благодаря Бога и угодника Его Святаго Великомученика Георгия».
Чудо 7 (Новое)
Новым сие чудо названо не по времени, а потому, что в повествовании о чудесах Св. Великомученика Победоносца Георгия оно не было включено раньше Св. Димитрием Ростовским, а между тем в житии Св. Феодора Сикеота (22 апреля) значится записанным.
О детстве Св. Феодора Сикеота говорится следующее: когда все домашние и Феодор между ними спали глубоким сном, приходил к нему Св. Великомученик Георгий и пробуждал его, говоря: «встань, Феодор, уже взошла заря и настало время утренней молитвы, пойдем в церковь Св. Георгия». Тогда мальчик с радостью вставал и шел охотно в церковь. В начале являлся ему Св. Георгий в образе Стефана, живущего в их доме; потом в своем виде показывался ему, будя каждую ночь и приводя в свою церковь. На пути же бесы, желая испугать отрока, превращались в волков и разных зверей и бросались на него, но Св. мученик, идя впереди его и, неся в руке копье, отгонял те страшные привидения и советовал Феодору не бояться. Так случалось каждую ночь; мать и другие женщины, проснувшись однажды и не нашедши Феодора в постели, недоумевали и, узнав, что он ходит ночью в церковь, удивлялись тому, как он, легши с вечера между ними, встает и никто этого не замечает. Мать боялась, чтобы мальчика не съели звери, потому что в то время прошел слух, что волк похищает не только скот, но и маленьких детей, а потому она строго запретила ему выходить из дому ранее солнечного восхода, так как место было пустынное. Однако мальчик не послушался матери, и в урочное время, разбуженный Св. Георгием, шел в его церковь и никто того не знал. Однажды мать и другие женщины, проснувшись на рассвете и не найдя Феодора на постели, разгневались и, войдя в церковь, вытащили его оттуда, а мать, взявши его за волосы, потащила домой с сильными побоями и во весь день не отпускала из дому; на ночь же крепко привязала к кровати, чтобы никоим образом он не мог уйти. В ту же ночь Св. Великомученик Георгий явился во сне матери Феодора и прочим женщинам, с мечем на бедре. Вынув его, он угрожал им, говоря гневно: «я отрублю вам головы, если будете еще бить мальчика и запрещать ему приходить ко мне». Страшно испугавшись, женщины проснулись, рассказали одна другой явление и угрозу Великомученика, а особенно ужаснулись, узнав, что всем было одинаковое видение; затем отвязавши св. отрока, всячески с любовью ласкали его, чтобы он не сердился на них за побои. И спрашивали его: как он не боится зверей, идя в церковь из дому до рассвета? Он же отвечал им, что каждую ночь прекрасный молодой человек будит его и ведет в церковь, защищая от опасностей в пути. Тогда поняли женщины, что Св. Великомученик Георгий, виденный ими во сне, является к нему и охраняет его. И с того времени ни в чем не мешали Феодору, но, отдавшись на промысл Божий, сказали: «да будет воля Господня».
Другой случай помощи Св. Георгия Феодору: на 12-м году жизни Феодор после одного знаменательного сна в церкви, особенно усердно молился Богу во весь Великий пост и когда настал праздник Воскресения Христова, то диавол, не терпя видеть такого добродетельного мальчика, придумал следующую хитрость, чтобы погубить его. Однажды приняв вид Геронтия, товарища Феодора по школе, пришел к нему, пригласил с собою будто на прогулку и привел его на высокий холм, по имени Тзидрама, и, ставши на самом высоком камне, начал, как прежде Христа в пустыне, искушать Феодора, говоря: «если хочешь испытать, добрый Феодор, твое мужество, то соскочи отсюда вниз». «Боюсь», отвечал Феодор, «потому что очень высоко». «Ты всегда был мужественнее всех нас в школе, сказал диавол, а этого теперь боишься. Вот я не боюсь и соскочу вниз». «Не делай этого, сказал Феодор, а то разобьешься». Диавол же утверждал, что не случится никакой беды. И сказал Феодор: «если ты раньше меня соскочишь и останешься цел, то и я по тебе сделаю». Тогда диавол соскочил в ужасную глубину, стал там прямо и звал к себе Феодора последовать его примеру. Увидев это, Феодор ужаснулся и раздумывал, как Геронтий, до сих пор не имевший такой смелости, мог соскочить вниз без малейшего вреда. В то время, как он это обдумывал, а диавол снизу призывал его, явился вдруг Св. Великомученик Георгий и, взявши Феодора за руку, сказал: «иди отсюда, и следуй за мной, не слушай искусителя, ищущего твоей души. Это не Геронтий, а враг рода нашего». И привел Великомученик отрока в свою церковь, где оставил его.
В третий раз, когда Феодор заболел от простуды, явился к нему Святой Великомученик Георгий во сне, спрашивая: «отчего с тобой случилась болезнь, дитя?» Мальчик, подняв глаза, увидел далеко стоящего нечистого духа и показывая на него, сказал: «вот тот скверный и мерзостный напустил на меня эту болезнь». Св. Георгий, взяв беса, сильно мучил его и отогнал, а Феодору, взявши его за руку, сказал: «Встань и будь здоров, тот мерзостный и пронырливый не явится более пред лицо твое». Тогда Феодор, проснувшись, встал и почувствовал себя здоровым.
В продолжении всей многотрудной и благотворной жизни Св. Феодора, всегда оказывал ему Св. Георгий покровительство и скорую помощь. Пред кончиной же Св. Феодора (последовавшей в глубокой старости), два раза являлся ему во сне Св. Великомученик Георгий. В первое явление подал ему дорожный посох и звал с собою в далекий путь. Потом явился сидящим на коне и, ведя другого коня, сказал: «сядь, Феодор, на этого коня и следуй за мною». По этим снам Св. Феодор понял свою близкую кончину († 22 апреля 613 г.).
Чудо 8
Не следует умолчать и о том великом чуде убиения змея, которое совершил Св. Великомученик Георгий близ родины своей в Палестине, в стране Сирофиникийской, при городе Верите, лежащем над великим Сирийским морем, недалеко от города Лидды, где было погребено тело Св. Великомученика. Уже в древнее время это чудо изображалось на иконах, особенно воспоминается оно достоверными описателями Палестинской земли и тамошним путешественникам показывается место совершения чуда. Это было так: при том городе Верите, недалеко от Ливанской горы, было очень большое озеро, в котором жил огромный страшный змей; этот змей, выходя из воды, нападал на людей, схватывал их, увлекал в озеро и там съедал. Народ много раз вооружался против него, но чудовище прогоняло и поражало его; когда змей приближался к стенам города, то заражал воздух своим ядовитым дыханием, так что многие заболевали и умирали. В городе слышался постоянный плач, все были в отчаянии и не знали, что делать. Царь и народ были идолопоклонниками. Однажды народ собрался и пошел к царю, говоря: «что нам делать, ведь мы погибаем от этого змея». Он отвечал им: «я спрошу богов и что они мне откроют, то я вам объявлю». Царь спросил идолов и жившие в них бесы, губители человеческих душ, дали ему такой совет, что если жители не желают погибнуть все до одного, то давали бы по очереди и по жребию на съедение змею сына или дочь. Объявляя это, царь прибавил: «когда очередь дойдет до меня, то хотя у меня единственная дочь, но и ее отдам змею». Согласившись на такой бесами внушенный совет, все жители, знатные и бедные, каждый день отдавали детей своих на съедение. Они наряжали великолепно сыновей и дочерей, приводили их к озеру и оставляли на берегу, хотя сильно жалели и горько плакали о них; змей выходил из озера, хватал их и увлекал в воду. Наконец очередь дошла до царя; народ пришел к нему и сказал: вот, царь, по твоему совету и приказанию мы все отдали своих детей змею, очередь наша кончилась, что же теперь прикажешь нам делать? - «Дам и я мою единственную дочь», отвечал царь, «а потом объявлю вам, что откроют боги». Призвав дочь, царь велел ей великолепно одеться. Пораженный горем, царь оплакивал ее, со всем домом своим; но не смея нарушить божественного, по его мнению, приговора (утвержденного по совету бесов для их жертв), он приказал отдать дочь на съедение змею, как жертву богу адской бездны. Отпустив дочь, сам он и все домашние с высоты дворца смотрели на царевну. Девица, оставленная по обыкновению на месте, где приготовлялась жертва змею, стояла на берегу озера и горько рыдала. Со страхом ожидала она смертного часа, когда змей выйдет из озера и бросится на нее. И вот по усмотрению Бога, желающего всем спасения, а жителям этого города избавления от телесной и душевной гибели, явился туда Св. Великомученик Георгий, воин Царя Небесного. Он сидел на коне и держал в руке копье. Увидев плачущую девицу, он подъехал к ней и спросил: зачем она тут стоит и о чем плачет. Девица отвечала: «добрый юноша, уезжай отсюда скорей на твоем коне, а то погибнешь вместе со мною». - «Не бойся, девица, сказал ей Святой, но скажи мне, чего ты ждешь и почему смотрит на тебя издалека народ?» - «Вижу, что ты храбр и мужествен, прекрасный юноша, сказала девица, но зачем хочешь ты умереть со мной; уезжай поскорее отсюда». - «Не уеду», сказал Святой, «пока не скажешь мне всю правду, зачем здесь стоишь и плачешь и кого ожидаешь?» - Тогда девушка рассказала ему все по порядку о себе и змее. Св. Георгий ободрял ее и, утешая, сказал: «не бойся, девица, потому что во имя Христа Господа моего, Бога истинного, я избавлю тебя от змея». «Добрый воин, отвечала она, не желай погибнуть со мной, но беги скорей отсюда и спаси себя самого от горькой смерти, довольно и того, что я одна здесь умру, потому что и меня не спасешь от змея и сам погибнешь». Едва девица сказала это Святому, как из озера вышел страшный змей и стал приближаться к приготовленной жертве. Увидев его, девица закричала громким голосом: «беги, добрый человек, вот змей идет». Но Св. Георгий оградил себя крестным знамением и призывая Господа со словами: «во имя Отца и Сына, и Святаго Духа», бросился с конем на змея, потрясая копьем, и, ударив в пасть, ранил и прижал его к земле, а конь попирал его ногами. Потом Св. Георгий велел девице своим поясом связать змея и вести его, как кроткую собаку, в город. Народ удивляясь, что царевна ведет чудовище, бросился бежать. Но Св. Георгий сказал им: «не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, Он и послал меня к вам избавить вас от змея».
И убил Св. Георгий того змея среди города, а народ, вытащив труп за город, сжег его. Тогда царь и весь народ уверовали во Христа и приняли Святое Крещение; крестившихся было двадцать пять тысяч, не считая женщин и детей. На том месте впоследствии построили большую и прекрасную церковь во имя Пресвятой Девы Богородицы и в честь Святого Победоносца Георгия, который подобно тому, как избавил царевну от видимого змея, также сохраняет и непорочную церковь Христову и всякую душу правоверную своею помощью от невидимого в адской бездне погубителя и от греха, как от ядовитого змея. В той же церкви совершилось и новое чудо: когда построенная церковь была освящена после Пречистой Девы Богородицы и в честь Святого Победоносца Георгия, тогда в знак излившейся на нее благодати Божией, истек из алтаря источник живой воды, который исцелял всякую болезнь всех с верой приходивших, во славу Того, у Кого источник жизни, самого Царя славы, Бога в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, прославляемого во Святых Своих во веки. Аминь.
Источник