Страстна́я икона Божией Матери - почитаемая в православии икона Богородицы, относится к иконописному типу Одигитрия. Своё название икона получила по причине изображения рядом с ликом Богородицы ангелов, держащих в руках орудия Страстей Христовых.
Празднование в честь иконы совершается 13 (26) августа (установлено в память перенесения её в Москву), а также в шестое воскресение после Пасхи (в память о чудесных исцелениях, приписываемых иконе).
Происхождение иконы неизвестно. В конце XV века подобный образ был написан Андреосом Рицосом. С прославлением в начале XVII века чтимого списка иконы связано предание о жительнице села Палицы по имени Екатерина, которая, будучи бесноватой, дала обет принять монашество в случае исцеления. Выздоровев, она забыла об обещании, а вспомнив, слегла в постель и трижды в видении ей являлась Богородица. Она указала женщине идти в Нижний Новгород и помолиться перед написанным иконописцем Григорием образом Богородицы с изображением орудий страстей, а также отдать ему для украшения иконы семь серебряных монет, собранных как подаяние именем Богородицы. Екатерина исполнила указание и получила исцеления, после этого предание сообщает о многочисленных чудесах от иконы.
Местный землевладелец князь Борис Лыков, узнав о чудотворной иконе, перенёс её в свою в церковь в селе Палец. В 1641 году по указанию царя Михаила Фёдоровича икону перенесли из села Палец в Москву. На месте её торжественной встречи царём у Тверских ворот вначале возвели каменную церковь, а в 1654 году Алексей Михайлович приказал построить Страстной девичий монастырь. В нём икона находилась до 1919 года, когда монастырь был упразднён и осквернён. Икону перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она находится в настоящее время.
В 1680 году князем Федором Урусовым в селе Палец в честь иконы была выстроена трехпрестольная каменная церковь. После перенесения иконы в московский Страстной монастырь в храме хранился её чудотворный список. В советские годы храм был закрыт, а здание церкви использовалось как склад и зернохранилище.
Страстная икона относится к иконографическому типу «Одигитрии». Голова Богородицы наклонена к сидящему на её руках младенцу Иисусу. Своими руками Богомладенец держится за правую руку Богородицы: правой рукой он держит её большой палец, а левой сжимает кисть. Лик Богомладенца, исполненный страха, обращён к образу его предстоящих крестных страданий. Этот образ представлен в виде двух ангелов, изображённых по сторонам от лика Богоматери. В руки ангелов помещены орудия страстей - Крест, губка и копьё.