Все святые обычно юны и прелестны, в их жизнеописаниях очень часто подчеркивается именно их молодость и красота, что должно придавать историям об ужасных мученичествах и невероятной стойкости потенциальных святых дополнительный драматизм.
Одно из редких исключений в этом ряду юных девственниц - это святая Аполлония Александрийская.
О её жизни известно очень немногое.
Вероятнее всего она родилась и прожила всю жизнь в Александрии. Все её биографы утверждают, что, когда в Александрии во время правления императора Деция начались гонения на христиан, она уже была женщиной в почтенных летах и, возможно даже, являлась диаконисой местной христианской общины. Точно неизвестно, из какой она происходила семьи, но замужем она не была, более того, свою девственность она истово хранила всю свою жизнь, предполагая подарить её только одному мужчине - Иисусу Христу.
Греческий церковный историк Евсевий Памфил в своей знаменитой «Церковной истории» даже назвал ее «дивной старушкой-девственницей». История святой Аполлонии была коротко изложена в письме александрийского епископа Дионисия адресованного Фабию, епископу Антиохийскому.
Согласно первоначальному источнику Аполлония находилась в храме, когда туда ворвались язычники и начали крушить всё вокруг. Аполлония кротко попыталась их увещевать, но её схватили и привели на суд.
Пытаясь заставить ее отречься от Христа, палачи вырвали клещами или выбили ей все зубы. Именно эта подробность ее жизнеописания и послужила в дальнейшем к появлению устойчивых иконографических атрибутов, которые определяют образ святой.
Французский художник и миниатюрист Жан Фуке одним из первых изобразил сцену мученичества святой Аполлонии с вырыванием у нее зубов в иллюстрациях к «Золотой книге Этьена Шевалье». Этот же эпизод представляет в своем рисунке Якопо Дзукки.
Позднее художники часто изображали Аполлонию в виде юной девы с пальмовой ветвью мученицы и клещами, в которых зажат зуб. Наиболее известные изображения святой принадлежат Эрколе ди Роберти, Рафаэлю (рисунок 1501-02 гг.), и Франсиско де Сурбарану (святая Аполлония в его цикле «Святые жены»).
После этого, поняв, что никакими пытками невозможно принудить убежденную христианку отречься от Господа, палачи разожгли большой костёр, чтобы устрашить ее.
В «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, где собраны основные факты историй большинства ранних христианских святых, этот эпизод описывается так:
«…Схватив блаженную деву безжалостные гонители сначала выбили Аполлонии все зубы, а затем сложили из дров громадный костер, угрожая сжечь ее заживо, если она не произнесет нечестивые заклятия вместе с язычниками. И тогда она, увидев уже горящий костер и как бы кратко обдумав все, внезапно вырвалась из рук нечестивцев и по своей воле бросилась в пламя, которым ей грозили, так что устрашились сами жестокие гонители, ибо жена поспешила к смерти быстрее, чем палач пришел к месту казни.
Аполлония была подвергнута различным пыткам: стойкую мученицу Христову не смогли победить жестокость перенесенных страданий и пламя суровых палачей, ибо в лучах истины много ярче горел ее пылающий дух. Огонь, зажженный руками смертных прислужников, не мог исторгнуть из неутомимой груди жар, воспламененный Богом…»
Святая Аполлония была одной из самых популярных святых, поскольку ей приписывалась способность излечивать от зубной боли. Позднее она стала считаться покровительницей дантистов и их пациентов.
Источник