Comunione e Liberazione (с итал. - «Общение и освобождение», сокращённо CL) - католическое движение внутри Католической церкви, основанное в 1950-х годах итальянским священником и теологом Луиджи Джуссани.
В 1950-х годах Джуссани преподавал религию в Высшей школе Берше в Милане, в котором появилась первая группа молодёжи, привлечённая горячей харизмой Джуссани. Равнодушие к религии среди молодёжи и полное её непонимание побудило Джуссани заняться миссионерской деятельностью среди своих студентов. Джуссани настаивал на том, что вера не противоречит разуму. Вера есть разумное признание бытия как Тайны.
Джуссани призывает к критическому подходу ко всем вопросам - к своей вере, к традиции, к революционным движениям 1960-х годов. Но критика не должна быть тотальной и не должна вести к нигилизму. Критика должна выявлять подлинные основания существования человека, его подлинные желания и стремления - желания счастья, блага. Желание счастья, чувство своей изначальной зависимости от другого (мы не сами себя произвели на свет) - это составляет суть религиозного чувства человека. Это путь, который ведёт к познанию Бога.
В следующих словах Джуссани синтетизировал содержание и цель своей попытки: «С первого же часа моей работы в школе я говорил: “Я здесь не для того, чтобы вы считали вашими данные мной идеи, но для того, чтобы научить вас верному методу суждения для применения его ко всему тому, о чём я буду вам говорить. И то, о чём я буду вам говорить - это опыт, который является результатом долгого прошлого - сроком в две тысячи лет». Уважение этого метода с самого начала охарактеризовало наше дело воспитания, ясно обозначив его цель: показать уместность веры в жизненных запросах.
«Вследствие в начале моего воспитания в семье и семинарии, а затем вследствие моих размышлений, я глубоко убедился в том, что вера, которую нельзя было бы выявить в опыте настоящего, которая не была бы подтверждена этим опытом, не была бы полезна в поиске ответов на запросы настоящего, такая вера не смогла бы устоять в мире, где всё, всё, говорило и говорит об обратном настолько, что даже богословие довольно долгое время было жертвой этой уступки. Демонстрирование уместности веры в жизненных запросах, а следовательно - данное «следовательно» важно для меня - демонстрирование её рациональности, требует использования четкой концепции рациональности. Сказать, что вера превозносит рациональность - это значит сказать, что вера соответствует основополагающим и подлинным потребностям человеческого сердца» (Луиджи Джуссани, «Рискованное дело воспитания». С. 24-25).
Таким образом, по его концепции, не ритуал и не теологические системы и народные верования составляют сущность христианства. Сущность христианства - это опыт живого человека, направленный на постижение реальности во всей целокупности составляющих её факторов. Христос - является ответом на все вопросы человека. Реальность Христа как богочеловеческой личности обнимает в себе и божественную и человеческую природу. Реальность Христа, изливаясь через Церковь, наполняет смыслом каждое конкретное существование и деятельность - начиная от проповеди священника, кончая воспитанием детей и мытьём посуды в доме. Любое действие с сознанием своей зависимости от Христа приобретает сакральное значение, так как способствует духовному росту человека, его освобождению от зависимости от мира, большей внутренней свободе. Поэтому общение во Христе (что по преимуществу и есть Церковь) является освобождающим фактором. Общение также является воспитательным методом, приводящим человеческий разум к осознанию повсеместного Присутствия Бога. Разум, признающий свои границы, становится подлинным разумом, понимающим истинный смысл вещей.
Данное католическое движение распространено по всему миру. Наиболее активные группы CL находятся в Италии, Испании, Бразилии, в Африке, России, Литве, Казахстане, США, Канаде, Филиппинах. Движение выпускает журнал «След» (итал. Tracce). Члены CL активно участвуют в политике своих стран, во многих культурных начинаниях и благотворительности. В 1982 году братство Comunione e Liberazione признано Святым Престолом как ассоциация понтификального права. Сегодня братство CL насчитывает около 50 000 членов по всему миру.
Оригинальность харизмы движения определил лидер движения Х. Каррон: «…мы можем показать, что вера касается потребностей жизни - потребностей в истине, красоте, справедливости и счастье, и, поэтому, показать пользу веры для жизни людей нашего времени».
«Мы, христиане, избраны не для того, чтобы доказать свои диалектические или стратегические способности, но чтобы свидетельствовать о новизне, которую вера принесла в мир и которая сначала „завоевала“ нас».
Comunione e Liberazione отличают консервативные позиции в экономических и социальных вопросах; политически оно близко к движению Сильвио Берлускони.
С 2005 года, после смерти отца Джуссани, Движение возглавляет его преемник, отец Хулиан Каррон.
Никакой карточной системы регистрации не предусмотрено, а только свободное участие индивидуумов. Основным инструментом формирования примкнувших к Движению является ежеденедельный катехизис - «Школа общины».
Школа общины - это воспитательный инструмент развития (выражающегося как сознательность и привязанность) опыта встречи с харизмой. Она заключается в чтении текстов, предложенных всему Движению, и размышлению над ними, а также во встречах общины.
Работа понимается именно как школа: во-первых, необходимо желание учиться, во-вторых, требуется серьезное и искреннее сравнение содержания текста с собственным опытом, в результате которого возможно передать другим то, что тайна Бога творит в нас, то есть свидетельствовать о собственном изменении. Обычно предлагаются тексты отца Луиджи Джуссани или отца Хулиана Каррона. Участие в школе общины свободное и доступно как студентам, так и работающим людям. Как правило, встречи проходят еженедельно.
С 2009 года группы в Италии имеют возможность присоединяться посредством аудио- и видеосвязи к встрече, проводимой Хулианом Карроном. Таким образом, всем желающим предлагается еще один инструмент, позволяющий научиться методу школы общины.
Сайт русскоязычного движения