Comunione e Liberazione (Общение и oсвобождение)

Mar 18, 2022 01:52

Comunione e Liberazione (с итал. - «Общение и освобождение», сокращённо CL) - католическое движение внутри Католической церкви, основанное в 1950-х годах итальянским священником и теологом Луиджи Джуссани.

В 1950-х годах Джуссани преподавал религию в Высшей школе Берше в Милане, в котором появилась первая группа молодёжи, привлечённая горячей харизмой Джуссани. Равнодушие к религии среди молодёжи и полное её непонимание побудило Джуссани заняться миссионерской деятельностью среди своих студентов. Джуссани настаивал на том, что вера не противоречит разуму. Вера есть разумное признание бытия как Тайны.

Джуссани призывает к критическому подходу ко всем вопросам - к своей вере, к традиции, к революционным движениям 1960-х годов. Но критика не должна быть тотальной и не должна вести к нигилизму. Критика должна выявлять подлинные основания существования человека, его подлинные желания и стремления - желания счастья, блага. Желание счастья, чувство своей изначальной зависимости от другого (мы не сами себя произвели на свет) - это составляет суть религиозного чувства человека. Это путь, который ведёт к познанию Бога.

В следующих словах Джуссани синтетизировал содержание и цель своей попытки: «С первого же часа моей работы в школе я говорил: “Я здесь не для того, чтобы вы считали вашими данные мной идеи, но для того, чтобы научить вас верному методу суждения для применения его ко всему тому, о чём я буду вам говорить. И то, о чём я буду вам говорить - это опыт, который является результатом долгого прошлого - сроком в две тысячи лет». Уважение этого метода с самого начала охарактеризовало наше дело воспитания, ясно обозначив его цель: показать уместность веры в жизненных запросах.
«Вследствие в начале моего воспитания в семье и семинарии, а затем вследствие моих размышлений, я глубоко убедился в том, что вера, которую нельзя было бы выявить в опыте настоящего, которая не была бы подтверждена этим опытом, не была бы полезна в поиске ответов на запросы настоящего, такая вера не смогла бы устоять в мире, где всё, всё, говорило и говорит об обратном настолько, что даже богословие довольно долгое время было жертвой этой уступки. Демонстрирование уместности веры в жизненных запросах, а следовательно - данное «следовательно» важно для меня - демонстрирование её рациональности, требует использования четкой концепции рациональности. Сказать, что вера превозносит рациональность - это значит сказать, что вера соответствует основополагающим и подлинным потребностям человеческого сердца» (Луиджи Джуссани, «Рискованное дело воспитания». С. 24-25).

Таким образом, по его концепции, не ритуал и не теологические системы и народные верования составляют сущность христианства. Сущность христианства - это опыт живого человека, направленный на постижение реальности во всей целокупности составляющих её факторов. Христос - является ответом на все вопросы человека. Реальность Христа как богочеловеческой личности обнимает в себе и божественную и человеческую природу. Реальность Христа, изливаясь через Церковь, наполняет смыслом каждое конкретное существование и деятельность - начиная от проповеди священника, кончая воспитанием детей и мытьём посуды в доме. Любое действие с сознанием своей зависимости от Христа приобретает сакральное значение, так как способствует духовному росту человека, его освобождению от зависимости от мира, большей внутренней свободе. Поэтому общение во Христе (что по преимуществу и есть Церковь) является освобождающим фактором. Общение также является воспитательным методом, приводящим человеческий разум к осознанию повсеместного Присутствия Бога. Разум, признающий свои границы, становится подлинным разумом, понимающим истинный смысл вещей.

Данное католическое движение распространено по всему миру. Наиболее активные группы CL находятся в Италии, Испании, Бразилии, в Африке, России, Литве, Казахстане, США, Канаде, Филиппинах. Движение выпускает журнал «След» (итал. Tracce). Члены CL активно участвуют в политике своих стран, во многих культурных начинаниях и благотворительности. В 1982 году братство Comunione e Liberazione признано Святым Престолом как ассоциация понтификального права. Сегодня братство CL насчитывает около 50 000 членов по всему миру.

Оригинальность харизмы движения определил лидер движения Х. Каррон: «…мы можем показать, что вера касается потребностей жизни - потребностей в истине, красоте, справедливости и счастье, и, поэтому, показать пользу веры для жизни людей нашего времени».

«Мы, христиане, избраны не для того, чтобы доказать свои диалектические или стратегические способности, но чтобы свидетельствовать о новизне, которую вера принесла в мир и которая сначала „завоевала“ нас».

Comunione e Liberazione отличают консервативные позиции в экономических и социальных вопросах; политически оно близко к движению Сильвио Берлускони.

С 2005 года, после смерти отца Джуссани, Движение возглавляет его преемник, отец Хулиан Каррон.
Никакой карточной системы регистрации не предусмотрено, а только свободное участие индивидуумов. Основным инструментом формирования примкнувших к Движению является ежеденедельный катехизис - «Школа общины».

Школа общины - это воспитательный инструмент развития (выражающегося как сознательность и привязанность) опыта встречи с харизмой. Она заключается в чтении текстов, предложенных всему Движению, и размышлению над ними, а также во встречах общины.

Работа понимается именно как школа: во-первых, необходимо желание учиться, во-вторых, требуется серьезное и искреннее сравнение содержания текста с собственным опытом, в результате которого возможно передать другим то, что тайна Бога творит в нас, то есть свидетельствовать о собственном изменении. Обычно предлагаются тексты отца Луиджи Джуссани или отца Хулиана Каррона. Участие в школе общины свободное и доступно как студентам, так и работающим людям. Как правило, встречи проходят еженедельно.

С 2009 года группы в Италии имеют возможность присоединяться посредством аудио- и видеосвязи к встрече, проводимой Хулианом Карроном. Таким образом, всем желающим предлагается еще один инструмент, позволяющий научиться методу школы общины.

Сайт русскоязычного движения

статьи, религия, история, католические общества мирян, религпросвет

Previous post Next post
Up