Посвящение Непорочному Сердцу Марии.50 вопросов и ответов ч. 2

Aug 28, 2021 13:48

III. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ

21. Что такое коллективное посвящение Марии?

Коллективное посвящение Марии - это акт гипердулии, культа, посредством которого мы выражаем признание особой роли Богородицы в Божественном замысле спасения и развитии истории человечества. Священник, имеющий духовную власть, или лицо, являющееся представителем данной группы, по соглашению с соответствующей церковной иерархией, посвящает данную группу Марии, испрашивая для нее особую и постоянную защиту Богоматери, с Которой у данной группы возникает особенная связь.

22. Что такое культ гипердулии?

Тридентский Собор определил, что существует три типа католических культов: культ «latria», относящийся исключительно к Богу, состоящий прежде всего в поклонении Ему; культ «dulia», который мы посвящаем святым, почитаемым в качестве наших заступников перед Богом; и, наконец, «hiperdulia», обращенный к Марии, которым мы признаем Ее особую роль в Божественном плане спасения, - не только потому, что Она наша Заступница, но и потому, что через Нее Бог раздает духовные дары, в чем Мария выступает как Посредница. Эти титулы, присвоенные Марии, много раз были подтверждены Папами; последний раз - Бенедиктом XVI 13 мая 2010 года во время Посвящения в Фатиме.

23. Все ли жители страны, посвящаемой Марии, оказываются охваченными этим посвящением?

Да. Все они оказываются посвященными, то есть отданными под покровительство Марии церковной властью так, что между ними и Пресвятой Девой устанавливается новая связь. Но это, разумеется, не превращает этих людей в «священных».

24. Изменяется ли что-либо в людях, посвященных Марии?

Да. С этого момента Богоматерь заботится о них более интенсивно, чем ранее. Возникает новая религиозная связь между ними и Марией. Они получают больше благодати от Бога, потому что с этого момента улучшаются их отношения с Богом.

25. Теряют ли они свою свободу?

Нет, свободу они не теряют. С этого момента они получают больше помощи от Богоматери, но они могут эту помощь отвергнуть.

26. Почему монархи и главы государств могут посвящать свои страны Деве Марии?

Церковь всегда признавала светскую власть истинной властью, а также право лидеров стран действовать от имени руководимых ими народов. Кроме того, раньше монархи тоже посвящались на царствие Церковью посредством соответствующей сакраменталии и в некотором роде считались персонами священными. В любом случае, светские власти всегда осуществляли эти посвящения с согласия церковной иерархии и часто по ее просьбе.

27. Продолжаются ли посвящения Марии после II Ватиканского Собора?

Уже в течение работы Собора Папа Павел VI посвятил все человечество Непорочному Сердцу Марии 21 ноября 1964 года, по окончании третьей сессии Собора. А позднее практика посвящений участилась до того, что в период после II Ватиканского Собора произошло больше посвящений, чем за всю предыдущую историю Церкви. Иоанн Павел II провел десятки торжественных церемоний посвящения. В 2013 году соответствующие Патриархи или епископы посвятили Марии Ирландию, Филиппины, Сирию и Ливан.

28. Проводили ли посвящения Бенедикт XVI и Франциск?

Да, эти Папы тоже проводили посвящения. Наиболее важным из них, проведенным Бенедиктом XVI, было посвящение священников Непорочному Сердцу Марии в Фатиме. Папа Франциск также провел памятное посвящение в богородичном святилище Апаресида в Бразилии.

29. 13 октября 2013 года Папа Франциск не использовал слово «посвящение». Почему?

Посвящения, культовые акты особой торжественности, заключающие в себе определенную власть над посвящаемыми, не являются исключительными формами культа Марии. Поэтому с 1981 года Римские понтифики часто используют другие формулы, более подходящие по конкретной ситуации и равно выражающие любовь к Богородице.

30. Таким образом, неважно, как сказать: «посвящение» или «препоручение»?

Это не одно и то же, потому что каждый из этих терминов имеет собственное значение. Препоручение относится к чисто восходящему измерению, это воля, идущая от нас к Богу. В посвящении же всегда задействована сила, идущая свыше. Точно так же мы можем спросить, тождественно ли называть Марию Посредницей или Заступницей. И это тоже разные вещи. Как Заступница Мария просит у Бога милости для нас, а в качестве Посредницы Она служит проводником Божьей благодати, идущей к нам. В последние десятилетия стало сложным говорить о Марии как о Посреднице; наверное, тому есть две причины. Иногда к некоторым актам посвящения примешивались триумфалистские нотки, которые не вязались с евангельским духом смирения. Поэтому в ответ некоторые иерархи предпочитали, иногда слишком навязчиво, говорить только о препоручении. Лучше всего использовать обе модели в зависимости от каждой ситуации, помня о том, что обе они являются актами богородичного культа. Кроме того, иногда на церемониях препоручения или союза с Марией употребляются иные слова, которые превращают эти акты практически в посвящения.

31. Можно ли проанализировать в этом ключе последние посвящения стран?

Да. Если мы рассмотрим последние посвящения стран, осуществленные епископами, станет ясно, что когда епископам нужно совершить формальный акт призыва Марии в особых случаях, всегда используется слово «посвящение». В некоторых случаях, как, например, в Сирии, епископы даже говорили об акте вассальной зависимости от Марии, в которую от имени народа вступают его пастыри. Почти всегда посвящение осуществляется напрямую Марии (за исключением Ирландии) и воззвание осуществляется к Марии с мольбой о покровительстве, помощи и водительстве, ожидаемых от Богоматери, Царицы и Госпожи данной страны.

32. Какие другие народы были посвящены Марии?

Помимо посвящений Марии под другими наименованиями, именно Непорочному Сердцу Марии были посвящены, среди прочих, следующие страны: Эквадор в 1892 г., Португалия в 1931 и 1958 гг., Польша в 1946 г., Австрия в 1947 г., Германия в 1964 г., Испания в 1954 и 2005 гг., Италия в 1959 г., Швейцария в 1960 г., Никарагуа в 1982 г., США в 2006 г., Колумбия в 2008 г., Сирия, Филиппины, Ирландия и Ливан в 2013 г.

IV. ФАТИМА И ПОСВЯЩЕНИЕ РОССИИ

33. Просила ли Пресвятая Дева в Фатиме о посвящении России?

Во время Своего появления 13 июня 1917 года Мария сказала, что Иисус желает установить в мире почитание Непорочного Сердца Марии и что Ее Непорочное Сердце будет убежищем Лусии и путем, который приведет ее к Богу. Кроме того, 13 июля Она возвестила: «чтобы предотвратить это, Я вернусь и потребую посвящения России Моему Непорочному Сердцу и искупительного Причастия в каждую первую субботу нового месяца. Если люди внемлют Моим желаниям, Россия будет обращена, и тогда наступит мир. Если же нет, то она распространит по всему Миру свои лжеучения, что повлечёт за собой войны и гонения на Церковь. Праведники станут мучениками, и Святейший Отец будет сильно страдать, многие народы будут уничтожены. Наконец, восторжествует Царствие Моего Непорочного Сердца. Святейший Отец посвятит Мне Россию, которая обратится, и на какое-то время миру будет дарован мир». В 1929 году в Туе у Лусии было новое видение, и ей было сказано следующее: «Наступило время, когда Бог просит Святого Отца, чтобы он, совместно со всеми епископами мира, посвятил Россию Моему Непорочному Сердцу, и посредством этого посвящения Бог ее спасет».

34. Исполнилось ли обещанное в Фатиме?

Да, к сожалению для России, случилось то, что было возвещено в Фатиме, и страна в течение многих лет находилась под управлением преследовавшего христиан атеистического режима, разбросавшего свои семена богоборчества по многим странам мира. Никогда еще в истории не существовало режима более тиранического, чем советско-коммунистический, при котором в лагерях содержалось 20% населения страны, и никогда в истории не существовало столь богоборческой системы.

35. Почему Папы не выполнили наказа Богоматери?

Римские понтифики очень внимательно прислушивались к посланиям Богоматери и приложили все силы к их выполнению. Но не все так просто. Как Папа может быть уверен, что к нему обращается именно Дева Мария, что это не выдумки какой-то девчонки? До Пия ХI просьба Лусии практически не дошла. Пий XII в начале понтификата получил лишь отрывочную информацию о просьбе Богоматери. В любом случае, в 1942 году во время посвящения мира Непорочному Сердцу он хоть и завуалировано, но вполне определенно упомянул Россию, согласно просьбе сестры Лусии. А в 1952 году, когда значение фатимских явлений было уже осмыслено, он открыто посвятил Россию, хоть и без участия всех епископов мира. Павел VI возобновил посвящение Пия XII. Иоанн Павел II многократно пытался найти формулу посвящения, которая бы не слишком раздражала антирелигиозное правительство России и одновременно отвечала бы посланию, полученному свыше. Окончательное посвящение было осуществлено 25 марта 1984 г.

36. Таким образом, Россия была посвящена Непорочному Сердцу Марии, согласно Ее просьбе в Фатиме и Туе?

Папы несколько раз посвятили Россию Непорочному Сердцу Марии, иногда произнося название страны, иногда используя завуалированные, но вполне понятные выражения типа «те народы, посвящения которых Ты, Мария, ожидаешь» или «страны, в которых нет дома, где бы не почиталась Твоя икона». Конкретно Пий XII посвятил Россию, употребив завуалированную формулу, 13 октября 1942 года, и упомянув ее открыто - 7 июля 1952 года. Иоанн Павел II делал это неоднократно; особо следует отметить даты 8 декабря 1981 г., 13 мая 1982 г. и 16 октября 1983 года. Посвящение, которое мы можем назвать «действительным», было осуществлено Иоанном Павлом II 25 марта 1984 года. Это последнее посвящение было осуществлено с выполнением всех условий, которые сообщила Богоматерь в Фатиме, в особенности в отношении единства со всеми епископами мира. О. Кондор, постулатор беатификации фатимских пастушков, который в тот день говорил с сестрой Лусией, на следующий день подтвердил это Святому Отцу. В связи с этим событием Иоанн Павел II 8 декабря 1983 года, за несколько месяцев до посвящения, направил послание ко всем епископам мира, прося их присоединиться к посвящению.
Сама сестра Лусия говорила о действительности этого посвящения в двух письмах, от 8 и 21 ноября 1989 года: «Да, оно осуществлено так, как о том просила Богородица, с 25 марта 1984 года». И далее она объясняет, что в предыдущих посвящениях «недоставало единства со всеми епископами мира, принимая во внимание, что это посвящение призвано объединить весь Божий народ, это условие является необходимым». Посвящение 25 марта 1984 года действительно отвечает ожиданиям Богоматери, говорит сестра Лусия, потому что Иоанн Павел II осуществил его «после письменного послания ко всем епископам, прося каждого из них осуществить его в своей епархии, в единении с частью вверенного им Божьего народа, а затем распорядился доставить изображение Богоматери Фатимской в Рим. Посвящение было публичным в единстве со всеми епископами, которые, во главе с Его Святейшеством, присоединились к Божьему народу, мистическому Телу Христову; посвящение Непорочному Сердцу Марии, Матери Христа и Его Мистического Тела, чтобы с Ним и через Него, со Христом, Сердце Марии было принесено в жертву для спасения человечества». И добавляет: «Необходимо иметь в виду, что самым важным в этом посвящении является единство всего Божьего народа, как того и желал Христос и просил о том Своего Отца (...) Таким образом, от этого единства зависит вера мира, ответственность за которую Христос на нас возлагает. Если мы отделимся от Папы, высшего представителя Христа на Земле, мы отделимся и от Христа, главы Его Церкви, представителем которой среди нас является избранник Духа Святого, ныне Иоанн Павел II».

37. Произошли ли после посвящения какие-либо изменения в России, которые позволили бы говорить об обращении?

Если под обращением народа подразумевать, что каждый человек становится святым, то все народы далеки от обращения, и всем необходимо обратиться. Когда речь идет об обращении России, Богоматерь могла иметь в виду три аспекта: отказ от атеистического коммунизма, восстановление активной религиозной жизни или реевангелизацию, единение с Католической Церковью. В отношении первого аспекта обращения можно сказать, что коммунистический режим прекратил свое существование вскоре после посвящения. Через год произошла смена правительства, и новый генсек объявил о грядущих больших переменах в стране. Реевангелизация понемногу осуществляется, большинство населения России крещено, были открыты тысячи церквей, люди начали молиться, приобщаться таинств, иконы снова вошли практически во все аспекты жизни россиян. Очевидно, что эта часть обращения находится в начале своего пути, предстоит сделать многое, но кое-что уже реализовано. Что касается единения с Католической Церковью, что означало бы полноту обращения, то до этого еще далеко.

38. Считают ли российские католики, что обращение имело место?

Российские католики не сомневаются в том, что обращение России произошло. Вот свидетельство жителя Санкт-Петербурга, на глазах которого происходили все эти изменения: «После общего посвящения мира Непорочному Сердцу Марии прошел всего год, как 23 апреля 1985 года Пленум ЦК КПСС принял решение о начале перестройки. В ходе внутренней трансформации страны и смены внешней политики произошло полное разрушение империи и коммунистической системы. Появилась реальная, не формальная свобода совести. Несмотря на все проблемы и трудности, имеющие место в России, произошедшие в ней перемены позволяют назвать ее христианской страной. Я, разумеется, не могу наверняка знать, какова связь между этими событиями, но твердо верю, что прямая».

39. Помимо дара свыше, может ли посвящение пониматься как миссия?

Да, посвящение России, как и любое посвящение, есть и дар, и миссия: это помощь Богородицы и ответственность с нашей стороны. Поэтому христиане, в особенности мы, живущие в России, прежде всего должны благодарить Марию за дар, в результате которого мы можем молиться и открыто жить по нашей вере после долгих лет марксистской диктатуры. Эту благодарность выразил Иоанн Павел II во время своего визита в Фатиму 13 мая 1991 года: «Благодарим тебя, Матерь небесная, за то, что Ты, со Своей материнской любовью, привела народы к свободе». Но мы должны отдавать себе отчет, что через посвящение России Богоматерь дает нам поручение: способствовать тому, чтобы это обращение осуществилось во всей полноте. Фатимский завет всегда нам говорил о том, что будущее мира отчасти зависит от нашей свободы: от наших молитв, наших жертвований, нашей материальной помощи реевангелизации России. Мы, католики, своими молитвами о России, возносимыми во время господства в ней коммунистического режима, много способствовали ее обращению. А сейчас, когда появилось больше свободы, мы слишком мало помогаем в деле ее реевангелизации. Поэтому нам следует продолжать молиться за Россию, материально помогать распространению Благой Вести по России, особенно помогать апостольской деятельности Католической Церкви, и если не можем посвятить этому собственную жизнь, то, по крайней мере, молиться, чтобы другие священники, монашествующие и миряне могли нести Евангелие по России.

40. Что еще мы можем сделать, чтобы помочь духу посвящения?

Всегда следует помнить слова нашего Господа, сказанные сестре Лусии: «Непорочное Сердце Марии спасет порученную его заступничеству Россию». Приобретает особую важность распространение почитания Непорочного Сердца Марии в России. Поэтому желательно, чтобы к посвящению Непорочному Сердцу, осуществленному Святым Отцом «извне», присоединилось посвящение России «изнутри», как ответная благодарность в форме личных и коллективных посвящений. Если мы - россияне, то посвятим же себя Непорочному Сердцу в духе Фатимы. Если нет, то давайте распространять почитание Непорочного Сердца среди наших российских друзей или помогать нашими молитвами или экономическими средствами укоренению этой формы почитания в России.

41. Помогают ли реально реевангелизации России те, кто настойчиво просят посвящения России?
Мы не сомневаемся в наличии добрых намерений у людей, настойчиво просящих о посвящении России, но России это не приносит никакой религиозной пользы. Посвящение уже имело место, и в России уже произошли кардинальные изменения. Продолжение просьб о посвящении России дает отрицательный эффект и аннулирует важность уже произошедших событий, а также намекает, что Богоматерь до сих пор ничего не сделала для России, что противоречит очевидности. Признак хорошего воспитания - это выражение благодарности, а вовсе не игнорирование полученных благодеяний. Это все равно как если бы мать подарила дочери все свои украшения, а дочка ей в ответ: «Мама, а когда ты мне что-нибудь подаришь?» Теперь уже нужно не просить новых посвящений, но с любовью возобновлять имеющее место сколько угодно раз и способствовать росту веры в России. К сожалению, движения, ратующие за новое посвящение, не помогают России ни молитвами, ни материально, ни собственным трудом.

42. Почему Богоматерь просила, чтобы именно Папа осуществил посвящение?

Когда сестра Лусия задала подобный вопрос Господу в мае 1936 года в Понтеведра (Испания), Он ответил: «Потому что Я желаю, чтобы вся Моя Церковь признала это посвящение как триумф Непорочного Сердца Марии». Таким образом, это связано с любовью Господа к Своей Матери, но также призвано показать, что всемирная история движима Богом. Кроме того, этим Богоматерь ставит обращение России в зависимость от решения Папы. Богоматерь могла бы, как уже не раз бывало, явиться в России и обратиться к иерархам Православной Церкви, но Она этого не сделала. Таким образом Она указала на две вещи: что Россия, как и все народы мира, находится под духовным водительством Папы и что через посвящение Пресвятая Дева особо и лично доверяет ему заботиться о вере в России. Это личное поручение не может быть передоверено никому.

43. Почему Богоматерь так настаивала, чтобы посвящение осуществилось в единстве со всеми епископами мира?

Нас восхищает мысль о том, что в этом случае желание Пресвятой Девы предопределило экклезиологические положения II Ватиканского Собора. Посвящение - это призыв к единению епископата. Это призыв ко всем епископам мира позаботиться о вере в России, способствовать ее реевангелизации, но одновременно и призыв к поиску единства всего епископата мира, включая и православных епископов. Евангелизация России зависит не только от Православных Церквей, ее спасти должна всемирная, т.е. Католическая Церковь. Возможно, кафоличность России будет иметь очень большое значение для Вселенской Церкви.

44. Таким образом, дух посвящения не противоречит духу экуменизма?

Нет, не противоречит. Дух посвящения напоминает, что духовная власть Римского понтифика является всемирной; это вряд ли понравится проповедникам фальшивого экуменизма примиренческого толка, но в действительности нетрудно заметить, что фатимский завет - это призыв к единению между Церковью России и Католической Церковью. Как и написано на иконе Богоматери Фатимской: «Тобою единство», что подчеркивает объединяющую роль Марии.

45. Кажется, что почитание Непорочной Девы является чем-то чуждым российской духовности. Зачем насаждать почитание, которое ей не свойственно?

Факт того, что Православной Церковью не признается догмат о Непорочном Зачатии Марии, не означает того, что Россия не может почитать непорочность Богоматери. Богословы Киевской духовной академии, которая в то время была ведущей теологической школой православия, в середине XIХ века, то есть еще до провозглашения догмата, не имели ничего против именования Марии «Непорочной». И в многовековой православной литургии практически ежедневно Мария называется не только «Непорочной», но и «Пренепорочной» или «всенепорочной» (например, «непорочная Богородица, Всенепорочная Мати Дево, пренепорочная Мати Христа Бога» и т.д.). Действительно, в Фатиме делается упор на объединение обращения России с почитанием Непорочного Сердца. В 1936 году Господь снова является сестре Лусии, чтобы возвестить: «Непорочное Сердце Марии спасет препорученную Ей Россию». Возможно, эта настойчивость Марии есть всего лишь еще один способ, посредством которого Богоматерь призывает нас к поиску Единства.

46. Возможно, что почитание непорочности Марии и не чуждо российской традиции, но не является ли почитание Непорочного Сердца чисто латинской традицией?

Почитание Сердца Марии уходит корнями глубоко в духовную традицию русской земли, которой всегда была свойственна духовность сердечности. Российские духовные авторы говорят о сохранении сердца, сердечном внимании, сердечной чистоте, сердечных мыслях, желаниях и решениях, об идущей из сердца молитве, о сердечных откровениях, о Божественном присутствии в сердце и т.д. Довольно часто они обращаются к теме духовного «кардиогнозиса», метафизике сердца, то есть дару чтения в сердцах, или духовного «кардиосклероза», или сердечной черствости. Российские авторы считают, что именно сердце, а не интеллект, служит местом встречи Бога с человеком, и с удовольствием используют образ сердца как знак отличия от «рационалистического» Запада, который, по их мнению, забыл, что опорой христианской жизни является как раз сердце.

47. Существует ли в российской традиции прямое упоминание Сердца Марии?

Да, конечно. В часах, особенно вечерних, существуют гимны, называемые «крестобогородичными», тропари, исполняемые у подножия Креста, в которых каждую неделю, причем неоднократно, вспоминается страдающее Сердце Марии, пронзенное мечом: «Гвоздьми тя законопреступных собор пригвозди на Кресте, и печали ныне оружием мое сердце растерзаю, о Сыне мой! Дева вопияше слезящи». Кроме того, существует богородичная икона «Умягчение злых сердец», или «Семистрельная», на которой Мария изображается с Сердцем, пронзенным семью мечами. Также существует богородичная икона «Сердечная» («Кардиотисса»).

48. Как Православная Церковь относится к Фатимскому посланию?

Официально Православная Церковь не высказывалась по поводу фатимского послания. Некоторые его принимают, другие - нет. Иногда появляются свидетельства о том, что некоторые православные епископы присоединились к посвящению, осуществленному Иоанном Павлом II в 1984 году, но правда ли это - неизвестно. Желательно, чтобы православные авторы внесли свой вклад в положительное восточное прочтение фатимского послания. Это прочтение могло бы помочь понять послание, анализируя его малоизученные в настоящее время аспекты, такие, как отношение между благодатью и светом, исходя из восточной теологии света, а также взглянуть на фатимское послание с точки зрения русской духовности сердечности или глубоко изученной связи Марии с Пресвятой Троицей.

49. Может ли икона Богоматери Фатимской помочь распространить в России любовь к Сердцу Марии?

Икона Богоматери Фатимской, почитаемой в Царском Селе - это икона, посвященная Сердцу Марии, благословенная архиепископом в день Непорочного Сердца 2006 г. В центре иконы изображен медальон с написанным постарославянски словом «сердце»; на иконе также написано «Тобою Единство». Это экуменическая икона, потому что Матерь принимает нас всех, католиков и православных. Эта икона должна помочь нам, христианам, проживающим в России, воздать Марии благодарность за Ее особую любовь к этой земле и в связи с этим распространить почитание Ее Непорочного Сердца в духе российской традиции, излечить здесь, в России, «изнутри», Ее Непорочное Сердце, согласно Ее просьбе в Фатиме. Возможно, когда-нибудь вокруг этой иконы может возникнуть святилище, из которого Россия сможет возблагодарить Непорочное Сердце Марии за все, что оно для нее сделало. В настоящее время мы приглашаем всех возобновлять свое личное и коллективное общероссийское посвящение Непорочному Сердцу Марии ежегодно 13 июля, перед иконой Богородицы Фатимской.

50. Остается ли актуальным фатимское послание о посвящении?

Да, фатимское послание остается актуальным. Иоанн Павел II 8 октября 2000 года посвятил Непорочному Сердцу Марии все третье тысячелетие, а Бенедикт XVI сказал в Фатиме в 2010 году, что «ошибается тот, кто считает, что пророческая миссия Фатимы окончена», и выразил свое желание, чтобы «годы, отделяющие нас от столетия явлений (2017), послужили приближению предсказанного триумфа Непорочного Сердца Марии во славу Пресвятой Троицы».

о. Александр Бургос

21 ноября 2013 года. Праздник Введения во храм и Посвящения Марии Господу Богу нашему
Дом Непорочного Сердца № 6 (21) / декабрь 2013, ст.10-12. 31-33; Дом Непорочного Сердца № 1(22) / февраль 2014, ст. 10-11; Дом Непорочного Сердца № 2 (23) / апрель 2014 ст. 10-12; Дом Непорочного Сердца № 3 ( 24) / июнь 2014 ст. 10-11; Дом Непорочного Сердца № 4 ( 25) / август 2014 ст. 10-11.Перевод Татьяны Федотовой.

Источник

святые, статьи, FAQ о христианстве и католичестве, религия, Богородица, молитва, Непорочное Сердце Марии, религпросвет

Previous post Next post
Up