Многим нашим собратьям-протестантам трудно понять горячую преданность по отношению к Деве Марии со стороны как Католической, так и Православной Церквей. Эта привязанность им кажется необоснованной. Кроме того, они уверены, что почитание, оказываемое Деве Марии, уменьшает преданность Иисусу Христу, хотя в действительности это не так. Частично эта проблема связана с Реформацией. Реформаторы остро ощущали, что есть только один посредник между Богом и людьми - Иисус. Католики же, вовсе не считая Марию посредником между человеком и Христом, представляли Ее скорее вовлеченной в посредничество Иисуса от лица человечества.
Хотя Мартин Лютер подчеркивал смирение Марии и оставил прекрасные размышления о тексте Песни Богородицы из Евангелия от Луки (в латинской традиции называемой «Магнификат»), он резко выступал против Ее прославления современной ему Католической Церковью. В целом для большинства протестантских Церквей периода Реформации XVI века характерна негативная реакция на чрезмерное почитание Марии. К несчастью, Дева Мария была практически вовсе устранена из протестантской традиции в период, последовавший за Реформацией. Отчасти это послужило причиной того, что Ее почитание стало знаком единства Католической Церкви. Этой теме посвящены труды св. Людовика Гриньона де Монфора, жившего в XVII веке во Франции.
Источник благодати
Хотелось бы отметить, что Пресвятая Дева Мария сохранила центральное место в основных христианских традициях - особенно в армянской, эфиопской, греческой и латинской. Даже некоторые из англиканских богословов XVII века подчеркивали святость Марии, а один из англикан называет Марию «источником благодати».
Вспомним, что в 1833-1845 гг. в Англиканской Церкви существовало знаменитое «Оксфордское движение». Многие из его участников отводили важное место Марии в своем богословии, лишь немногим отличавшееся от того, которое Она занимала в католическом богословии.
Я бы хотел обратить внимание на то, что вера в заступничество Марии - очень древняя. На протяжении веков верующие обращались к Ней в своих молитвах. Свидетельства тому мы находим в некоторых греческих рукописях, датируемых концом III - началом IV века. Эфесский Собор 431 года был созван с целью защитить утверждение о том, что Мария является Богородицей. После Эфесского Собора началось повсеместное распространение почитания Марии как Матери Божией. Ее имя было включено в официальные требники в тех местах, где в конце какой-либо молитвы во время Литургии упоминался Господь.
Католики и православные не согласны с тем, что почитание Марии отвлекает от почитания Бога. Они убеждены, что поклоняться следует только Господу. И Марию, и святых они почитают, а не поклоняются им. Разве есть лучший путь ко Христу, чем через Его Матерь? И православные, и католики могли бы сказать своим протестантским собратьям, что если Иисус - это солнце, то Мария, как слабое отражение солнца, сравнима с луной.
Как пчела
Как святой Антоний Падуанский относится к Деве Марии? Возвышенно, очень возвышенно. Св. Антоний сравнивает Ее с пчелой. Конечно, на первый взгляд это звучит странно. Однако святой Антоний цитирует Священное Писание, чтобы можно было понять суть его сравнения. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир 11, 3) говорится: «Мала пчела между летающими, но плод ее - лучший из сластей».
Св. Антоний сделал несколько проницательных замечаний в комментарии на этот стих Писания. Он напоминает нам, что пчелы малы по величине, круглы по форме и совершенны по своему строению. Они появляются на свет не в результате совокупления - скорее, они заключают в самих себе порождающую силу.
Св. Антоний отмечает, что пчелы чистоплотнее, нежели все остальные летающие животные и насекомые. Их манит сладкий запах, отпугивает дурной, и они не улетают ни от одного животного. Пчелы не порхают с одного цветка на другой, а работают старательно, собирая нектар с различных цветов и доставляя свой драгоценный груз в улей.
Св. Антоний напоминает нам, что пчелы строят свой улей сверху вниз. Они останавливаются, только когда заканчивают свое строительство, на дне улья. Питаются пчелы медом. «Пчелы, - пишет св. Антоний, - живут от плодов своего труда».
Чем Мария схожа с пчелой? Смирение делает Ее маленькой, как пчела. Она обладала полнотой любви внутри Самой Себя, потому что в течение девяти месяцев вынашивала воплощенную любовь в Своем драгоценном лоне. Мария зачала Иисуса без совокупления, когда Дух Святой «нашел на Нее, и сила Всевышнего осенила Ее», согласно Евангелию от Луки (Лк 1, 5).
Есть и другие черты, в которых Мария схожа с пчелой. Она была, как отмечает св. Антоний, прекрасно «заточенной» в Своей бедности и выдающейся в Своей девственности. Ее привлекал аромат чистоты, и в то же время, Ей претил отталкивающий запах нравственной нечистоплотности. Как и пчела, Мария «не улетает ни от одного животного», то есть, грешника. Насколько же подходит Ей имя Матерь Милосердия - Она принимает любого грешника, приходящего к Ней. Мария предлагает утешение страдающим и надежду угнетенным.
Пальма, олива и кипарис
Св. Антоний сравнивает Марию сначала с пальмой, потом с оливой, а затем с высоким кипарисом.
Что значит - стан Марии похож на пальму? Кора пальмы выглядит грубой у основания ствола, но ближе к небу пальма приятна на вид и радует плодами. Эти наблюдения в качестве образа можно применить к Марии. В жизни Она была лишена комфорта из-за покрова бедности, но на небесах Ее лик прекрасен и славен. Как так? Мария, Царица ангелов, заслужила «стократные плоды», которыми Господь вознаграждает девственников.
Марию также можно сравнить с оливой. Олива состоит из трех частей: собственно оливкового дерева, плодов и оливкового масла. Св. Антоний отмечает, что прежде появления плодов на дереве распускается благоухающий цветок. Само дерево можно уподобить и св. Анне, из которой был сотворен сверкающий, неописуемо благоухающий цветок - Пресвятая Дева Мария.
Плод оливкового дерева, оливки, первоначально зеленые, позже они становятся красноватыми и, наконец, окончательно созревают. Мария была в символическом смысле «зелена, как оливка» при зачатии и рождении Христа, потому что Она сохраняла девство до и после Его рождения. Мария была «красна, как оливка» во время Страстей Христовых, когда «Ей Самой оружие прошло душу» (Лк 2, 35). И наконец, Мария «полностью созрела, как оливка» в Ее Успении. Тогда Она была взята на небо, сияющая в Своей славе.
Святой Антоний сравнивает Марию и с высоким кипарисом. Мария была возвышена над всеми ангелами, подобно тому как кипарис достигает облаков и возносится своей кроной до небес. Сравнивая Марию с высоким кипарисовым деревом, св. Антоний напоминает о сказанном в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир 50, 10-11) и особенно о словах: «… как возвышающийся до облаков кипарис».
Аналогии, которые проводит св. Антоний между Марией и природой, на мой взгляд, весьма впечатляющи и красивы. Дерево имеет корни, которые уходят под землю, но в то же время кончики ветвей устремляются ввысь, тянутся по направлению к облакам. Все мы, люди, как и Мария, привязаны к миру, в то время как часть нашего естества стремится ввысь, к небесам.
Два царства - природы и духа, материи и мысли, сосуществуют в человеке. Это делает нас своеобразным «конспектом мира». Человек охраняет границу между двумя мирами: неразумным - животным и осмысленным - Божественным. Над нами Бог, ниже нас - мир.
Каждый из нас словно мост между двумя берегами - материей и духом. Размышление над личностью Марии напоминает нам, как важно стремиться к горнему.
Ричард Пенаскович
Из журнала «Messenger of St. Anthony»
(«Вестник св. Антония»)
Источник