ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 2, 22-40
Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдёт душу, - да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём.
Взволнованный Симеон берет Иисуса на руки и в молитве открывает Божий замысел для этого Младенца. Там была также пророчица Анна, которая, как и Симеон, в конце своих дней обретает смысл своей жизни. Среди множества людей, толпящихся в храме, только этим двоим открывается великая весть. Дух Святой дает им увидеть в этом Младенце исполнение их долгого и бдительного ожидания. Они осознают, что обещанный Мессия - это именно тот Младенец, рожденный в скромной семье простых людей.
В этой связи евангелист Лука указывает на то, что Мария и Иосиф принесли жертву, которую было дозволено приносить неимущим людям. Закон предписывал роженице после рождения первенца в течение 40 дней не прикасаться к священным предметам и не ходить в храм, пока не пройдут дни очищения. После чего она должна принести годовалого ягненка для всесожжения и молодого голубя или горлицу в жертву за грех; если женщина бедна, она могла предложить двух голубей или двух горлиц; именно это принесли в жертву Пресвятая Мария и святой Иосиф.
Для первенца мужского пола закон Моисея предусматривает выкуп с предложением пяти шекелей серебра, которые могут быть выплачены священнику в любом месте. Этот выкуп установлен в память о том факте, что Бог спас первенцев евреев в период исхода. Хотя нет необходимости ходить в храм, Мария и Иосиф хотят сделать все в Иерусалиме, и для Луки это имеет конкретное богословское значение: Иисус представлен храму Божьему, то есть Сын Всевышнего предлагается Отцу, который послал Его. Это приношение Младенца-Иисуса Отцу становится прелюдией к его жертвенному приношению на Кресте Голгофы.
Представление Иисуса в храме представляет собой важный образ полного самопожертвования для всех тех, кто призван свидетельствовать своей жизнью о встрече с целомудренным, бедным и смиренным Сыном Божьим. Именно поэтому Иоанн Павел II приурочил проведение ежегодного Всемирного Дня молитв о посвященной жизни к сегодняшнему празднику Сретения Господня. «Всемирный день молитв о посвященной Богу жизни отмечается этот день в память о том, как Мария и Иосиф принесли Иисуса в храм, чтобы ‘представить пред Господа’ (Лк 2,22). В этой евангельской сцене раскрывается тайна Иисуса, помазанника Отца, пришедшего в мир, чтобы верно исполнить Его волю (ср. Евр 10, 5-7). Симеон указывает на него как на ‘свет к просвещению язычников’ (Лк 2,32) и пророчески предсказывает высшую жертву, которую принесет Иисус Отцу и Его окончательную победу (ср. Лк 2, 32-35). [...]В представлении Иисуса во храм важную роль играет Мария. Богородица, приносящая Сына в храм, чтобы предложить Его Отцу, воплощает в Себе образ Церкви, которая продолжает предлагать своих сыновей и дочерей Небесному Отцу, связывая их с уникальной жертвой Христа, ставшей причиной и образцом каждого посвящения в Церкви» (Иоанн Павел II).
И если люди, посвятившие себя Богу, остаются верными своему призванию, то они излучают свет, который освещает все их существование; их жизнь становится радостным ответом на инициативу Божьей любви. Попросим же Господа сегодня, дабы те, кого Он призывает, имели мужество с готовностью отвечать Ему, а те, кто уже ответил Ему, никогда не отчаивались перед лицом трудностей, с которыми они могут столкнуться в своей жизни.
Источник